Цели:
- образовательные – выявить насколько учащиеся умеют решать уравнения;
- развивающие - развивать математический кругозор, мышление речь, внимание и память;
- воспитательные - воспитать интерес к математике и её приложениям, культуру общения.
Тип урока:
- комбинированный,
- с использованием ресурсов “КМ – школы”.
Оборудование урока:
- плакаты,
- рисунки,
- схемы,
- карточки с заданиями,
- портативные компьютеры.
Ход урока
I. Организационный этап (объявление темы, целей урока).
II. Этап объяснения условий игры.
Правило игры “Учитель - класс” (разъясняется с помощью плаката); оцениваются правильные ответы на вопросы и задания учителя по схеме:
Правильный ответ ученика – “+” 1 балл
классу. Неправильный ответ ученика – “+” 1 балл учителю. Подсказка – “ - ” 1 балл классу. Выигрывает класс в 10 баллов – все ученики получают карточки. При меньшей разнице – класс карточек не получает. |
В процессе урока эти баллы вносятся в заранее заготовленную таблицу.
III. Этап актуализации знаний и умений.
1. Разминка.
Все учащиеся класса делятся на две группы. Учащиеся I группы на карточках выполняют тест “Помнишь ли ты таблицу умножения? ”, учащиеся II группы выполняют этот же тест при помощи портативных компьютеров ( слайд №1) (ставят знак “+” против правильного ответа на каждое задание).
Задания записаны на карточках и на I слайде монитора:
- 9 · 3
- 49 : 7
- 8 · 4
- 54 : 9
- 7 · 6
- 9 · 6
- 72 : 8
- 54 : 6
- 81 : 9
Карточка для ученика, в которую нужно вписать правильный ответ:
27 | 32 | 42 | 9 | 54 | 6 | 7 | |
1 | + | ||||||
2 | + | ||||||
3 | + | ||||||
4 | + | ||||||
5 | + | ||||||
6 | + | ||||||
7 | + | ||||||
8 | + | ||||||
9 | + |
После выполнения разминки учитель подводит итоги, внося в таблицу соответствующие баллы.
2. “Найди свою ошибку в решении примера”.
Во время выполнения данного задания учащиеся меняются группами, и теперь уже учащиеся I группы выполняют задание представленное на слайде №2. Аналогичное задание выполняют учащиеся II группы в рабочих тетрадях. Данное задание для учащихся II группы записано на доске.
Задание “Найди свою ошибку в решении примера”:
1) 34 – х = 17, х = 34 + 17 (-) , х = 51. |
2) х – 18 = 25, х = 25 – 18 (+) , х = 7. |
3) х + 14 = 41, х = 41 – 14, х = 37. (27) |
В скобках показано, как нужно исправить ошибку.
Во время проверки данного задания учитель переключает внимание учащихся с монитора на себя, на отвечающих.
После выполнения задания учитель подводит итоги, внося в таблицу соответствующие баллы.
3.Самостоятельная работа в группах.
Во время выполнения данного задания учащиеся меняются группами, и теперь уже учащиеся II группы выполняют задание представленное на слайде №3 “Тест с выбором ответа”. Учащиеся I группы в это время работают с плакатом “Собери кокосы”.
Задание “Тест с выбором ответа”:
1. Как найти неизвестное слагаемое?
- из уменьшаемого вычесть разность;
- из суммы вычесть известное слагаемое;
- не знаю.
2. Как найти неизвестное уменьшаемое?
- из разности вычесть вычитаемое;
- к разности прибавить вычитаемое;
- не знаю.
3. Упростите выражение: 4 + х + 18.
- 22 + х
- 23х
- 21 + х
4. Решите уравнение: х + 12 = 20.
- х = 32;
- х = 8;
- не знаю.
5. Решите уравнение: у – 84 = 122.
- не знаю;
- у = 206;
- у = 38.
