Класс: второй. Фотоотчёт о проведённом уроке см. в приложении 1.
Тип: обобщающий урок . Учебник: "Математика" (Истомина Н.Б.)
Цель:
- Создать условия для развития умения видеть выражение (и находить его значение) с различными видами сложения двузначных чисел с однозначными,
- Развивать умение учащихся контролировать и оценивать свою деятельность.
- Воспитывать любовь к малой родине.
Методическое обеспечение:
- Карта Алтайского края,
- Карточки по цифрописанию,
- Схемы видов сложения двузначных чисел с однозначными,
- "вахтенные журналы",
- Изображение болота на листе ватмана со следами-примерами (для устного счёта),
- Магнитофон,
- Аудиозаписи со звуками реки, дождя,
- Карточки (сложение круглого двузначного числа с однозначным),
- Изображения рыб (плотва (чебак), судак, карась, окунь, щука),
- Карточки с текстом задачи,
- Карточки для индивидуальной работы над выражениями на сложение двузначного числа с однозначным без перехода через десяток,
- Два листа с дифференцированными заданиями с выражениями на сложение двузначного числа с однозначным с переходом через десяток.
Фотографии (использовался фотоальбом Садчикова):
- Реки Бии,
- Города Бийска на берегах Бии,
- Реки Катуни,
- Реки Обь,
- Место впадения реки Барнаулки в Обь.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами отправляемся в путешествие. Что требуется любому путешественнику, чтобы не заблудиться в пути? Впрочем, догадайтесь сами. А поможет вам в этом загадка. Прочитайте и догадайтесь, что же нам надо взять с собой.
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя.Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.В сетке тонких, как ниточки, линий
Острова и заливы видны,
И моря, и леса, и пустыни
Самой лучшей на свете страны.
Конечно же, это карта! (Учитель открывает карту Алтайского края) В чём отличие этой карты от той, которую рассматривали на уроке окружающего мира? Это не карта России, с которой мы обычно работаем на уроках окружающего мира, а карта Алтайского края, то есть того места на Земном шаре, где живём мы с вами.
2. Минутка цифрописания.
А путешествовать мы будем по рекам нашего края. А плыть по реке мы будем на теплоходе. Возьмите в руки карточки с минуткой цифрописания. Посмотрите на изображение теплохода. Сколько на рисунке треугольников? Обведите по точкам то число, которое обозначает это количество. Сколько на рисунке квадратов? Обведите по точкам то число, которое обозначает это количество. Какая ещё геометрическая фигура есть на рисунке? Сколько кругов на рисунке? Обведите по точкам то число, которое обозначает это количество.
Как можно назвать все числа, которые вы обвели? (Однозначные) Какие ещё числа мы с вами изучали? (Двузначные) Какое двузначное число является наименьшим? (Десять) Обведите его по точкам.
Какое действие мы учились выполнять с двузначными и однозначными числами? (Сложение двузначных чисел с однозначными) Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по этой теме, на котором вспомним ещё раз все случаи такого сложения.
3. Постановка темы и цели урока.
Когда я прокладывала курс нашего путешествия по реке, то заметила, что мне потребовались для этого такие схемы:
Эти же схемы есть и в ваших вахтенных журналах. Вахтенный журнал - это листок, в котором вы будете вести записи по составлению проверочной работы для своих одноклассников. Напоминаю, что проверочная работа записывается простым карандашом без ответов.
Как вы думаете, какие знания, судя по этим схемам вахтенного журнала, нам потребуются в путешествии? Итак, мы знаем:
- сложение круглого двузначного числа с однозначным,
- сложение двузначного числа с однозначным, в результате которого получается круглое двузначное число,
- сложение двузначного числа с однозначным без перехода через десяток,
- сложение двузначного числа с однозначным с переходом через десяток.
Сегодня в нашем путешествии мы и проверим, научились ли мы складывать двузначные числа с однозначными.
4. Устный счёт.
