Цели: систематизировать знания обучающихся по методам решения показательных и логарифмических уравнений; обобщить изученный материал; выяснить вопросы, которые недостаточно освещены.
Вопросы семинара.
1. Методы решения показательных уравнений.
2. Свойства логарифмов.
3. Методы решения логарифмических уравнений.
4. Решить уравнения:
- 4х + 3х-1 = 4х-1 + 3х+2
- 3 . 4х - 5 . 6х + 2 . 9х = 0
- 2х + 5х = 2.
5. Подобрать уравнения (1-2), которые вы затрудняетесь решить.
I. Доклад (8 минут).
№ 1. Решение показательных и логарифмических уравнений основано на свойствах функции у=ах и у= соответственно где 0 < a < 1 или a>1.
Таблица. Функции их свойства и графики.
№ 2. Простейшие показательные уравнения
b > 0, x = logab;
ах = b при
b<0, уравнение не имеет корней.
№ 3. При решении показательных уравнений используют следующие методы:
1. Приведение к одному основанию
2. Вынесение за скобку общего множителя 7х +7х+2 = 50;
3. Замена переменной 25х + 5х+1 – 6 = 0;
4. Логарифмирование обеих частей уравнения 2х = 12;
5. Графический
Для преобразования показательных уравнений, используют свойства степени.
№ 4. Уравнения вида – называются простейшими логарифмическими (a>0, a1).
, при всех допустимых “а” имеет единственное решение х = аb.
При решении логарифмических уравнений применяют часто следующие преобразования:
основанные, на свойствах логарифма.
В решение логарифмических уравнений используют следующие методы:
- Используя преобразования, приводящие уравнение к виду
- В решении используют метод замены переменной (вводим новую переменную и сводим уравнение к алгебраическому, решив его возвращаемся к первоначальной переменной.
2 lg2 х – 5 lg x – 7 = 0,
Рассмотрены основные методы (приемы) решения показательных и логарифмических уравнений.
Содокладчик № 1
Познакомимся с другими методами решения показательных уравнений.
Метод, основанный на составлении отношений.
Разберем на конкретном примере.
№ 1. 4х + 3х-1 = 4х-1 + 3х+2 преобразуем уравнение
, т.к. 3х > 0, разделим уравнение на 3х, получим имеем - откуда х =
х = 1 +
или
№2. 2х+1 - 2х-1 = 32-х;
2 . 2х – 1/2 . 2х = 9 . 1/3х ,
т.к. 3х > 0, умножили уравнение на 3х, получили 6х . 3/2 = 9, 6х = 6, откуда х = 1.
Оппонент
Уравнение №1 можно решить и используя основные методы решения.
4х - 4х-1 = 3х+2 - 3х-1
,
прологарифмируем уравнение
х = х = 1 +
Необходим ли этот метод?
Эксперт (ответ оппоненту)
Уравнение №1 можно решить, используя свойства логарифма, метод логарифмирования. Но преобразования в этом случае громоздки. Предложенный ваш метод является для данного случая более рациональным.
Содокладчик № 2
1. Использование однородности в решении уравнений.
3 . 4х - 5 . 6х + 2 . 9х = 0, 3 . 22х - 5 . 3х . 2х + 2 . 32х = 0.
Заметим, что левая часть уравнения однородный многочлен степени 2.
Разделим обе части уравнения на 22х (22х >0) и полагая t получим уравнение 2t2 – 5t + 3 = 0, t1 = 1, t2 = .
Вернемся к первоначальной переменной.
= 1 или, откуда х1 = 0, х2 = 1.
2. Уравнение вида 2х + 5х = 2 можно решить, используя свойства монотонности функции, т.к. g(x) = 2x и f(x) = 5x функции монотонно возрастающие, а у = 2 – функция постоянная. Т.о. графики функций у = 2 и у = 2х + 5х могут пересекаться в одной точке, уравнение имеет единственное решение. Методом подбора определяем корень уравнения х = 0.
Оппонент
Уравнение 2х + 5х = 2 можно решить графически.
Эксперт
Да, уравнение 2х + 5х = 2 можно решить графически т.к. в правой части уравнения небольшое число. А вот решить графически уравнение 2х + 5х = 29 уже вызывает трудности. А предложенный метод (основанный на свойстве монотонности функции) дает быстрый ответ.
Провокатор
Уравнение
- не является однородным;
- графически решить можно, но сложно
- логарифмирование тоже не дает желаемого результата;
- методы 1, 2, 3, 4 – не подходят.
Как найти решение данного уравнения?
Эксперт
Из всех перечисленных методов, подходит метод замены неизвестного.
В основании степеней взаимообратные числа
Введем переменную , тогда , получим уравнение Решение которого не вызывает трудности. Затем перейти к первоначальной переменной.
Содокладчик № 3
В решении логарифмических уравнений, используют и метод потенцирования.
Переход от равенства, содержащего логарифм, к равенству, не содержащему их, называется потенцированием. При этом область определения уравнения расширяется, необходимо сделать проверку.
Примеры:
№ 1
Проверкой устанавливали, что число () – не является корнем уравнения, т.к. логарифм отрицательного числа не существует, а число - является корнем.
Ответ:
Оппонент
В преобразовании логарифмических уравнений, используют свойства логарифмов
При решении уравнения, используя это свойство и решая его двумя способами, получаю разные ответы: если перехожу от получаю ответ 3;
если перехожу от , то уравнение не имеет корней.
1 способ
Проверкой устанавливаем, что 3 – корень уравнения.
2 способ
корней нет.
Можно ли использовать данное свойство в преобразовании логарифмических уравнений?
Эксперт
Ответ оппоненту.
В преобразовании логарифмического уравнения можно использовать данное свойство, но нужно знать, что переход возможен, если a = 2к+1, к Є Z при этом х > 0, если a =2к, к Є Z, то .
2к – четная степень т.о. х2х > 0, a x – может быть как положительным так и отрицательным.
При решении предложенного уравнения допустимым является преобразование
Провокатор
Все рассмотренные логарифмические уравнения не содержат неизвестного в основании логарифма.
Как решаются логарифмические уравнения, содержащие переменную в основании?
Примеры 1) logx 5 = 2; 2) log –x 25 = 2.
Эксперт
При решении уравнений, содержащих переменную в основании логарифма, необходимо учитывать условие существования логарифма. В решении можно использовать перечисленные методы.
- log x5 = 2
- log -x 25 = 2, (-x)2 = 25, x=5.
Проверкой устанавливаем, что х = -5 – корень уравнения.
Приложение 1 (Презентация)
Итог урока
Дифференцированное домашнее задание
3 уровень (повышенный)
Решите уравнения
- log 0,5 x + log x 0,5 =4
- log 5 (-x) 7 +2 =log 25 x 8
- 4 х+1 – 6 х = 2 9 х+1
- 27 7 х +3 = 147 х.
- (1/5) x + (1/3) x =34
- (2+ 3 ) x + ( 2 – 3 ) x=4.
2 уровень (средний)
Решите уравнения
- log 2 x + 5log x 2 =6
- log 3 (3 x -8) = 2-x
- 625 9 x-2 =15 x
- 5 x + 2 5 –x -3 =0
- 2 14 x + 3 49 x = 2 2x
- 4 x = 25 x =29.
1 уровень (минимальный)
Решите уравнения
- 3 х =4
- 729 х/3 = 1/9
- 2 x+1 +2 x =6
- 9 x + 2 3 x – 3 =0
- log 3 (x 2 -6) = log 3 x
- log 2 2 x – 4 log 2 x + 3 =0