Урок–игра по истории Ханты–Мансийского автономного округа "О! Отличник!"
Цели:
- Проверить знания учащихся, хронологические и картографические умения, умения рассуждать, аргументировать, знания понятий и терминов.
- Воспитывать любовь к своему родному краю.
- Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своей малой Родины.
Оборудование: для игры необходимо приготовить обозначение баллов по турам, обозначение подсказок, конверты с вопросами по турам, орден “О! Отличник!”, таблицу баллов по турам. Атрибутику игры могут изготовить сами учащиеся. Может быть объявлен конкурс на лучшее изготовление ордена. Условие: при изготовлении ордена использовать символику округа.
Урок-игра проводится по типу телевизионной игры “Кто хочет стать миллионером?”.
1 этап игры: Выбор игрока. Участником игры будет выбран тот, кто быстрее всех выполнит задание.
Задание: Расставьте в хронологической последовательности:
1. Ханты-Мансийский автономный округ; 5
2. Остяко-Вогульский национальный округ; 3
3. Ханты-Мансийский национальный округ; 4
4. Западно-Сибирское генерал-губернаторство: 2
5. Сибирское генерал-губернаторство. 1
Условия игры: Вы имеете возможность стать отличником по
истории Ханты-Мансийского округа. В первом туре пять вопросов и
первая 1000
несгораемых баллов. Во втором туре также
пять вопросов, но несгораемые баллы - 100 000. Третий тур — самый
сложный и вас ожидает 1 000 000!
Подготовить таблицу:
1 тур:100-200-З00-500-1000 несгораемые баллы (З балла).
2 тур: 2000-4000-6000-8000-10000 несгораемые баллы (4 балла).
З тур: 20000-40000-80000-100 000 несгораемые баллы (5 баллов).
Во время игры вы можете воспользоваться подсказками:
1) подсказка зрителей,
2) подсказка друга,
3)подсказка компьютера- учителя (50*50).
Для игры необходимо приготовить обозначение баллов по турам, обозначение подсказок, конверты с вопросами по турам, орден “ “О! Отличник!”, таблицу баллов по турам. Атрибутику игры могут изготовить сами учащиеся. Может быть объявлен конкурс на лучшее изготовление ордена. Условие: при изготовлении ордена использовать символику округа.
Вопросы первого тура:
1. Ханты-Мансийск образовался на месте владений князя: а) Ханта;
б) Самара; в) Кучума; г) Тайбугида.
2.Основой хозяйства аборигенного населения Обь-Иртышского Севера
являлась: а) рыболовство; б) бортничество; в) земледелие; г)
торговля.
3. Военных предводителей- вождей на языках разных народов
Западной Сибири называли: а) воинами; б) мужиками; в) силачами; г)
богатырями.
4. Назовите основной источник рабства в угорских княжествах: а)
погромный ясырь (военнопленные); б) долговое ; в) дети; г)
гарнизон.
5. Впервые о вогуличах упомянул еще в конце 14 века: в “ Житии
Стефана Пермского”: а) Василий Темный; б) Епифаний Премудрый; в)
вещий Олег; г) Н.М.Карамзин.
Вопросы второго тура:
1. Священным деревом у вогулов считалась: а) кипарис; б) лиственница; в) сосна; г) кедр.
2. Высший гражданский сановник в позднесредневековых татарских государствах назывался : а) черемис; б) облас; в) карача; г) мечеть.
3. Добровольное подношение князю в виде пушнины, продуктов или предметов домашнего обихода называлось: а) свадьбой; б) ясаком; в) дарованием; г) поминками.
4. В русских источниках дух-покровитель семьи изображался в виде человека и назывался: а) чурбаном; б) лешим; в) болваном; г) мужичком.
5. В 1909 году в селе Самарово была проведена: а) линия телепередач; б) высоковольтная линия; в) телеграфная линия; г) пейджинговая связь.
Вопросы третьего тура.
1. Первая попытка поиска нефти была осуществлена около поселка: а) Бобровка; б) Цингалы;в) Октябрьское; г) Березово.
