Распределительный закон умножения

Разделы: Математика


Цели урока: формирование глубоких математических знаний, математической культуры, творческого отношения к математике, критериев оценивания своей деятельности на уроке.

Третий час в данной теме.

Урок начинается с того, что ученики вспоминают, что они проходили на прошлом уроке и ставят задачи на данный урок. Учитель кратко записывает их на доске и эта запись остается на протяжении всего урока:

  • правила;
  • навыки;
  • язык;
  • задачи;
  • словарь.

Записывается тема урока.

Таким образом создается ориентированная деятельность на уроке.

Учитель указывает средство, с помощью которых будут решаться поставленные задачи и система балловой оценки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент начала урока.

Деятельность переходит от учителя к ученику.

Учитель задает вопросы:

1. Что задано на дом? (Теория по распределительному закону умножения; упражнения)

2. Что сегодня надо сделать на уроке?

Ученики с помощью учителя формируют задачи урока, которые записываются в ходе урока на доске:

  • правила;
  • навыки;
  • язык;
  • задачи;
  • словарь.

3. Как звучит тема урока? (Записывается учителем на доске, учащимися - в тетрадь)

Учителем объясняются формы работы на уроке и система балловой оценки.

В уроке выделяется III этапа:

I. Проверка знания правил - работа в парах, проговаривание.

Можно набрать: 0 или 1 и 2 балла.

II. Диктант.

Можно набрать: 0 или 1 и 2 балла.

III. Дополнительное задание.

Ученики зарабатывают баллы в ходе решения упражнений, дополнений ответов товарищей, исправления ошибок товарищей или учителя.

Система рейтинговой оценки и самооценки.

В ходе урока ученики заполняют таблицу:

I этап

II этап

III этап

     

II. Первый этап. Проговор правил и оценка знания правил.

а) К доске вызывается ученик (по желанию) с целью демонстрации работы в парах. Учитель и ученик спрашивают друг у друга распределительные законы умножения относительно вычитания и сложения и оценивают ответы.

Учитель: Сформулируй сочетательный закон умножения относительно сложения.

Ученик: Чтобы умножить число на сумму двух чисел надо это число умножить на первое слагаемое, потом на второе слагаемое и результаты сложить. Или наоборот.

Учитель: Слово “надо” понимается как единственное и необходимое условие?

Ученик: Нет. Можно сделать наоборот.

Учитель: Что значит наоборот?

Ученик: Сначала можно умножить на второе слагаемое, потом на первое и результат сложить.

Учитель: А в каком еще порядке можно выполнять действия?

Ученик: Не применяя закона. Сначала сложить, а потом умножить.

Учитель: Теперь твои вопросы.

Ученик: Сформулируйте сочетательный закон умножения относительно вычитания.

Учитель: Чтобы умножить число на разность двух чисел можно умножить это число на уменьшаемое, потом на вычитаемое и из первого результата вычесть второй. Или наоборот.

Ученик: Что значит наоборот?

Учитель: Сначала умножить на вычитаемое, потом на уменьшаемое и из второго результата вычесть первый.

Ученик: Тогда правильно. Только разве это наоборот?

Учитель: Да, я не корректно сформулировала последнее предложение правила. Ты обратил на это внимание. Молодец, ты заработал 2 балла.

Желательно, чтобы в демонстрационной работе была “провокация” ошибки, недочета. На предыдущих уроках давались характеристики ошибкок в правилах (что приводит к ошибке на практике) и недочетах (не корректно сформулировано).

Если ученик в ответе допускает ошибку и не может ее исправить 0 баллов.

Допускает недочет и не исправляет его - 1 балл, исправляет - 2 балла.

Правильный ответ - 2 балла.

Если ученик пропустил ошибку в ответе своего товарища - вычитается 1 балл.

б) Осуществляется контроль знания правил средством общения в парах.

В это время ученик, который сдал правила, выполняет упражнения, записанные на доске:

Вставить пропущенные буквы в словах:

выч.тание

сл.жение

ед.ница

д.ление

выр.жение

с.ч.тательный

п.р.м.стительный

К речевой грамотности добавляется словарная. Идет продолжение линии диалога в другой форме. Проверка осуществляется не учителем, а учениками.

в) Ученики в тетради в таблицу проставляют полученные баллы.

III. Второй этап. Продолжение диалога на уровне письменного математического языка.

Второй этап состоит из двух частей - математического диктанта и его проверки.

Условия записаны на доске в двух вариантах.