Для того, чтобы попасть в начало нашего маршрута, нам необходимо подняться в предгорья Алтая, туда, где берёт своё начало река Бия. (Учитель показывает место на карте) Здесь встречаются болота, что связано с деятельностью древних ледников. Чтобы подойти к берегу, необходимо пройти это болото. Состав какого числа помогает нам при складывании двузначного числа с однозначным? (Состав числа 10) Пройдите через болото! (на плакате "Болото" (файл - приложение 1) прикреплены человеческие следы, на которых записаны различные варианты состава числа 10)
5. Повторение сложения круглых двузначных чисел с однозначными.
И вот мы выбрались на берег Бии. (Показ фотографии №1) А теперь на теплоходе мы отправляемся вниз по течению реки Бия. Вот мы проплываем мимо города Бийска, расположившегося на левом и правом берегах Бии. (Показ фотографии №2) Поверните голову сначала налево, потом направо. А через 22 километра мы увидим, как сливаются в одну могучую реку Обь река Бия, по которой мы плывём, и река Катунь. (Показ фотографии №3) В водах Бии и Катуни водятся многие виды рыб. Это и плотва (чебак), и судак, и карась, и окунь, и щука. (Показ рисунков) Все они потом попадают и в воды реки Обь. Поэтому в Оби можно встретить и рыбу, живущую в Бие, и рыбу, живущую в реке Катуни. Давайте мы сейчас поможем им встретиться.
На карточках вы видите, как по волнам Бии плывут рыбки с числовыми выражениями, а в водах Катуни плещутся рыбки с результатами сложения. К какой схеме относятся эти выражения? Как выполняется такое сложение? Возьмите в руки ручки и помогите каждой рыбке найти свою подружку с правильным ответом. Соедините их линиями.
(Учитель включает аудиозапись со звуками реки. Дети работают в карточках на печатной основе)
Возьмите в руки простой карандаш. Составьте подобные выражения и запишите их в свой вахтенный журнал. Напоминаю, что вы составляете проверочную работу для своих одноклассников, поэтому ответы записывать не надо!
6. Повторение сложения двузначного числа с однозначным с получением в результате круглого двузначного числа.
Далее мы плывём по реке Обь. Что вы знаете о ней? (Ответы детей. Учитель показывает фотографию №4)
Притоками реки в этой местности являются реки Песчаная, Чарыш, Алей, Лосиха. В Оби, я думаю, хоть раз купались все. А кто купался в её притоках?
Ещё один приток Оби, я думаю, знает каждый из вас, потому что в устье этого притока когда-то зародился наш город. Что же это за приток? Конечно, это Барнаулка! А кто знает, где находится место впадения Барнаулки в реку Обь? ("На Речном вокзале", показ фотографии №5)
Сейчас откройте рабочие тетради по математике, запишите число, слова "Классная работа".
Прочитайте текст, который помещён у вас на следующей карточке.
Через реку Барнаулку перекинуто 18 маленьких мостиков. А через реку Обь - два больших моста. Сколько всего мостов построено в окрестностях города Барнаула?
Что за текст вы сейчас прочитали? Докажите, что это - задача. О чём задача? Что известно про мосты? Какие они? Сколько маленьких? Сколько больших? Какую модель можем выполнить? (рисунок, чертёж, схему, краткую запись) (Учитель вызывает трёх детей к доске. Остальные выполняют одну модель на выбор у себя в тетради)
Как узнать, сколько всего мостов? Объясните, не называя готового выражения, как это сделать. Какое выражение будет являться решением этой задачи? Найдите значение выражения, запишите ответ. Какой схеме соответствует выражение, являющееся решением этой задачи? (сложение двузначного числа и однозначного с получением в результате круглого двузначного числа) Откройте учебник на странице 73, № 193. Чем эти выражения похожи на то, которое вы записали в решении задачи? Как найти значение таких выражений? Найдите значение выражений первого и второго столбиков. (Все они являются примерами сложения двузначного с однозначным с получением в результате круглого двузначного числа) Учебники закройте, уберите на край парты. Возьмите в руки простой карандаш. Составьте подобные выражения и запишите их в свой вахтенный журнал. Напоминаю, что вы составляете проверочную работу для своих одноклассников, поэтому ответы записывать не надо!
