Цели:
- Познакомить с содержанием произведения П.П.Бажова “Серебряное копытце”.
- Познакомить с богатствами Уральского края, с его традициях, с занятиями людей в прошлом, с их бытом.
- Выполнить аппликацию к произведению
Оборудование, используемое на уроке:
- Коллекция уральских самоцветов.
- Фотографии изделий из самоцветов.
- Фотографии уральской природы.
- Портрет П.П.Бажова.
- Детали для аппликации (дом, деревья, девочка Дарёнка, олень Серебряное копытце, кошка Мурёнка).
- Иллюстрации к сказке.
- Рисунки Серебряного копытца на отдельном листке по количеству уч-ся.
- Книги П.П.Бажова для выставки.
Содержание урока.
- Орг. момент.
- Беседа о родном крае.
- Рассказ о П.П. Бажове.
- Выставка книг (краткий обзор по книгам). (Выставка книг П.П.Бажова оформлена заранее. Сами ученики кратко рассказывают об уже прочитанных произведениях, а учитель коротко делает аннотацию к другим произведениям, заинтересовывая тем самым детей узнать об этом сказе).
- Сообщение цели.
- Словарная работа. (Объясняются сложные слова, которые встречаются в тексте. Все слова печатаются на карточках, чтобы дети могли их зрительно воспринять. Хоть дети и читают по слогам, зрительное восприятие слов будет стимулом к быстрому чтению).
- Чтение сказа учителем в сокращении. (Многие дети приходят в 1 класс не читающие, поэтому сказ читает учитель. Сказ довольно большой по объёму, поэтому заранее учитель продумывает, какие отрывки из произведения можно не читать, чтобы не потерялся смысл сказа, и была достигнута цель, поставленная на уроке.)
- Беседа по содержанию
- Творческая работа. (Для детей заранее заготовлены листы с фигуркой молодого оленя, и кусочки цветной бумаги, а их задача доделать работу до конца. Для закрепления понятия самоцветы используются элементы работы с бумагой. Дети из кусочков цветной бумаги вырезают цветные “камешки”. На этом этапе урока идёт закрепление навыка работы с ножницами, развивается мелкая моторика у учащихся и пополняется их словарный запас).
- Выставка работ.
- Итог урока.
- Дом.задание
Основные вопросы:
- Что такое самоцветы?
- Кто такой П.П.Бажов?
- Кто главные герои этого сказа?
- Что обозначают старорусские слова?
- Как звали кошку девочки?
- Как Дарёнка оказалась у деда Коковани?
- Почему Дарёнка пошла со стариком жить?
- Где жили Кокованя и Дарёнка?
- Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка?
- Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника?
- Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась?
Практическая работа.
Работа с цветной бумагой. Аппликация. ПТБ с ножницами.Домашняя работа. Краткий пересказ сказа.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Беседа о родном крае.
– Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (после ответов детей появляется табличка и карта Уральского региона)
Урал |
Край, в котором мы живём, называется Уралом. Край очень красивый в любое время года (вывешиваются иллюстрации).
Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.
– А кто знает, что такое самоцветы?
Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветастые, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.
Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. (показ камней из коллекции). И самый знаменитый уральский камень – это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки, рамки для картин, украшали соборы и дворцы. (показ фотографий)
3.Рассказ о П.П. Бажове. (портрет П.П.Бажова)
Об этих камнях, о богатстве Уральской земли слагали много легенд, сказов. Самым знаменитым уральским сказителем, был П.П.Бажов. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он очень любил свой край, его природу. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. (сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом).
П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру. А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?
Выставка книг (краткий обзор по книгам).
4. Сообщение цели
.А мы сегодня познакомимся ещё с одним знаменитым произведением – “Серебряное копытце”.
5. Словарная работа
.Когда я буду читать вам сказ “Серебряное копытце”, вам могут встретиться незнакомые слова. Давайте попробуем их объяснить вместе. (слова на карточках вывешиваются на доску).
Артель – бригада, коллектив с одной целью
работы.
Сиротка – ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик – начальник
Козлик – молодой олень.
Балаган – избушка, в которой можно
переночевать в лесу.
Солонина – солёное мясо.
Покосные ложки – место, где косят траву.
Ф И З М И Н У Т К А.
6. Чтение сказа учителем в сокращении.
Цель перед чтением: Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.
Чтение сопровождается показом иллюстраций.
6. Беседа по содержанию.
(За правильный ответ ученик получает “самоцвет”, которые потом используют для аппликации). Соберем свою коллекцию камней.
Вопросы:
- Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.)
- Как звали кошку девочки? (Мурёнка)
- Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить)
- Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали).
- Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке)
- Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце).
- Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три)
- Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких то корыстных целей).
-Посмотрите, какая получилась картина! Что бы вы добавили? (цветные камешки под ногу козлику)
(По ходу ответов на доске появляется картина-аппликация, составленная из отдельных деталей. “Самоцветы”, полученные за ответы, дети приклеивают под копытце козлика).
Ф И З М И Н У Т К А.
7. Творческая работа.
Посмотрите на эту картину, которая у нас получилась из ваших ответов. Сейчас вы тоже сможете сами сделать подобную картину. Но сначала ответьте на вопрос:
– Что выбивал своей правой ножкой Серебряное копытце? (самоцветы).
У вас на столе заготовлены кусочки цветной бумаги и рисунок козлика. (Приложение №1). Вы сейчас вырежете из цветной бумаги “драгоценные камни”. Формы определённой у них нет, поэтому форму самоцветов вы придумываете сами и затем наклеите их под копытце оленя. Под какую ножку будем наклеивать “камешки”? (под правую). Обязательно провести инструктаж по правилам работы с ножницами и клеем.
(самостоятельная работа учащихся)
А учитель в это время помогает.
8.Выставка работ.
Что вырезали? Как называются драгоценные цветные камушки? САМОЦВЕТЫ (табличка появляется на доске)
9. Итог урока.
К какому сказу у нас иллюстрация на доске? Понравилась, ребята вам произведение? Кто его автор? А как называются драгоценные камни, которые добывают у нас в Уральских горах?
10. Дом.задание
А дома расскажите о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке и Серебряном копытце своим родителям.