а) Диктант.

I вариант

1. Какое свойство умножения применено в данном равенстве:

3 у + 7 у = 10 у?

2. Записать с помощью букв распределительное свойство умножения относительно сложения.

3. Примените распределительное свойство умножения

(х - 7) • 3

4. Представьте в виде произведения

23в - в

5. Найдите значение выражения

138 • 90 - 38 • 90

II вариант

1. Какое свойство умножения применено в данном равенстве:

5х - х = 4х?

2. Записать с помощью букв распределительное свойство умножения относительно сложения.

3. Примените распределительное свойство умножения

(а + 5) • 7

4. Представьте в виде произведения

20р - р

5. Найдите значение выражения

77 • 49 + 49 • 23

б) Проверка.

Осуществляется учениками совместно с учителем. Ученики первого варианта меняются тетрадями и проверяют друг у друга. Аналогично делают ученики второго варианта. Учитель зачитывает правильный ответ к первому заданию. Ученики помечают в тетрадях: правильно “плюс”, правильно, но неточно “плюс-минус”, неправильно - ”минус”. Затем второе задание и т.д..

Наибольшее количество 2 балла набирают те ученики, у которых пять “чистых” плюсов или четыре плюса и один “плюс-минус”. Один балл набирают - те ученики у кого - три плюса и не менее одного плюса-минуса или четыре плюса. В остальных случаях ставят 0 баллов. Полученные баллы ученики записывают в таблицу в графе второго этапа.

IV. Третий этап. Упражнения.

1. Перевести с языка математических символов и знаков на литературный язык (устно).

3х + х = 96       9а + 9в

у - 2х > 3         (х - у) • 3 = 15

9 • (а + в)         3х - 3у > 10

2. Записать предложение в виде равенства (Виленкин, М - 5, № 560).

а) сумма 3х и 5х равна 96;

б) разность 11у и 2у равна 99;

в) 3z больше, чем z, на 48;

г) 27m на 12 меньше, чем 201;

д) 8n вдвое меньше, чем 208;

е) 380 в 19 раз больше 10р.

В ходе проверки учитель акцентирует внимание на вариативность ответов.

3. Задача (Виленкин, М - 5, № 577).

Я задумал число. Если его увеличить на 15, а результат умножить на 8, то получится 160. Какое число я задумал?

Называется несколько способов решения. Оформляется в тетради и на доске решение задачи с помощью уравнения, ученики называют этапы решения задач на составление уравнения.

I этап. Составление математической модели

II этап. Работа с моделью.

2 способа решения уравнения:

I способ                      II способ

(х + 15) • 8 = 160     (х + 15) • 8 = 160

х + 15 = 160: 8         8х + 120 = 160

х = 5                          х = 5

Во втором способе применяется распределительный закон умножения относительно сложения.

III этап. Переход к вопросу задачи.

4. Дополнительное задание. Поэтапная задача. (Виленкин, М- 5, № 558)

За 1 час работы двигатель расходует 8 литров дизельного топлива. До полудня двигатель работал 5 часов, а после полудня 3 часа. Сколько литров дизельного топлива израсходовали за все это время? На сколько больше израсходовано топлива в первой половине дня, чем во второй?

Обсуждаются способы решения задач. Два способа выполняются на доске; каждый ученик выбирает тот способ, который ему больше нравится.

I способ

1) 5 • 8 = 40 (л) - до полудня.

2) 3 • 8 = 24 (л) - после полудня.

3) 40 + 24 = 64 (л) - израсходовано за весь день.

4) 40 - 24 = 16 (л) - больше израсходовали до полудня, чем после полудня.

II способ

1) 5 + 3 = 8 (ч) - вся работа.

2) 8 • 8 = 64 (л) - всего израсходовано.

3) 5 - 3 = 2 (ч) - больше работал до полудня, чем после полудня.

4) 2 • 8 = 16 (л) больше израсходовано до полудня.

Ответ: 64 л, на 16 л.

V. Подведение итога урока.

  1. Выполнены ли поставленные цели?
  2. Выставление оценок (карандашом каждый ученик поставил себе оценку).

Учитель. Поднимите руки те ученики, кто заработал 5 и более баллов. Тем я поставлю оценку 5 в журнал.

VI. Домашнее задание.

Дается в результате осмысления того, что недоработано некоторыми учениками на уроке.

Для всех  № 614, № 618.

Кто допустил ошибки в диктанте - № 609(а, б), № 610 (а, б).