7. Физкультминутка.
А мы продолжаем плавание по реке Обь. Берега Оби покрыты разнообразной растительностью. Встаньте в проходы между рядами парт. На берегу реки ярко светило солнышко и все деревья тянули к нему свои листочки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики-листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны:Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются: (Учитель включает аудиозапись звуков дождя) Ветер принёс дождевые тучки, и деревья почувствовали первые капли дождя. Дотроньтесь своими пальчиками до спины впереди стоящего. Пусть движения будут лёгкими, как будто ласково стучит дождик.
Дождик стал стучать сильнее, а потом ещё чуть сильнее: И деревья стали жалеть друг друга. Гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность. (Дети садятся на свои места)
8. Сложение двузначных чисел с однозначными без перехода через десяток.
Посмотрите на следующую карточку. К какой схеме относятся все эти выражения? (Сложение двузначного и однозначного числа без перехода через десяток) Как найти значения таких выражений? (сложить единицы, количество десятков останется без изменения)
Найдите значения выражений, и вы узнаете, что растёт на берегах Оби в Алтайском крае. (Дети выполняют задание, называют полученные результаты. Учитель показывает рисунки) Что же растёт на берегах Оби? (Дети перечисляют) Те растения, которые вы не назвали, тоже растут в Алтайском крае, но не на берегах Оби, а в лесу и в горах.
Карточка №4
Подчеркни, какие растения встречаются на берегах реки Обь. 37 - вороний глаз (ядовитое растение) 84 - дикий лук (съедобное растение) 46 - тростник 39 - камыш 56 - волчье лыко (ядовитое растение) 58 - рогоз 68 - щавель (съедобное растение) 62 - золотой корень (лекарственное растение, находится под угрозой исчезновения) 77 - ива |
Возьмите в руки простой карандаш. Составьте подобные выражения на сложение двузначных чисел без перехода через десяток и запишите их в свой вахтенный журнал. Напоминаю, что вы составляете проверочную работу для своих одноклассников, поэтому ответы записывать не надо!
9. Сложение двузначных чисел с однозначными с переходом через десяток.
С какой схемой мы ещё не работали? (Сложение двузначных чисел с однозначными с переходом через десяток.) Выберите из всех выражений, записанных на доске, те, которые подходят к последней схеме. Как найти значения таких выражений? Запишите их в тетрадь (только выражения, подходящие к этой схеме). Выполните развёрнутую запись нахождения значения выражения. Тот, кто пишет быстро, может работать по первому столбику. Тот, кто пишет медленнее, может работать с выражениями второго столбика.
(Дети работают в тетрадях)
Для тех, кто пишет медленно 34 + 7 24 + 6 89 + 3 72 + 5 30 + 1 48 + 54 |
Для тех, кто пишет быстро 48 + 5 36 + 4 97 + 8 23 + 6 73 + 29 64 + 7 |
Возьмите в руки простой карандаш. Составьте подобные выражения на сложение двузначных чисел без перехода через десяток и запишите их в свой вахтенный журнал. Напоминаю, что вы составляете проверочную работу для своих одноклассников, поэтому ответы записывать не надо!
10. Подведение итогов. Домашнее задание.
Наше путешествие подошло к концу. Мы с вами доплыли до южной части Новосибирского водохранилища, где проходит граница Алтайского края. Что мы сегодня успели сделать за урок? Что повторили? Что нового узнали? А что стало результатом нашей работы? (проверочная работа для одноклассников по этой теме) Обменяйтесь своими проверочными работами с соседом по парте. Домашнее задание - проверить и оценить правильность составления проверочной работы, и потом её выполнить!