Цели урока:
- Познакомить учащихся с силой «Вес тела».
- Развитие наблюдательности, умственных операций: обобщение, сравнение, анализ.
- Воспитание устойчивого интереса к предмету через познание окружающего мира.
ХОД УРОКА
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы изучили тему «Сила упругости». Сейчас я предлагаю вам проверить, хорошо ли вы поняли и усвоили ее.
На слайдах презентации Вы увидите неоконченные предложения или пропуски слов в предложениях, к ним даны рисунки, которые подскажут вам правильный ответ. Эти предложения вам предстоит окончить или вставить в них пропущенные слова, тем самым вы повторите пройденный материал, а я проверю, как хорошо вы его знаете. Кроме этого мы вспомним, что необходимо знать о любой силе.
- При любом виде деформации возникает … (сила упругости). (Слайд 2)
- Сила упругости всегда направлена …(противоположно деформации). (Слайд 3)
- Точка приложения силы упругости - это…(точка соединения тела и пружины). (Слайд 4)
- Соотношение между силой упругости Fупр пружины и ее удлинением k: называют законом … (Гука) по имени его первооткрывателя.(Слайд 5).
- Коэффициент пропорциональности k в этом законе называется…(жесткостью) пружины. (Слайд 6)
- Чем больше коэффициент k пружины, тем … (большую)
силу надо приложить, чтобы растянуть ее на 1 см,
что соответствует нашим представлениям о
жесткости тела. (Слайд 7).
А теперь вам предстоит выбрать правильный ответ из предложенных вариантов: - Жесткость тела определяется:
- учеником;
- материалом, цветом, вкусом;
- длиной, материалом, диаметром. (Слайд 8).
- Для резиновых жгутов, металлических проволок и стержней закон Гука справедлив при (больших) или (малых) удлинениях ?l. (Слайд 9).
- Запиши формулы, используя буквенные обозначения: Fупр, k, ?l. (Слайд 10).
- закон Гука;
- жесткость пружины;
- удлинение пружины.
- Нарисуй силы упругости, действующие со стороны стержня на шарик. (Слайд 11)
- Подпиши силы, изображенные на рисунке. (Слайд 12).
Судя по вашей активности, я делаю вывод, что данное задание не оказалось для вас сложным, и вы все хорошо разобрались с силой упругости, а закон Гука усвоили и выучили наизусть все.
Изучение нового материала.
Вопрос:
Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг? (Слайд 13).
Проведем голосование.
Поднимите руки те, кто считает, что говорим правильно.
А теперь те, кто считает, что говорим неправильно. Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, а кто нет. Разобраться в этом вам поможет новая тема «Вес тела». Запишем ее в тетрадь. Вес тела – это сила и исходя из этого, скажите, что нам нужно будет узнать о ней?
Существует план изучения физических величин: ( Слайд 14).
- Определение.
- Вектор или скаляр.
- Буквенное обозначение.
- Формула.
- Прибор для измерения.
- Единица величины.
Кроме этого, нам хорошо известно, что сила – это векторная величина,
а, следовательно, необходимо выяснить ее направление и точку приложения. (Слайд 15).
Эти пункты плана и будут целью нашего урока, а кроме этого, мы ответим на поставленный вопрос.
Проведем опыт. Положим на стол полиэтиленовый пакет с водой. Мы видим, что пакет деформировался. Следовательно, можно сделать вывод: стол действует на тело. (Слайд 16)
Но нам хорошо известно из пройденного, что тела взаимодействуют, следовательно, тело тоже действует на стол.
Вопрос: С какой силой тело действует на стол? (Слайд 17)
Эта сила называется - весом тела.
1. Определение.
Вес тела - это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес. (Слайд 18)
2. Вектор.
А каково направление веса тела? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним направление силы тяжести. Правильно, сила тяжести всегда направлена вертикально вниз, значит и вес тела тоже, так как эта сила возникает вследствие притяжения к Земле. (Слайд 19)
3.Буквенное обозначение: Р
4.Формула. Р = F тяж . Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно. (Слайд 20).
5. [ P ] = [ 1 Ньютон ] = [ 1 H ] (Слайд 21)
6. Динамометр – прибор для измерения веса тела. (Слайд 22)
Точкой приложения веса тела является – точка соприкосновения тела и опоры, тела и подвеса.
Направление и точку приложения покажем на рисунке. (Слайд 23)
Закрепление и первичная проверка знаний.
А, теперь узнав, все о весе тела, давайте, сравним три величины: силу тяжести, вес тела и массу. (Слайд 24) Сравнение будем проводить по плану изучения физической величины. Определение дадим устно, а все остальное запишем письменно в тетрадь. Три учащихся выходят к доске и выполняют задание на доске.
СИЛА ТЯЖЕСТИ | ВЕС ТЕЛА | МАССА |
Точка приложения – центр тела. |
Точка приложения – точка соединения тела и опоры, тела и подвеса. |
|
Ответьте на вопросы:
- Что общего между силой тяжести и весом тела?
- В чем различие между этими силами?
- Что общего между силой тяжести и массой?
- Что общего между весом тела и массой?
Итог урока.
Вопрос.
Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг? (Слайд25)
Да, с точки зрения физики, мы говорим неверно, так как 50 кг это масса и ее измеряют весами, а вес тела – это сила и ее единица 1 Ньютон, и прибор для измерения – динамометр. Вспомните, кто из вас голосовал, что мы говорим правильно, и кто, что неправильно. Теперь, я думаю, у вас не осталось сомнений в том, что необходимо говорить и в повседневной жизни правильно, показывая тем самым, что вы разбираетесь в физике и хорошо ее знаете.
Рефлексия.
Что было сложного при изучении нового материала?
Что было непонятно?
Что было интересно?
Дополнительно, если осталось время.
Задача. (Слайд 26)
Определите вес груши.
Домашнее задание: Слайд (27)
- § 26, вес тела - наизусть (по плану).
- Упр. 9:
- Решить обязательно задачи № 1,2,4;
- Задачи № 3,5 – по желанию.
Литература:
- А.В. Перышкин «Учебник физики для 7 класса», Москва, Дрофа 2006.
- 1С: Школа. Физика 7 класс. Образовательный комплекс. Под редакцией Н.К.Хананова. ЗАО «1С», 2006. ООО «1С-Паблишинг», 2006.