Педагогическое музееведение (из опыта работы по организации деятельности школьного музея)

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность краеведческой работы

К сожалению, сегодняшний день нашей России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы, поток политического словоблудия, безответственность – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память. В романе Ч.Айтматова «Буранный полустанок» есть легенда о манкуртах, которые не знали, кто они, какого рода – племени, не ведали своего имени, не помнили отца и матери, - одним словом, не осознавали себя людьми.

Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение. Именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

Участвуя в 2004 году в Региональной образовательной выставке АКИПКРО, я представила свою работу, которой дала название: «Педагогическое музееведение». Хочу отметить, что к этому термину я пришла сама. Дело в том, что создавая при школе музей (с 1993 года), я сразу определила для себя: он не должен быть храмом для поклонения раритетам. Он должен стать мостиком между сегодняшним поколением и поколениями предыдущими. Это не место для экскурсий, это место для работы, для установления связи между днём сегодняшним и днями уже прошедшими. Ведь сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание.

Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. И учитель, и учащиеся имеют возможность принять участие в поисково-исследовательской работе по изучению местной истории.

Определяя поисково-исследовательские задачи, учитель создает условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, интервьюирование или анкетирование непосредственных участников и очевидцев событий – все эти формы сбора материала не только вырабатывают навыки исследовательской деятельности, но и воспитывают уважение к историческому факту, осознания собственной значимости, сопричастности к делам своего народа. Атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия, присущие исследовательскому методу, способствуют воспитанию творческой инициативы ребят, их самостоятельности.

Но в условиях небольшого села наличие школьного музея актуально не только для школьников. Старшее поколение охотно участвует в работе музея. Они чувствуют себя носителями истории. За маской напускного равнодушия: «Пришли? Спросили? Ну, так и быть, расскажу, хотя, что я знаю-то!?», скрывается удовлетворение от того, что нужны, что их жизненный опыт и знания пригодились. Делятся не только воспоминаниями, но и предметами старины, которые составляют основу наших музейных фондов.

Всё это доказывает, что школьный музей востребован и нужен всем: от первоклассника, впервые перешагнувшего его порог, до старичка на лавочке, судьба которого - уже история.

Особенности работы школьного музея.

Музей – это живой организм. В настоящее время, когда происходят глубокие и стремительные изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к трактовке понятия школьный музей. «Школьный музей» определяет не место расположения, а специфику музея. Он нужен школе для реализации творческой активности детей, как средство обогащения учебного процесса.

Главной задачей работы в школьном музее считаю сохранение исторической памяти у учащихся о своей малой родине, односельчанах, развитие и укрепление связей между поколениями, воспитание чувства ответственности и любви к Родине.

При организации работы школьников в музее ставлю перед собой следующие цели:

  • совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами краеведения;
  • воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
  • приобщение учащихся к краеведческой и исследовательской деятельности;

совершенствование нравственного воспитания обучающихся.

Поисково-исследовательская деятельность школьника – основная форма краеведческой работы на базе музея.

Когда я впервые предложила своим первым кружковцам не просто взять у бабушки, дедушки и принести в школу старинную вещь, а пойти к старожилам и в беседе с ними выяснить, что им досталось в наследство от их родителей и чем потом пользовались сами, мои воспитанники «хихикали», долго не соглашались: им было неловко, они стеснялись и (не признаваясь в открытую) не понимали, что нового могут им рассказать чужие старики. Но уже после первого нашего похода по селу они не могли угомониться и старательно выясняли, кого ещё можно отнести к категории старожилов села и о чём с ними надо побеседовать. И те вещи, которые хранились у нас в кабинете истории, стали приобретать для них совершенно иное значение.

А после того, как у нас побывали представители сначала районного краеведческого музея, а затем и краевого музея, и подтвердили уникальность некоторых экспонатов (например: зыбка на черемуховых прутьях, бердо от ткацкого стана с резьбой с приблизительной датой – кон. ХIХ в.), – вот тогда ребята стали сами напрашиваться на поисково-исследовательскую деятельность [приложение 1].

