Каждый из … детей должен ждать встречи
с тобой,
учительницей, как радостного события, как
праздника своей души.
Только входишь, они уже – все на тебя:
что на лице? Какая ты? Что им несешь? И ты не должна
их разочаровать.
Олесь Гончар
Кто такой учитель в школе? По отношению к ученикам – это лидер. А лидером надо стать. Лидер-это тот, кто точно знает куда ведет. Он-из тех, кто своей инициативой, решительным поиском помогает формированию личности и отдельного школьника и ученического коллектива. Лидер-это учитель, обладающий высокой степенью откровения, профессионального и гражданского, умеющий в своем деле рисковать. Уже сама личность педагога, его пример могут оказать сильнейшее воздействие на формирование духовного мира ребенка. Думать об этом – значит думать о совершенствовании учительского искусства. Нелегок и сложен труд учителя. Теперь, когда я сама педагог, по-настоящему глубоко задумываюсь об этом. Я благодарна многим своим учителям. Они уважали во мне человека, который несет полную ответственность за свои поступки. Они научили меня мудро и правильно жить. И, идя на уроки английского языка, литературы или истории, где-то подсознательно откладывались педагогические манеры преподавания моих учителей. Спустя годы могу с уверенностью сказать, что часть из увиденного и прочувствованного в школьные годы я использую в своей работе.
Каждый учитель в процессе работы определяет для себя ряд правил, которых он придерживается в своей педагогической практике. Мне хочется привести свои правила:
- Оставляю плохое настроение за порогом класса.
- Обращаюсь к ребёнку всегда по имени. Это фиксирует личный характер общения, придаёт ему непосредственность. Ученик – личность, и к нему необходимо относиться так же уважительно, как к коллегам по работе. Ребята сразу чувствуют и силовое давление, и высокомерное обращение, и другие проявления авторитаризма. И тогда не приходится говорить ни об искренности отношений, ни о доброжелательной обстановке на уроке.
- Не лишаю ребёнка радости открытия, поиска, не даю ему готовых выводов, правил, где это возможно. Каждому учащемуся необходимо дать возможность пережить, почувствовать, что достижение успехов в решении познавательных задач способно доставить ему немалое удовлетворение.
- Не скуплюсь на похвалу.
“Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель”. Л. Н. Толстой
Классный руководитель занимает особое место, играет одну из главных ролей. Используя слово, совет, личный пример, дело, наблюдение, классный руководитель создаёт условия, чтобы ребёнок проявил себя. Моя работа с детьми начинается с того, что я сначала чётко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, какими хочу увидеть их в конце года, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. То есть на основе анализа, с учётом позитива и негатива в своей работе за прошедший период определяю воспитательные задачи. Серьёзно подхожу к определению содержания работы с детьми. Вместе с детьми и родителями планируем, осуществляем, анализируем, подводим итоги. В своей работе как классного руководителя особое внимание уделяю патриотическому воспитанию учеников. Любовь к большой Родине начинается с любви к родине малой: своему городу, улице, переулку, двору, дому. Мне очень хочется, чтобы мои ученики выросли патриотами своей Родины, своего края. Чтобы они всегда помнили, что Вейделевка – лишь маленькая точка на карте нашей огромной страны. Но в ней, как и в капле воды, отражается история нашей Родины: её прошлое, настоящие и будущие. Наша страна – это и великий Пушкин и множество нобелевских лауреатов, это и прославленный русский балет – и первый космонавт, своей улыбкой покоривший весь мир и многое другое. Чтобы они гордились историей России, хотя в ней были и очень мрачные, непростые периоды. Чтобы они помнили, что будущее России – в их руках, в руках тех, кто сейчас сидит за партами в школах, колледжах, университетах. Именно они должны сделать Россию более сильной, богатой и стабильной.
Актуальность опыта
Люди всегда высоко ценили изучение истории и культуры Отечества, чувство патриотизма.
Поэтому актуальность проблемы патриотизма в воспитании школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, являющимися патриотами своей страны.
Во-вторых, глубокие социально– экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
В-третьих, формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, любовь к своей Родине, соотечественникам, стремление к миру, уважение к государственной власти, готовность служить своей Отчизне, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения (уважение и солидарность с другими народами и странами).
В-четвертых, одной из важных задач
государства является военно-патриотическое
воспитание молодёжи, в основе которого, лежит
подготовка молодых людей страны к службе в
Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии,
формирование высокого чувства гордости за
принадлежность к России, постоянной готовности к
защите Родины. Каким должен быть выпускник школы,
будущий защитник Отечества?
Это должен быть высокообразованный, физически
развитый молодой человек, обладающий высокими
моральными принципами.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, патриота своей страны, своего дела, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых патриотических свойств личности школьника.
Исследуемая мною проблема нашла отражение в фундаментальных работах Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.Сухомлинского и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории патриотического воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов патриотического воспитания.
Целью моего исследования является теоретическое восприятие возможности патриотического воспитания на уровне всех составляющих компонентов-целевого, субъект-объектного, содержательного, технологического, результативного.
Объект исследования – учебная и внеклассная деятельность школьников.
Предмет исследования – патриотическое воспитание школьников в учебной и внеклассной деятельности.
Новизна опыта и практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной и воспитательной деятельности школьников, формируют патриотические идеалы, способствуют раскрытию и развитию патриотических качеств школьников, а именно, любовь к Родине, к своему краю, уважительное отношение к истории своей семьи, любовь к матери, отцу, бабушке, дедушке…” Я твёрдо убеждён в том, что семья – это та сказочная пена морская, из которой рождается красота”. В. А. Сухомлинский. Семья – это особый мир, где сплетаются в единое целое все стороны человеческой деятельности, отношений, мыслей, чувства близких людей.
Сущность и природа патриотизма
Любовь к Родине называется патриотизмом, а человек, любящий Родину,– патриотом. Слова “патриот” и “патриотизм” происходят от греческого слова “патрис”, что означает “родина”, (детская энциклопедия “Что такое? Кто такой”)
В кратком словаре по философии понятие ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.
Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, большую и малую, постарается жить, работать, творить на ее благо. “Я снова здесь, в семье родной,
Мой край задумчивый и нежный”. С. Есенин.
Воспитание патриотизма было и остается одной из главных задач в современной школе.
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в Государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы” и Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В. А. Сухомлинский в разделе “Воспитание элементарной моральной культуры” обозначил 300 тем, каждая из которых выделена в виде афоризма. Вот некоторые из них:
43.Кладбище-это человеческая святыня. Это не прах прошлого, а вечно живые корни будущего. Умей оберегать человеческую святыню.
55.Старость не может быть счастьем, радостью. Это невежды выдумали слова счастливая старость. Старость может быть покоем или горем. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Горем ее делают забвение и одиночество…
Принципы патриотического воспитания, используемые в работе:
- Принцип междисциплинарности, согласно которому использование краеведческих материалов подразумевает связь с другими предметами школьной программы.
- Принцип тематичности, предполагающий разработку соответствующих материалов.
- Принцип учёта возрастных особенностей школьников, основанный на принципе доступности обучения классической дидактике.
- Принцип технологизации, предполагающий использование игровых технологий, опору на творчество учащихся.
- Принцип когнитивности, предполагающий познание учащимися в процессе обучения новых сведений, нового знания, а не только известного им до этого.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе реализации всех форм учебной работы с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий, игр, встреч), усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, патриотического, эстетического. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством:
“Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная.” М. Пришвин.