Цели:
Проверить знания учащихся,
хронологические и картографические умения,
умения рассуждать, аргументировать, знания
понятий и терминов.
Оборудование: для игры необходимо приготовить обозначение баллов по турам, обозначение подсказок, конверты с вопросами по турам, орден “О! Отличник!”, таблицу баллов по турам. Атрибутику игры могут изготовить сами учащиеся. Может быть объявлен конкурс на лучшее изготовление ордена. Условие: при изготовлении ордена использовать символику округа.
Урок-игра проводится по типу телевизионной игры “Кто хочет стать миллионером?”.
1 этап игры: Выбор игрока. Участником игры будет выбран тот, кто быстрее всех выполнит задание.
Задание: Расставьте в хронологической последовательности:
1. Ханты-Мансийский автономный округ; 5
2. Остяко-Вогульский национальный округ; 3
3. Ханты-Мансийский национальный округ; 4
4. Западно-Сибирское генерал-губернаторство: 2
5. Сибирское генерал-губернаторство. 1
Условия игры: Вы имеете возможность стать
отличником по истории Ханты-Мансийского округа.
В первом туре пять вопросов и первая 1000
несгораемых баллов. Во втором туре также пять
вопросов, но несгораемые баллы - 100 000. Третий тур
— самый сложный и вас ожидает 1 000 000!
Подготовить таблицу:
1 тур:100-200-З00-500-1000 несгораемые баллы (З балла).
2 тур: 2000-4000-6000-8000-10000 несгораемые баллы (4 балла).
З тур: 20000-40000-80000-100 000 несгораемые баллы (5
баллов).
Во время игры вы можете воспользоваться подсказками:
1) подсказка зрителей,
2) подсказка друга,
3)подсказка компьютера- учителя (50*50).
Для игры необходимо приготовить обозначение баллов по турам, обозначение подсказок, конверты с вопросами по турам, орден “ “О! Отличник!”, таблицу баллов по турам. Атрибутику игры могут изготовить сами учащиеся. Может быть объявлен конкурс на лучшее изготовление ордена. Условие: при изготовлении ордена использовать символику округа.
Вопросы первого тура:
1. Ханты-Мансийск образовался на месте владений
князя: а) Ханта; б) Самара; в) Кучума; г) Тайбугида.
2.Основой хозяйства аборигенного населения
Обь-Иртышского Севера являлась: а) рыболовство; б)
бортничество; в) земледелие; г) торговля.
3. Военных предводителей- вождей на языках
разных народов Западной Сибири называли: а)
воинами; б) мужиками; в) силачами; г) богатырями.
4. Назовите основной источник рабства в угорских
княжествах: а) погромный ясырь (военнопленные); б)
долговое ; в) дети; г) гарнизон.
5. Впервые о вогуличах упомянул еще в конце 14 века:
в “ Житии Стефана Пермского”: а) Василий Темный;
б) Епифаний Премудрый; в) вещий Олег; г)
Н.М.Карамзин.
Вопросы второго тура:
1. Священным деревом у вогулов считалась: а) кипарис; б) лиственница; в) сосна; г) кедр.
2. Высший гражданский сановник в позднесредневековых татарских государствах назывался : а) черемис; б) облас; в) карача; г) мечеть.
3. Добровольное подношение князю в виде пушнины, продуктов или предметов домашнего обихода называлось: а) свадьбой; б) ясаком; в) дарованием; г) поминками.
4. В русских источниках дух-покровитель семьи изображался в виде человека и назывался: а) чурбаном; б) лешим; в) болваном; г) мужичком.
5. В 1909 году в селе Самарово была проведена: а) линия телепередач; б) высоковольтная линия; в) телеграфная линия; г) пейджинговая связь.
Вопросы третьего тура.
1. Первая попытка поиска нефти была осуществлена около поселка: а) Бобровка; б) Цингалы;в) Октябрьское; г) Березово.
2. 10 декабря 1930 года был образован: а) г.Ханты-Мансийск; б) Самарово; в) Остяко-Вогульский национальный округ г) Ханты-Мансийский национальный округ.