2. 10 декабря 1930 года был образован: а) г.Ханты-Мансийск; б) Самарово; в) Остяко-Вогульский национальный округ г) Ханты-Мансийский национальный округ.
3. В какую область был включен Ханты-Мансийский национальный округ в 1944 году?: а) Омскую; б) Уральскую; в) Тюменскую; г) Обь-Иртышскую.
4. Первый северный газопровод заработал в районе: а)Самарово; б) Шаим; в) Березово; г) Мулымья.
5. Кто руководил бригадой, получившей первый газ у с. Шаим: а) А.Миллер; б) Г.Норкин; в) С.Урусов; г) Ф.Салманов.
По итогам игры победитель награждается орденом “Отличник”. В игре могут принять участие несколько учащихся. При условии участия нескольких учащихся необходимо разработать дополнительные вопросы ко всем турам. Например, можно использовать такие вопросы:
Расположите в хронологической последовательности даты открытия нефтегазовых месторождений Ханты-Мансийского округа:
1. Игримское месторождение 3
2. Деминское месторождение 1
3. Усть-Балыкское месторождение 4
4. Чуэльское месторождение 2
5. Паультурское месторождение 5
1. Коренное население Обь-Иртышского Севера в древности
исповедовали: а) ислам; б) христианство; в) язычество; г)
буддизм.
2. Рукописную тетрадь с различными деловыми бумагами в XVI–XVII вв.
называли: а) блокнотом; б) книгой; в) сборником; г) альбомом.
3. Покорителем Сибири называют: а) ; б) Ермака; в) Кучума; г)
Дунина –Горкавича..
4. Деревянная крепость, окруженная посадом, в XVI–XVII вв.
называлась: а) поселком; б) городом; в) центром; г) округом
5. Фамилия автора “ Чертежной книги Сибири”: а) Дежнев; б) Хабаров;
в) Ремезов; г) Поярков.
6. По реке Оби в XVII веке жили: а) остяки; б) вогулы; в) ненцы; г)
саами.
7. На лесистых склонах Урала в XVII веке жили: а) остяки; б)
вогулы; в) ненцы; г) саами.
8. Первая типография в Сибири была открыта в 1874 году в городе: а)
Омске; б) Тобольске; в) Тюмени; г) Иркутске.
9. Назовите автора первого букваря на родном языке ханты, вышедшим
в 1930 году: а) П.Е. Хатанзеев; б) А.М.Сенгепов; в) Е.А. Немысова;
г) Е.Д. Айпин.
11. Какое восстание в 1933-1934 годах было самым крупным
выступлением местного населения: а) Березовское; б) Пелымское; в)
Казымское; г) Обдорское.
12.Признание получило творчество сказительницы-манси: а)
А.М.Коньковой; б) В.С. Ивановой; в) Ю. Шесталовой; г) Е.Д.
Айпиной.
13. Он не был в ссылке в Югорской земле: а) Меншиков А.Д.; б) Бирон
Э.; в) Долгоруков А.Г.; г) Остерман Г.
14. Автор картины “Меншиков в Березове”: а) Суриков; б) Тебетев; в)
Тимофеев; г) Панков.
15. Коренное население Обь-Иртышского Севера считало это озеро
священным: а) Байкал; б) Нумто; в) Рица; г) Лебединое озеро.
16. Известный народный умелец резьбы по кости, представитель
коренных народов севера: а) Панков; б) Каразин; в) Шекшин; г)
Шишкин.
17. Пароход, курсирующий по реке Сосьва в начале 60-х годов XIX
века, назывался: а) Тундра; б) Тайга; в) Ермак; г) Север.
18. Служители, отвечающие за охрану и обслуживание ворот в русских
средневековых городах, назывались: а) сторожа; б) солдаты; в)
воротники; г) охрана.
19. Взыскание за прошлые годы, а также сумма задолженности: а)
долг; б) доимка; в) кредит; г) заначка.
20. Кто являлся руководителем реформ местного управления в Сибири,
разработанных в 1821 г. а) Г.С.Батеньков; б) М.М.Сперанский; в)
Александр I; г) А.С.Меншиков.
Подведение итогов. Награждение победителей.