Надо видеть глаза своих воспитанников, держащих в руках письмо, рапорт неизвестного человека, написанные в 1802 г. или статью из районной газеты 1943 года.

Именно эти впечатления и показывают значимость работы музея, определяют её основное направление – укрепление связи поколений, связи судьбы человека и страны в целом. Поэтому в организацию музееведческой работы считаю целесообразным закладывать принципы педагогики сотрудничества.

Использование именно данного метода работы позволяет мне поддерживать стремление детей к проявлению природных возможностей, содействовать развитию индивидуальных особенностей. При организации таких условий деятельности ребята получают возможность проявить свои способности, сделать выбор при определении цели, содержания и форм реализации проекта. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.

Организация работы в школьном музее и её успешность.

Если первое время, когда музей еще только создавался, когда шел процесс накопления экспонатов, работа нашего музея проходила несколько хаотично. Все члены краеведческого кружка работали над одной проблемой, над решением одной задачи. По мере расширения музея, а, самое главное, по мере появления новых желающих работать в данном направлении, появилась необходимость распределить обязанности. Совет музея вынес решение создать следующие отделы:

Ребята распределяются по отделам добровольно, согласно своим интересам и способностям. Наряду с этим распределением обязанностей все члены совета проводят экскурсии, обработку экспонатов.

Сбор экспонатов, учёт и хранение фондов.

Данная работа планируется по темам, целенаправленна, отвечает требованиям, которые соответствуют поставленным задачам поисковой работы. Деятельность отдела я организовываю так, чтобы было ясно, где будет проводиться сбор материалов, какие экспонаты предполагается собирать, кто будет собирать материал, в какое время будет происходить сбор.

Одним из главных элементов сбора экспонатов является запись воспоминаний. При объективном и критическом использовании воспоминания могут не только дополнить документальные источники, но и сыграть самостоятельную роль при раскрытии того или иного факта, события. Устные исторические источники чрезвычайно полезны и самим ребятам (при использовании их на уроках), и составляют важную часть при организации интервью с другими старожилами села. Это помогает или выявить общие закономерности, факты в истории села, или свидетельствует о наличии нескольких версий интерпретации изучаемого события.

В любой коллекции есть экспонаты, представляющие настоящие настоящую историческую ценность. Есть и у нас вещи, о которых хочется говорить и говорить. Например, повестка о призыве на 1-ю Мировую войну, датированная 1916 годом, или оттиск первого номера «Искры», выполненный в музее-типографии в Германии, подаренный нам нашей односельчанкой, побывавшей там на экскурсии и многое другое.

Исследовательская деятельность

Работа исследовательского отдела в нашем школьном музее планируется индивидуально. Для меня, как для руководителя, выбор темы школьником не является приоритетным вопросом. Это – личная инициатива ребенка. Главное, чтобы для него это стало потребностью Важно поддержать интерес к теме, показать её значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, помогаю в организации консультаций с учителями-предметниками, с подбором литературы.

Если в ходе работы достигаются такие цели, как:

  • реализация творческих способностей ученика;
  • создание ситуации успеха для конкретного ребенка;
  • в процессе работы над темой школьник развивает познавательные, мыслительные умения, навыки;

то она уже заслуживает особого внимания окружающих.

Таблица 1. Алгоритм действий при работе над темой:

Этапы Задачи
Начинание Определение темы, уточнение целей исходного положения (выбор рабочей группы).
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов (ролевое распределение в команде).
Принятие решения Сбор и уточнение информации.Обсуждение альтернатив – "мозговой штурм".Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.
Выполнение Выполнение творческой работы.
Зашитатворческой работы Подготовка доклада: обоснование актуальности творческой работы, объяснение условий ее выполнения. Защита творческой работы

Такая работа позволяет проводить совместную работу учителей и учеников по исследованию проблемных вопросов истории села, района, края, обобщать изученный материал в рефератах, видеофондах, творческих работах, готовить ребят к участию в конкурсах и олимпиадах.