6. Вычислите: 10 : 0
- 0;
- 10;
- нельзя.
7. У Коли 5 марок, что на а марок больше, чем у Толи. Сколько марок у Толи?
- 5 – а;
- 5 + а;
- а – 5.
8. Расстояние АВ = s (км), скорость автомобиля 60 км/ч. Найдите время движения.
- 60 : s;
- s : 60;
- 60 · s.
Задание “Собери кокосы”.
В “кокосах” на рисунке указаны номера заданных уравнений:
- х + 13 = 20;
- х + 12 = 27;
- 18 – х = 12;
- 21 – х = 17;
- 14 – х = 6;
- х – 8 = 2.
В “корзинках” записаны корни данных уравнений.
Задание: сопоставить номера заданных уравнений с числами (корнями уравнений), записанными на корзинках.
По окончании выполнения данного задания учащиеся осуществляют взаимопроверку.
Учитель подводит итоги, внося в таблицу соответствующие баллы.
Физминутка.
Упражнения выполняются сидя или стоя, с максимальной амплитудой движения глаз.
- Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на переносицу и задержать взор на счёт 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-6. повторить 4-5 раз.
- Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
- Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счёт 1-6; затем влево вверх – вправо вниз и посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
IV. Этап организации познавательной деятельности учащихся.
Устная фронтальная работа
Задания:
1. Прочитайте выражения:
- (4 + х) - 5;
- 17 (х – 4);
- 41 = (5 – х);
- 31 – (14 + х).
2. Укажите букву, под которой записано уравнение:
- 4 + 2 = 6;
- 4 + х;
- 4 – х = 2;
- 41 + (5 – х);
- 3х + 15;
- х – 34.
3. Дайте определение уравнения. Что значит решить уравнение?
4. Решите уравнение:
- х + 17 = 31;
- 25 – х = 13.
5. Назовите неизвестные компоненты в уравнении:
- (4 + х) – 5=3;
- (14 – х) + 8 = 13.
6. Угадайте корень уравнения х + х + х + 20 = 20.
7. Укажите, какое из заданных выражений является решением задачи: В первом мешке 20 кг яблок, что на х кг меньше, чем во втором. Сколько кг яблок в каждом мешке?
- 20 · х;
- 20 + х;
- 20 – х;
- 20 : х.
Полученные в результате выполнения заданий баллы вносятся в таблицу.
V. Практический этап.
Решение более сложных уравнений
(Упражнения приводятся по учебнику Н.Я. Виленкина и др. “Математика – 5”.)
1) №366 (б): 125 – х - 13 = 20 (решение комментирует один из учеников).
2) Два ученика самостоятельно решают у доски
№366 (а):
( х + 98) + 14 = 169 и (70 + у) - 15 = 31.
Остальные учащиеся решают данный номер в тетрадях.
3) Решение задачи на составление уравнения всем классом с комментированием с мест:
№ 368 (б): (х + 14) – 12 = 75.
Самостоятельная работа.
- Решить уравнение: 343 – х = 128.
- Решить уравнение: 40 – (х + 8) = 18.
- ( № 365) Составьте уравнение по рисунку.
- ( № 367 (г)) Решить уравнение: (у – 35) + 12 = 212.
Ответы к этим заданиям зашифрованы на координатном луче:
- Учащиеся, выполнившие первые четыре задания раньше других, приносят баллы классу и выполняют дополнительно №369 (а).
Самостоятельную работу проверяют учащиеся совместно с учителем, сверяя с правильным решением, записанным заранее на закрытой доске.
VI. Подведение итогов и комментирование домашнего задания.
Домашнее задание:
п.10 (выучить правила, ответить на вопросы в конце пункта) № 385 (а, в),
№ 387 (б), № 428 (б), № 429.
Учитель вместе с учащимися подводит итоги урока, подсчитывает количество набранных баллов, выставляет в журнал отметки за работу на уроке.