Разработка урока по теме "Спряжение глагола с безударным окончанием"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • Учить детей определять спряжение глагола при безударном окончании.
  • Вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударными личными окончаниями.
  • Углубить понимание материала с помощью специальных вопросов и упражнений.

Развивающие:

  • Способствовать формированию навыков логического мышления (синтез, анализ, сравнение, наблюдение), внимания, памяти, навыков орфографической зоркости.

Воспитательные:

  • Формировать навыки культуры дискуссии.
  • Прививать интерес к предмету, навыки сотрудничества.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

- Посмотрите в окошко, а затем друг на друга, улыбнитесь и подарите мне ваши улыбки. Я очень довольна, что у вас замечательное настроение. Этому настроению радуется даже солнышко.

Сегодня мы будем опять открывать для себя что-то новое, полезное. Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний? Хотите ли вы меньше допускать ошибок.

II. Повторение ранее изученного материала.

- Над какой большой темой мы работаем? (Глагол)

- Какие части речи мы уже изучили? Назовите их.

Сейчас я буду диктовать вам слова с непроверяемым написанием, а вы запишите их в три столбика: существительное; прилагательное; глагол.

Словарный диктант

Багровый, карандаш, падеж, выражать, обаятельный, фантазировать, лепесток, сверкать, лиловый, славяне, стеречь, серебряный.

- Прочитайте слова, запишите в 3 столбика и выступите с защитой о принадлежности к данной части речи. (3 группы).

Выступление учащихся с защитой:

1 группа

Существительное – это:

  • часть речи;
  • отвечает на вопросы: кто?, что?;
  • обозначает предметы;
  • бывают собственные и нарицательные;
  • бывают одушевленные и неодушевленные;
  • бывают трех родов;
  • бывают трех склонений;
  • изменяются по падежам;
  • изменяются по числам;
  • окончания бывают ударными и безударными;
  • в предложении существительное может быть главным или второстепенным членом предложения.

2 группа

Прилагательное – это:

  • часть речи;
  • отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
  • обозначает признаки предмета;
  • изменяется по родам;
  • изменяется по числам;
  • изменяется по падежам;
  • во множественном числе по родам не изменяется;
  • прилагательные всегда связаны с именем существительным и стоя в том же роде, числе и падеже, что и существительные, с которым они связаны;
  • окончания прилагательных бывают ударные и безударные;
  • в предложении имя прилагательное является второстепенным членом предложения.

3 группа

Глагол – это:

  • часть речи;
  • отвечает на вопросы: что делать?, что сделать?;
  • имеет неопределенную форму;
  • изменяются по временам;
  • изменяются по лицам;
  • изменяются по числам;
  • изменяются по родам в прошедшем времени;
  • в предложении глагол бывает сказуемым;
  • частица НЕ с глаголом пишется отдельно.

Дети, а ведь это еще не все о глаголе. Хотите узнать больше об этой части речи?

III. Постановка проблемы.

Игра “Добавь слово”.

  • прочитайте начало пословицы в первом столбике, добавьте к ним нужные по смыслу слова – глаголы из второго столбика.
Друзей и водой …

Без беды друга …

Дружбу на деньги …

Хорошие друзья в беде …   

узна…шь.

разоль…шь.

остав…т.

куп…шь.

- О чем эти пословицы?

- Как вы их понимаете?

- Чего не хватает, чтобы хорошо был понятен смысл? (частицы НЕ).

- Как напишите частицу?

- Поставьте ударение в глаголах. Что можете сказать? ( окончание в глаголах ударное и безударное)

- Можно ли на слух определить, какое спряжение у глаголов с безударными окончаниями?

- Какую гласную вставим?

- Не получается. Как же быть?

Друзей и водой не разольешь. (I спр)

Без беды друга не узна…шь. (Е или И? I или II спр?).

Дружбу за деньги не куп…шь. (Е или И? I или II спр?).

Хорошие друзья в беде не остав…т. (Я или Ю? I или II спр?).

IV. Определение темы урока.

- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Какова тема нашего урока?

Определение спряжения у глаголов с безударными окончаниями.

(тема открывается на доске).

V. Работа по теме урока.

(решение проблемы).

- Как же решить проблему, возникшую на нашем уроке?

- Каковы будут ваши гипотезы?

(ученики выдвигают свои гипотезы, проверяют их).

Объяснение учителя.

Составление алгоритма.

и – II спряжение

Глагол н. ф. глагола суффикс

а, я, у, е – I спряжение

- А теперь поставьте данные глаголы в неопределенную форму. Выделите суффиксы неопределенной формы.

Узна…шь узнать узнаешь

Куп…шь купить купишь

Остав…т оставлять оставят

Проверим свои выводы: чтение правил стр. 197.

- Для чего нужно уметь определять спряжение глагола? (чтобы правильно писать безударное окончание глагола).

- Когда для определения спряжения глагола надо поставить его в неопределенную форму?

- На что указывает суффикс И?

Какие глаголы относятся к I спряжению?

Физкультминутка.

(на ить – хлоп 1 раз, другие – топ 1 раз)

VI. Первичное закрепление.

- Над какой темой мы работаем?

- Продолжим наблюдение над глаголом и выполним упражнение по этой теме.

- Прочитайте стихотворение И. Токмаковой (записано на доске без знаков пунктуации)

Зябн…т осинка

Дрож…т на ветру

Стын…т на солнышке

Мерзн…т в жару

- Назовите глаголы-синонимы (зябнет, дрожит, стынет, мерзнет).

- Вставьте гласные в окончания глаголов, обоснуйте.

- Что вы можете сказать об этом предложении? (Предложение с однородными членами.)

- Расставьте знаки. Составьте схему предложения.

(самостоятельная работа)

- С какими орфограммами вы еще встретились в тексте?

- Прочитайте еще раз предложение.

- Запишите его по памяти.

Взаимопроверка. (упражнение в определении, какую гласную нужно писать в безударном личном окончании глаголов).

- А сейчас мы поупражняемся в определении, какую гласную нужно писать в безударном личном окончании глаголов.

Работа по учебнику (упр. 257).

VII. Воспроизведение правила

(ученики приводят примеры).

VIII. Уточнение и углубление понимания с помощью упражнений

1. Работа над упр. 459. (самостоятельная работа).

(Слабые учащиеся получают карточки-помощницы).

2. Проверка.

- Как вы определили спряжение глаголов?

IX. Выведение алгоритма применения правил. (На доске).

  1. Ставлю ударение, определяю, какое окончание (уд. или безуд.).
  2. Если ударное, пишу…
  3. Если безударное:
  1. Ставлю глагол в н. ф.
  2. Смотрю, какой суффикс перед ть
  3. Если и - II спряжение, пишу в окончании
  4. Если не и – I спряжение, пишу в окончании
  5. Обозначаю орфограмму.

X. Выполнение задания с проговариванием “шагов” алгоритма.

XI. Задание на дом.

1. Упр. 458. Выполнение задания с проговариванием “шагов” алгоритма.

2. Почему глагол залезешь оканчивается на – ешь -.

Выбери правильный ответ:

  1. Это глагол Iспряжения, настоящего времени, 1го лица
  2. Это глагол IIспряжения, будущего времени, 1го лица
  3. Это глагол IIспряжения, настоящего времени, 1го лица
  4. Это глагол IIспряжения, будущего времени, 2го лица
  5. Это глагол Iспряжения, будущего времени, 2го лица
  6. Это глагол Iспряжения, настоящего времени, 2го лица

XII. Подведение итогов.