Цели:
Образовательные:
- Учить детей определять спряжение глагола при безударном окончании.
- Вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударными личными окончаниями.
- Углубить понимание материала с помощью специальных вопросов и упражнений.
Развивающие:
- Способствовать формированию навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение), внимания, памяти, навыков орфографической зоркости.
Воспитательные:
- Формировать навыки культуры дискуссии.
- Прививать интерес к предмету, навыки сотрудничества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
- Посмотрите в окошко, а затем друг на друга, улыбнитесь и подарите мне ваши улыбки. Я очень довольна, что у вас замечательное настроение. Этому настроению радуется даже солнышко.
Сегодня мы будем опять открывать для себя что-то новое, полезное. Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хотите ли вы меньше допускать ошибок.
II. Повторение ранее изученного материала.
- Над какой большой темой мы работаем? (Глагол)
- Какие части речи мы уже изучили? Назовите их.
Сейчас я буду диктовать вам слова с непроверяемым написанием, а вы запишите их в три столбика: существительное; прилагательное; глагол.
Словарный диктант
Багровый, карандаш, падеж, выражать, обаятельный, фантазировать, лепесток, сверкать, лиловый, славяне, стеречь, серебряный.
- Прочитайте слова, запишите в 3 столбика и выступите с защитой о принадлежности к данной части речи. (3 группы).
Выступление учащихся с защитой:
1 группа
Существительное – это:
- часть речи;
- отвечает на вопросы: кто?, что?;
- обозначает предметы;
- бывают собственные и нарицательные;
- бывают одушевленные и неодушевленные;
- бывают трех родов;
- бывают трех склонений;
- изменяются по падежам;
- изменяются по числам;
- окончания бывают ударными и безударными;
- в предложении существительное может быть главным или второстепенным членом предложения.
2 группа
Прилагательное – это:
- часть речи;
- отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
- обозначает признаки предмета;
- изменяется по родам;
- изменяется по числам;
- изменяется по падежам;
- во множественном числе по родам не изменяется;
- прилагательные всегда связаны с именем существительным и стоя в том же роде, числе и падеже, что и существительные, с которым они связаны;
- окончания прилагательных бывают ударные и безударные;
- в предложении имя прилагательное является второстепенным членом предложения.
3 группа
Глагол – это:
- часть речи;
- отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?;
- имеет неопределенную форму;
- изменяются по временам;
- изменяются по лицам;
- изменяются по числам;
- изменяются по родам в прошедшем времени;
- в предложении глагол бывает сказуемым;
- частица НЕ с глаголом пишется отдельно.
Дети, а ведь это еще не все о глаголе. Хотите узнать больше об этой части речи?
III. Постановка проблемы.
Игра “Добавь слово”.
- прочитайте начало пословицы в первом столбике, добавьте к ним нужные по смыслу слова – глаголы из второго столбика.
Друзей и водой … Без беды друга … Дружбу на деньги … Хорошие друзья в беде … |
узна…шь. разоль…шь. остав…т. куп…шь. |
- О чем эти пословицы?
- Как вы их понимаете?
- Чего не хватает, чтобы хорошо был понятен смысл? (частицы НЕ).
- Как напишите частицу?
- Поставьте ударение в глаголах. Что можете сказать? ( окончание в глаголах ударное и безударное)
- Можно ли на слух определить, какое спряжение у глаголов с безударными окончаниями?
- Какую гласную вставим?
- Не получается. Как же быть?
Друзей и водой не разольешь. (I спр)
Без беды друга не узна…шь. (Е или И? I или II спр?).
Дружбу за деньги не куп…шь. (Е или И? I или II спр?).
Хорошие друзья в беде не остав…т. (Я или Ю? I или II спр?).
IV. Определение темы урока.
- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?
- Какова тема нашего урока?
Определение спряжения у глаголов с безударными окончаниями.
(тема открывается на доске).
V. Работа по теме урока.
(решение проблемы).
- Как же решить проблему, возникшую на нашем уроке?
- Каковы будут ваши гипотезы?
(ученики выдвигают свои гипотезы, проверяют их).
Объяснение учителя.
Составление алгоритма.
и – II спряжение
Глагол н. ф. глагола суффикс
а, я, у, е – I спряжение
- А теперь поставьте данные глаголы в неопределенную форму. Выделите суффиксы неопределенной формы.
Узна…шь узнать узнаешь
Куп…шь купить купишь
Остав…т оставлять оставят
Проверим свои выводы: чтение правил стр. 197.
- Для чего нужно уметь определять спряжение глагола? (чтобы правильно писать безударное окончание глагола).
- Когда для определения спряжения глагола надо поставить его в неопределенную форму?
- На что указывает суффикс И?
Какие глаголы относятся к I спряжению?
Физкультминутка.
(на ить – хлоп 1 раз, другие – топ 1 раз)
VI. Первичное закрепление.
- Над какой темой мы работаем?
- Продолжим наблюдение над глаголом и выполним упражнение по этой теме.
- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой (записано на доске без знаков пунктуации)
Зябн…т осинка
Дрож…т на ветру
Стын…т на солнышке
Мерзн…т в жару
- Назовите глаголы-синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мерзнет).
- Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте.
- Что вы можете сказать об этом предложении? (Предложение с однородными членами.)
- Расставьте знаки. Составьте схему предложения.
(самостоятельная работа)
- С какими орфограммами вы еще встретились в тексте?
- Прочитайте еще раз предложение.
- Запишите его по памяти.
Взаимопроверка. (упражнение в определении, какую гласную нужно писать в безударном личном окончании глаголов).
- А сейчас мы поупражняемся в определении, какую гласную нужно писать в безударном личном окончании глаголов.
Работа по учебнику (упр. 257).
VII. Воспроизведение правила
(ученики приводят примеры).
VIII. Уточнение и углубление понимания с помощью упражнений
1. Работа над упр. 459. (самостоятельная работа).
(Слабые учащиеся получают карточки-помощницы).
2. Проверка.
- Как вы определили спряжение глаголов?
IX. Выведение алгоритма применения правил. (На доске).
- Ставлю ударение, определяю, какое окончание (уд. или безуд.).
- Если ударное, пишу…
- Если безударное:
- Ставлю глагол в н. ф.
- Смотрю, какой суффикс перед ть
- Если и - II спряжение, пишу в окончании
- Если не и – I спряжение, пишу в окончании
- Обозначаю орфограмму.
X. Выполнение задания с проговариванием “шагов” алгоритма.
XI. Задание на дом.
1. Упр. 458. Выполнение задания с проговариванием “шагов” алгоритма.
2. Почему глагол залезешь оканчивается на – ешь -.
Выбери правильный ответ:
- Это глагол Iспряжения, настоящего времени, 1го лица
- Это глагол IIспряжения, будущего времени, 1го лица
- Это глагол IIспряжения, настоящего времени, 1го лица
- Это глагол IIспряжения, будущего времени, 2го лица
- Это глагол Iспряжения, будущего времени, 2го лица
- Это глагол Iспряжения, настоящего времени, 2го лица
XII. Подведение итогов.