Исследовательская работа организована в виде проектов.

Почему именно проект?! В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие у ребят памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию и т.д.). Работа над проектом способствует воспитанию у школьников: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины. Это содействует развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков.

На счету моих ребят, многие из которых занимаются в кружке по два-три года, уже более десяти серьезных работ, четыре из которых были представлены на краевых конкурсах и два – на районных.

Особое внимание, я думаю, заслуживает работа группы мальчиков, которые в течение 2006-2007 учебного года работали над составлением атласа по истории Алтайского края. В атлас вошли практически все необходимые карты для изучения курса. Ценность этой работы заключается в том, что она носит прикладной характер и используется в учебной деятельности. Следует заметить, что сейчас идёт работа над созданием настенных карт по истории Алтайского края [приложение 2].

Просветительская деятельность.

Основная задача данного направления - вовлечение в работу музея значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

  • Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций и проведение экскурсий для учащихся;
  • Уровень села включает в себя творческие встречи с жителями села, экскурсии для них, мероприятия с их участием;
  • На районном уровне мы проводим выездные экскурсии с нашими экспонатами в районный краеведческий музей, в соседние сёла, публикацию наших исследовательских работ в районной газете «Знамя Ильича» и, конечно же, участие во всех районных конкурсах и конференциях по данному направлению;
  • Краевой уровень – представление ученических исследовательских проектов на краевых конкурсах «Юный экскурсовод», краеведческая олимпиада, заочный конкурс «Моя малая родина».

Но деятельность учащихся, которые работают в музее, не ограничивается только сбором и исследованием материала.

Нами проводится огромная работа по распространению краеведческих материалов. Мы с ребятами готовим экскурсионные лекции и проводим открытые мероприятия не только среди наших школьников. Мы выезжаем с выставками в школы района, в районный краеведческий музей. Только с в 2007-2008 учебном году мы провели три выездные выставки, которые посетили 53 школьника.

Организована работа школьного музея и с населением. Она не ограничивается сбором материалов, экспонатов, воспоминаний. Мы чувствуем ответственность за те сведения и вещественные источники, которые нам передали на хранение. На их базе нами создаются сценарии экскурсий в виде театрализованных представлений на базе музейных экспонатов.

Два-три раза в год мы собираем пожилых людей к нам на «посиделки». При этом готовится программа. Тематика её каждый раз другая. Вот лишь некоторые из них:

  • «Рождественские гадания»;
  • «Труженицы тыла» (женщины села в годы Великой Отечественной войны);
  • «Солдатушки – бравы ребятушки» (встреча ребят 16-лет со старожилами села);
  • «Среднекрасиловская церковь: какой она была?» (воспоминания о разрушенной церкви в с.Среднекрасилово, бывшем волостном центре, а теперь);
  • «И плат узорный до бровей…» (история русского платка) [приложение 3].

Данные мероприятия прошли не только в нашем селе. Со многими своими лекциями (и экспонатами) ребята – экскурсоводы выезжали в соседние сёла. Так, в село Староглушенка состоялось три выездные лекции, в с. Новокрасилово – две, в с.Среднекрасилово – одна. И это за последние два года!

Работа музея школы высоко оценивается не только посетителями, но и профессионалами, работниками районного краеведческого музея.

Организовывая воспитательную работу, уделяю большое внимание занятости учащихся в каникулярное время. Для этого использую возможность трудоустройства ребят в период каникул. Мною составлены и реализуются социальные проекты, в работе над которыми дети выполняют и теоретическую часть (творческая работа в виде исследовательской работы), и практическую – реальная помощь ветеранам труда, пожилым людям, нуждающимся в их поддержке.

