Урок музыки "Музыкальная живопись сказок"

Разделы: Музыка


Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: урок-экскурсия по страницам сказок.

Цель: Выявить, как композиторы, используя средства музыкальной выразительности, изображают образы сказочных персонажей в своих музыкальных произведениях.

Задачи:

  • Создать соответствующую, сказочную атмосферу;
  • Пробудить интерес к творчеству русских композиторов;
  • Развить воображение, творческую фантазию.

Методы: Использование ИКТ (презентация), слушание музыки.

Дополнительный материал: Проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, репродукции – М. Врубеля «Царевна-Лебедь», А. Васнецова – «Иван Царевич и серый волк», творческие работы детей (рисунки).

Ход урока

(Урок сопровождается презентацией: приложение 1 Сопроводительная карточка приложение 2)

Слайд 1 

На фоне музыки М.П.Мусоргского « Рассвет на Москве реке» учитель читает стихи:

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет налево, песнь заводит,
Направо, сказку говорит…

(музыка затихает)

Учитель: Как вы думаете ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Дети: О сказках…

Учитель: Но ведь мы на уроке музыки?! Давайте вместе подумаем, как же нам объединить эти два понятия в одну тему? Как назовем сегодняшний урок?

(выслушать варианты ответов)

Учитель: Молодцы, вы очень близки к ответу, внимание на экран.

Слайд 2

Учитель: Длинными, зимними вечерами под завывание вьюги А.С. Пушкину рассказывала сказки его няня.

Слайд 3

Учитель: Эту любовь к русским народным сказкам Пушкин пронес через всю свою жизнь. Он мастерски пользовался искусством слова для изображения своих сказочных персонажей, умея передать самобытный дух русской сказки.

Вот послушайте:

…там на неведомых дорожках,
Следы неведомых зверей…;

Или:

…Там Царь Кощей над златом чахнет,
Там русский дух, там Русью пахнет!

Учитель: сказочной тематике обращались и художники, в частности Васнецов, Врубель.

(показать картины художников на сказочную тему)

Рисуя сказку, они пользуются своим « художественным» языком. С помощью чего художник рисует сказку?

Дети: Кисти, краски, полотна и т.д.

Учитель: А композиторы, каким языком пользуются? С помощью чего композиторы могут изобразить сказку?

(выслушать варианты ответов)

Учитель: Совершенно верно! У композиторов есть свои звуковые краски, которые называются - средства музыкальной выразительности. Давайте, мы их с вами перечислим:

Мелодия, гармония, темп, ритм, динамика тембр, регистр.

(варианты могут быть разные: термины заранее написаны на доске, или дети называют, а учитель записывает на доску).

Учитель: Все это, является средства музыкальной выразительности. А теперь снова вернемся к сказке.

Ребята! Каких сказочных героев русских народных сказок вы знаете?

(дети называют героев сказок…)

Учитель: Попробуйте отгадать, о каком сказочном персонаже идет речь?

…На железной ступе скачет,
шестом погоняет,
помелом след заметает. 

(ответ: «Баба Яга!»)

Учитель: Послушайте, как известный, русский композитор П.И. Чайковский (Слайд 4) рассказал сказку о бабе Яге в одной из пьес для фортепиано.

Эта пьеса так и называется – «Баба Яга», и помещена она в цикл музыкальных произведений под названием «Детский альбом», который Чайковский специально написал для детей.

Учитель: И так, внимание!

(Включается запись П.И.Чайковского «Баба Яга» из детского альбома.)

На экране слайд 5  

Учитель: Какую же Бабу Ягу изображает Чайковский в своем произведении?

  • Каков ее образ, характер?
  • Как развивается мелодия? Темп? Динамика?
  • Какие музыкальные инструменты звучали?

(Дети высказывают свое мнение…)

Учитель: Да, музыка можно сказать «колючая», мелодия отрывистая, динамика громкая, что характерно повадкам Бабы Яги.

А сейчас для сравнения мы послушаем как другой, известный русский композитор (Слайд 6) М.П. Мусоргский рисует образ Бабы Яги в своей пьесе, которая называется «Фантастический полет Бабы Яги». Но сначала небольшая предыстория.

М.П. Мусоргский создал этот цикл под впечатлением рисунков своего друга, художника В. Гартмана. Каждая пьеса служит музыкальной иллюстрацией к рисункам. (Слайд 7)

И так, слушаем! (включается запись из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского «Фантастический полет Бабы Яги»).