3. В какую область был включен Ханты-Мансийский национальный округ в 1944 году?: а) Омскую; б) Уральскую; в) Тюменскую; г) Обь-Иртышскую.
4. Первый северный газопровод заработал в районе: а)Самарово; б) Шаим; в) Березово; г) Мулымья.
5. Кто руководил бригадой, получившей первый газ у с. Шаим: а) А.Миллер; б) Г.Норкин; в) С.Урусов; г) Ф.Салманов.
По итогам игры победитель награждается орденом “Отличник”. В игре могут принять участие несколько учащихся. При условии участия нескольких учащихся необходимо разработать дополнительные вопросы ко всем турам. Например, можно использовать такие вопросы:
Расположите в хронологической последовательности даты открытия нефтегазовых месторождений Ханты-Мансийского округа:
1. Игримское месторождение 3
2. Деминское месторождение 1
3. Усть-Балыкское месторождение 4
4. Чуэльское месторождение 2
5. Паультурское месторождение 5
1. Коренное население Обь-Иртышского Севера в
древности исповедовали: а) ислам; б) христианство;
в) язычество; г) буддизм.
2. Рукописную тетрадь с различными деловыми
бумагами в XVI–XVII вв. называли: а) блокнотом; б)
книгой; в) сборником; г) альбомом.
3. Покорителем Сибири называют: а) ; б) Ермака; в)
Кучума; г) Дунина –Горкавича..
4. Деревянная крепость, окруженная посадом, в
XVI–XVII вв. называлась: а) поселком; б) городом; в)
центром; г) округом
5. Фамилия автора “ Чертежной книги Сибири”: а)
Дежнев; б) Хабаров; в) Ремезов; г) Поярков.
6. По реке Оби в XVII веке жили: а) остяки; б) вогулы; в)
ненцы; г) саами.
7. На лесистых склонах Урала в XVII веке жили: а)
остяки; б) вогулы; в) ненцы; г) саами.
8. Первая типография в Сибири была открыта в 1874
году в городе: а) Омске; б) Тобольске; в) Тюмени; г)
Иркутске.
9. Назовите автора первого букваря на родном
языке ханты, вышедшим в 1930 году: а) П.Е. Хатанзеев;
б) А.М.Сенгепов; в) Е.А. Немысова; г) Е.Д. Айпин.
11. Какое восстание в 1933-1934 годах было самым
крупным выступлением местного населения: а)
Березовское; б) Пелымское; в) Казымское; г)
Обдорское.
12.Признание получило творчество
сказительницы-манси: а) А.М.Коньковой; б) В.С.
Ивановой; в) Ю. Шесталовой; г) Е.Д. Айпиной.
13. Он не был в ссылке в Югорской земле: а) Меншиков
А.Д.; б) Бирон Э.; в) Долгоруков А.Г.; г) Остерман Г.
14. Автор картины “Меншиков в Березове”: а)
Суриков; б) Тебетев; в) Тимофеев; г) Панков.
15. Коренное население Обь-Иртышского Севера
считало это озеро священным: а) Байкал; б) Нумто; в)
Рица; г) Лебединое озеро.
16. Известный народный умелец резьбы по кости,
представитель коренных народов севера: а) Панков;
б) Каразин; в) Шекшин; г) Шишкин.
17. Пароход, курсирующий по реке Сосьва в начале
60-х годов XIX века, назывался: а) Тундра; б) Тайга; в)
Ермак; г) Север.
18. Служители, отвечающие за охрану и обслуживание
ворот в русских средневековых городах,
назывались: а) сторожа; б) солдаты; в) воротники; г)
охрана.
19. Взыскание за прошлые годы, а также сумма
задолженности: а) долг; б) доимка; в) кредит; г)
заначка.
20. Кто являлся руководителем реформ местного
управления в Сибири, разработанных в 1821 г. а)
Г.С.Батеньков; б) М.М.Сперанский; в) Александр I; г)
А.С.Меншиков.
Подведение итогов. Награждение победителей.