Тематика и практическая направленность проектов индивидуальна и зависит от возрастных факторов, психологической и коммуникативной направленности конкретного ребенка. Например, социальный проект «Секреты народной медицины» был составлен для учащейся 11 класса, которая с удовольствием занимается сбором информации среди людей пожилого возраста. А для ученицы 10 класса, любящей организовывать вокруг себя ребят младшего возраста, подготовила проект «Организация досуга в СДК: история и реальность». Для юношей 10 класса был разработан проект «Белые пятна истории села», деятельность над которым подразумевала не только оказание помощи пенсионерам, но и требовала взаимодействия с администрацией села и базового хозяйства.

Занятия в музее – альтернатива уроку.

В последние годы урок стал фактически безальтернативной формой организации учебно-воспитательного процесса. Это видно на практике, об этом можно прочитать в любом учебнике по дидактике. Более того, многие попытки преобразования образования связаны с улучшением и совершенствованием урока: речь идет о режиссуре урока, о поисках нетрадиционных его форм и т.д. Наверное, это правильно... Но может быть стоит попытаться найти другие варианты, в том числе и связанные с использованием школьного или находящегося неподалеку от школы краеведческого музея.

Вы спросите, какой урок можно проводить в музее? Историю, ИЗО – это понятно, а как же остальные? Однако речь идёт не о тематическом уроке, а о возможности «свести воедино» знания по всем предметам на основе анализа музейных экспонатов.

Представьте, учащиеся проводят экскурсию в музей по темам «Музейные экспонаты (а значит жизнь и быт людей) глазами физиков, химиков, историков, лингвистов, биологов и т.д.». Практически это может выглядеть так: класс делится на несколько «научных лабораторий» по вышеназванным предметам.

Каждая группа получает задание – проанализировать музейные экспонаты с точки зрения их науки. Например, физики должны показать все физические законы, которые использовали люди при изготовлении предметов быта, и объяснить, согласно каким из них работает тот или иной музейный экспонат. Скажем, прялка – приспособление с использованием колеса и педали, которой оно приводится в движение, - это не только предмет, с помощью которого охапка шерсти (кудель) превращается в шерстяную нить, но и «кладезь» физических закономерностей. Любой учитель физики наглядно объяснит своим питомцам их применение.

Ребята – «химики» имеют возможности вспомнить все химические хитросплетения, связанные с окрашиванием льна, шерсти и химическим составом этих волокон.

«Лингвисты» наглядно увидят культурно-исторические основы развития языкознания, показав, как в языке того или иного народа возникали, например, наименования видов одежды, определенные климатом того региона, где проживает народ, и как вслед за этим появлялись слова, которыми они обозначались и т.п.

Такие виды работ можно организовать практически по всем предметам. Дальше – только творчество и выдумка учителей-предметников.

А для организации обратной связи можно порекомендовать ввести систему зачетных книжек. Пусть каждый обладатель зачетной книжки «сдаст зачет» по всем научным направлениям представителю соответствующей «лаборатории». Представляете, какие сложные контакты предстоят ученикам, каждый из которых будет выполнять несколько ролей одновременно: он и отвечает, и оценивает! И получится, что, достигая достаточно прагматичную цель - найти в предметах быта проявления научных закономерностей, они «откроют» в себе целую гамму способностей: и умение рефлексивно мыслить, и адаптироваться к различным, противоположным социальным ролям, и многое другое.

И тогда музей станет не только молчаливым хранителем прошлого, а источником, развивающим у детей качества, необходимые для будущего.

 ЛИТЕРАТУРА:

  1. Белоусов Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе. М., «Просвещение», 1987.
  2. Кружковая работа по истории и обществоведению. М., «Просвещение», 1984.
  3. // Практика административной работы. № 6,7 \ 2003.
  4. // Преподавание истории в школе.
    - Троицкий Ю.М. Дети пишут историю. № 1 \ 1999.
    - Черникова М.Н. Изучаем историю семьи. №3 \ 2001.
  5. Работа совета школьного музея. Барнаул, РИО, 1989.
  6. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М., «Просвещение», 1987.