Учитель: Что общего между пьесой П.И. Чайковского и пьесой М.П. Мусоргского? А в чем различие? Где более красочно нарисован образ Бабы Яги? Какая пьеса понравилась больше?

(Дети высказывают свое мнение)

Учитель: Действительно, образ бабы Яги более красочный, когда композитор использует различные тембровые краски, регистры, музыкальные инструменты. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов.

Учитель: Внимание на экран! (Слайд 8) Кто это?

(шмель)

А теперь, проявите свою творческую фантазию. Представьте, что вы – композиторы! Вам нужно изобразить полет шмеля, какие музыкальные инструменты и средства музыкальной выразительности вы бы использовали? (выслушать версии и ответы учащихся)

Учитель: Спасибо ребята! Молодцы! Настоящие композиторы!

А сейчас послушайте, как замечательный русский композитор-сказочник (Слайд 9) Н.А. Римский-Корсаков нарисовал «полет шмеля» в своем музыкальном произведении.

(Включается запись «Полет шмеля» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о Царе-Салтане»).

Учитель: Ну, как? Удалось ли композитору передать образ «шмеля»?

Композитор использовал тембры струнных инструментов, поэтому музыка по окраске звучания можно сказать «гудящая», «шмелиная», но не назойливая.

Физминутка! (3 мин.)

(Дети повторяют за учителем: отбивают ритмический рисунок хлопками, прыжками и т.д. Можно под ритмическую музыку.)

Учитель: Волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находит свое выражение в музыке.

Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

На одном из уроков мы с вами познакомились с искусством балета. Некоторые балеты написаны на сюжеты сказок. Давайте вспомним и назовем фрагменты из каких балетов мы с вами смотрели и слушали.

(Дети отвечают: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Золушка» и т.д.) 

Учитель: Молодцы! Эту тему вы усвоили хорошо. А теперь попробуйте угадать, о какой сказке идет речь?

Три девицы под окном,
Пряли поздно, вечерком…

(Ответ: - «Сказка о Царе Салтане» А.С. Пушкин)

Слайд 9

Учитель: Русский композитор Н.А.Римский-Корсаков на сюжеты сказок написал несколько опер: «Снегурочка», «Садко», «Шехерезада» в том числе и «Сказка о царе Салтане». В этой сказке есть три чуда. Назовите их.

Ответ:

  • Белка;
  • Тридцать три богатыря;
  • Царевна-Лебедь.

(можно заранее, дать детям домашнее задание, нарисовать на выбор любое чудо из сказки и устроить выставку)

Учитель: И так, внимание на экран!

(по желанию, отрывки стихотворения из сказки дети читают с экрана или наизусть)

(Слайд 10)

…Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница, какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупы золотые!...

(Слайд 11) 

…Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря! 

(Слайд 12) 

…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу - звезда горит!

(Слайд 13) 

Учитель: Посмотрели, почитали, мысленно представили…. А теперь послушайте, и постарайтесь угадать, какому чуду принадлежит данная музыкальная зарисовка.

(Включается музыкальный отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», характеризующий образ «царевны Лебедь»)

Учитель: Угадали? Какие музыкальные инструменты композитор использует для зарисовки данного образа?

(Слайды 14-15)

Учитель: Следующая зарисовка.

(включается музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»., дети угадывают, какому чуду относится данная зарисовка)

(Слайд 16)

Учитель: И третье чудо?

(включается запись, характеризующая образ белки, поющей и грызущей орешки)

Учитель: Используя звучание флейты, композитор показывает образ изящной, шустрой белочки. (Слайд 17)

А вот тембр ксилофона, по своему звучанию, очень похож на щелканье орешков. (Слайд 18)

Учитель: Сегодня на уроке мы узнали:

  • композиторов; (Слайд 19)
  • музыкальные произведения; (Слайд 19)
  • музыкальные инструменты; (Слайд 20)

Учитель: Итогом нашего сегодняшнего урока будет музыкальная викторина.

(учитель включает фрагменты шести музыкальных произведений, которые звучали на уроке. Учащиеся записывают названия произведений и их авторов.)

Учитель: Проверим себя?

(Слайд 21) (Ответ на музыкальную викторину)

Вывод:

Учитель: Музыка, «рисующая» сказочные образы в своих звучаниях достигает небывалой красочности, может быть даже большей, чем на полотнах живописцев.

Всем спасибо за активное участие на уроке, интересные ответы, творческие работы!

(Выход из класса под музыку)