Цели и задачи:
- Отработка практических умений и навыков выполнения действий с обыкновенными дробями.
- Воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды.
- Развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Оборудование:
- плакаты “Береги свою планету”;
- лозунг “Охранять природу – значить охранять Родину” М. Пришвин;
- карточки с заданиями.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Мы с вами сегодня проведем математический урок – путешествие по экологической тропе.
Природа – наше богатство, и не случайно писатель Михаил Пришвин обратился к вам, детям: “Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значить охранять Родину”.
Посмотрите, как прекрасен этот мир! Так плодородна наша земля Дюртюлинская! Какие красивые леса, поля, реки, озера! Но земля, на которой селился человек, возделывалась его руками, которая на протяжений многих веков была его кормилицей находится в опасности! Мы сегодня на уроке осудим одну из актуальных тем сегодняшнего дня – проблему загрязнения планеты Земля, об охране растений и животных. Итак, отправляемся в путешествие.
I остановка “ Вода”
Ученик 1: Мы знаем, что ткани живых организмов на 70 % состоят из воды. Воды на земле много, но 97 % –это соленая вода, лишь 3 % – пресная вода. А пресная вода необходима для питья, рыболовства, сельского хозяйства, промышленности, имеет особое значение для жизни природы.
Жили - были старик со старухой – у самого синего моря. Забросил, как-то раз дед в море невод и вытащил…Да, вы все знаете сказку А.С. Пушкина. В стародавние времена старик поймал золотую рыбку. А если бы он закинул невод сегодня? Пришлось бы невод вытащить с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пакетами и прочим мусором.
Закинул бы он невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную шину. В третий раз – как и полагается, попалась бы рыбка, да не простая, а золотая, и стала бы она молить: “Только не отпускай меня, старче, в море, лучше кинь в аквариум с чистой водой, не хочу я сделаться рыбкой нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!
Учитель: В сельской местности многие животноводческие фермы расположены вблизи водоемов, с которых, особенно весной, стекает навозная жижа. Кроме того, основной проблемой нашего села остается проблема питьевой воды, которая содержит вредные для организма тяжелые металлы (ртуть, мышьяк, свинец). Я хочу вас ознакомить с временем разложения разных видов мусора.
Бумага – 2 – 5 месяцев.
Апельсиновая кожура – 6 месяцев.
Коробка из – под молока - 5 лет.
А теперь, ребята, вы узнаете за сколько лет разлагается пенопласт, решив пример:
Все задания на карточках
Задание 1
Задание2
За сколько лет разлагаются пластиковые бутылки вы узнаете выполнив следующее задание. Для этого выполните вычисления и запишите в таблицу буквы соответственно найденным ответам:
Ответ: никогда.
Поэтому будьте милосердны, не бросайте их в реки и озера.
II остановка “ Животный мир”
Ученик 2
Наша Республика расположена на стыке Европы и Азии, к ней с юга подступает степи, с севера проникают таежные леса. Лесистость её территории составляет 38 %. По Уралу проходит границы распространения многих европейских и азиатских видов животных. Цепочки озер и реки служат пролетными путями для многих водоплавающих и околоводных птиц. Такое географическое положение республики и неоднородность ландшафтов с их горами, степями, лесами, водоемами и определяют разнообразие животного мира. Животные очень чутко реагируют на изменение условий среды обитания, поэтому необходимо предпринять меры по её охране. Охрана среды обитания – лучший способ охраны самих животных.
Игровая ситуация: “Жалобы обитателей садов, лесов и огородов”
Учитель: К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов и огородов.
Жалоба 1. Ох и не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня.
Ответ: Это сова. С 1964 года в РСФСР совы находятся под охраной закона
Задача 1. Каждая сова за один год уничтожает приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть за год 1 кг зерна, то сколько тонн зерна за год спасает сова?
Ответ: 1 тонн
Жалоба 2 На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нее. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились!
Ответ: Летучая мышь.
Задача 2. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они полностью уничтожают малярийных комаров. Летучая мышь, весящая всего 7-8 граммов, за час ночной охоты поправляется на грамм. Сколько комаров может поймать и съесть за 1ч вы узнаете решив данное уравнение:
Ученик 3:
Прокормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их –не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло:
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
III остановка “Растительный мир”
Ученик 4. В мире много видов растений, которым угрожает уничтожение. Такая судьба ожидает каждый десятый вид. Эти виды берутся на специальный учет –заносятся в Красные книги. Красная книга Башкортостана издавалась дважды, в третьем издании указано 232 вида растений, произрастающих в нашей республике.
Опыт охраны видов растений показывает, что достигнуть успеха можно только в том случае, если сохранять виды в составе сообществ, в которых они обитают в естественных условиях.
Учитель Название растения из Красной книги Башкортостана вы узнаете, выполнив следующее задание.
Задание Найдите дроби от указанных чисел и полученные ответы отметьте на координатном луче. Впишите в кружки соответствующие буквы. Прочитайте слово.
IV остановка “Атмосфера”
Ученик 5. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается около 5 млрд. т. Кислорода на земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов заводов химической промышленности и транспорта все больше и больше. Заводы, тепловые э/станции, автомобили, выбрасывая в воздух вредные вещества, способствуют потеплению климата на земле, вызывая кислотные дожди и уничтожая озоновый слой. В результате возникает угроза здоровью человека, гибель растений, мертвые озера, повреждение зданий.
Кроме этого есть шумовые загрязнения, т.е громкие шумы вызывают раздражение нервной системы, могут повредить слух. Шум измеряется в децибелах. Уровень шума в 160 децибел, равная реву двигателя реактивного самолета ведет к нервно-психическим заболеваниям.
Курение не только загрязняет воздух, но и губит здоровье. Табачный дым содержит угарный газ, вещества вызывающие рак, и никотин, повышающий уровень давления. Запрет на курение в общественных местах уменьшает загрязнение этого рода и спасает некурящих от необходимости вдыхать табачный дым.
Учитель: В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека.
Задача. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ–синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, – в одной сигарете, если никотина 2% , а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раза больше, чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя; полоний–210 составляет 2/3 от количества окиси углерода.
Задание на дом Определите, сколько % своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в сутки, если одна пачка стоит 15 рублей, ежемесячная зарплата 9 тысяч рублей(в месяце 30 дней).
V Подведение итогов урока
Учитель: Наш урок подходит к концу, но я уверена в том, что данный урок и подготовка к нему убедили вас, ребята, в том, что природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик и разнообразен, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе
Помните, что засоряя и отравляя реки, почвы, воздух мы не только обделяем себя, но и лишаем будущее поколение прекрасных творений природы. Проявляя милосердие к природе, мы тем самым проявляем заботу о себе.
Благодарю всех выступивших.
И в заключение послушайте стихотворение.
Ученик 6.
Здравствуй, планета!
Здравствуй, земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья –
Цветы и деревья, птицы и я!
Список литературы:
1. Экология Башкортостана. Г.М. Григорчак, Л. Г. Наймова.
2. Растение Башкортостана Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова.
3. Животный мир Башкортостана. Под редакций профессора М.Г. Баянова.
4. Природа и человек. Ю.В. Новиков.