Цели урока:
развивающая:
- развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения;
- повышение мотивации обучения учащихся;
- расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса;
- осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, географией, историей, информатикой, создание презентаций.
обучающая:
воспитывающая:
- обучение детей трудолюбию и аккуратности.
Эпиграф урока:
“Геометрия владеет двумя
сокровищами:
одно из них – это теорема Пифагора”
Иоганн Кеплер
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, программа МS Office 2003.
Ожидаемый результат:
1-й уровень: каждый ученик должен знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, уметь применять теорему Пифагора для решения задач.
2-й уровень: каждый ученик должен знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, уметь доказывать теорему Пифагора, уметь применять теорему Пифагора для решения задач.
3-й уровень: каждый ученик должен знать зависимость между сторонами прямоугольного треугольника, уметь доказывать теорему Пифагора, уметь применять теорему Пифагора для решения нестандартных задач.
ХОД УРОКА
Приветствие и вступительное слово учителя:
Добрый день! Сегодня мы подведем итог всем исследованиям и полученным знаниям о Пифагоре и его знаменитой теореме. Проверим, как вы можете применять свои знания при решении различных простейших, исторических и геометрических задач.
Но прежде чем приступить к расширению ваших знаний о Пифагоре и его теореме, давайте вспомним, какие треугольники называются прямоугольными и как найти площади различных фигур, для этого напишем математический диктант. Ребята, перед вами лежат листочки с заданиями, подпишите их пожалуйста, и выберете правильный ответ. Теперь давайте поменяемся листочками и проверим работу своего соседа. Оценки ставим в соответствии со школой указанной в конце диктанта.
Давайте послушаем и посмотрим исторический материал, который приготовили наши ученики о Пифагоре. (Презентация 1)
Теперь мы узнали о жизни Пифагора, давайте вспомним теорему, которую он доказал и посмотрим работу девочек, они провели исследования и выяснили, что доказательство теоремы Пифагора не единственное. (Презентация 2)
В чем же причина популярности теоремы Пифагора? Красота! Простота! И значимость в практическом применении….
Теперь давайте проверять и выставлять себе оценки.
Устный счет. Рассмотрим несколько простейших задач на практическое применение теоремы: это пять задач в презентации урока учителя, выполняем устно, проверяем по слайдам.
Повторим алгоритм решения задач на применения теоремы.
Решим геометрическую задачу № 1.
Решим практическую задачу № 2.
Решим задачу древних индусов № 3.
Решим задачу индийского математика XII века Бхаскари.
Давайте, решив задачи, узнаем, какой стиль архитектуры использовался в Древнем Египте при строительстве!
Заполните таблицу
6 |
16 |
17 |
20 |
24 |
5 |
г |
о |
т |
и |
к |
а |
Показать Собор Парижской Богоматери
Удобный и очень точный способ, употребляемый землемерами для проведения на местности перпендикулярных линий, был известен с древних времён. Этот способ, по-видимому, применявшийся ещё тысячелетия назад строителями египетских пирамид, основан на том, что каждый треугольник, стороны которого относятся как 3:4:5, согласно теореме Пифагора - прямоугольный, так как 32 + 42 = 52.
Поэтому треугольник с катетами 3, 4 и гипотенузой 5 называют “египетским”.
Разноуровневое домашнее задание
Подведение итогов: релаксация….
“Сегодня на уроке я повторил…”
“Сегодня на уроке я узнал…”
“Сегодня на уроке я научился…”
Вашему вниманию небольшой клип для поднятия настроения….
А за великое открытие, которое мы совершили сегодня на уроке, каждый из вас получает вот такой папирус о том, что он являлся участником открытого урока и успешно усвоил теорему Пифагора и еще раз убедился в связи математики с другими науками.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.
Работу выполнил учащийся 8 класса _______________________(Ф.И)
Выбери правильный вариант ответа.
1. Закончи предложение: “Треугольник, у которого один угол прямой называется…”
а) остроугольный; б) равнобедренный; в) равносторонний; г) прямоугольный;
2. Отметь прямоугольный треугольник:
3. Как называются стороны в прямоугольном треугольнике?
а) боковые стороны; б) основания; в) катеты и гипотенуза.
4. У какого треугольника правильно отмечены стороны.
5. Выбрать формулу площади квадрата:
Выбрать формулу площади прямоугольника:
Конец диктанта.
Оценка “5” - все верные ответы.
Оценка “4” - 5 верных ответов.
Оценка “3” - 4 верных ответа.