Пояснительная записка.
Предлагаемый факультатив предназначен для учащихся 7 класса и рассчитан на 34 часа. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по темам: "Оптика", "Звук", "Тепловые явления", "Строение вещества". В курс включены вопросы занимательного характера, что делает его привлекательным, расширяет информационное поле ребенка за счет привлечения материала из курса биологии, медицины, информатики и информационных технологий. Он позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предмета по данным темам и активизировать познавательную деятельность учащегося. Программа включает в себя такие формы работы как, лекция - диалог, наблюдения и объяснение опытов, выдвижение гипотез, практические работы, творческие задания, использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, презентация результатов).
Задачи курса:
1. Удовлетворить познавательный интерес учащихся.
2. Оценит свои способности и возможности.
3. Развить коммуникативные навыки.
4. Обучение учащихся умениям самостоятельной познавательной деятельности.
Цель курса - способствовать :
- развитию творческих способностей учащихся в ходе выполнения ими самостоятельных творческих заданий;
- привитию и развитию навыков логических рассуждений;
- развитию умений вести индивидуальную, групповую дискуссию, самостоятельный поиск;
- формированию чувства коллективизма и взаимопомощи, ответственности каждого за конечные результаты.
Поурочно-тематическое планирование
№ занятия | Тема |
1. | БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОПТИКА. Будем знакомы - физика. |
2. | Значение зрения. Зрение животных. Фасеточное зрение. |
3. | Глаз - живой оптический прибор. Практическая работа: "Угол зрения". |
4. | Дефекты зрения. Решение качественных задач. |
5. | Видение двумя глазами. Зрение под водой.
Зрение днем и ночью. Чувствительность глаза. |
6. | Нормы освещенности рабочих мест при
выполнении разных работ. Практическая работа: " Изучение естественной освещенности класса". |
7. | Практическая работа: "Оценка внутренней отделки классных помещений". |
8, 9. | Разработка проекта.(анализ информации, подготовка материала, оформление презентации) |
10. | Отчет творческих групп. |
11. | БИОЛОГИЧЕСКАЯ АКУСТИКА. Зрение или слух? Строение уха. Скорость распространения звука. Практическая работа: "От чего зависит скорость звука?" |
12 | Звук и шум. Влияние шумов на организм
человека. Практическая работа: "Изучение различной звукопроводимости материалов". |
13. | Болтливый "мир безмолвия". Эхолокация в природе. Ультразвук. |
14. | Музыка лечащая и калечащая. |
15, 16. | Разработка проекта. (анализ информации, подготовка материала, оформление презентации) |
17. | Экскурсия. (Посещение местной поликлиники) |
18. | КВН "Всезнайки вперед!" |
19. | МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА. Все в нашем мире не случайно. Практическая работа: "Изучение явления диффузии в природе". |
20. | Чудеса природы. Практическая работа: "Наблюдение броуновского движения". |
21 | Вы кто: жидкость или газ? (игра) |
22 | В мире физических величин. |
23. 24. |
Познай себя. Знакомство с простейшими диагностическими методами и приборами: медицинский термометр, шприц, стетоскоп, весы (их устройство, применение, демонстрация моделей). Посещение школьного медпункта. Практическая работа: 1. Определение массы тела с помощью медицинских весов. 2. Измерение роста. 3. Расчет " индекса веса" |
25. | Оценка суточных энергетических затрат человека. (Практическая работа) |
26. | Моделирование механизма "парникового эффекта". |
27. | Физика не живого. (Туман, облака, снег - что это?) |
28. | Влажность воздуха. Практическая работа: " Оценка микроклимата в классных помещениях". |
29. | Тепловые двигатели - это хорошо или плохо? |
30, 31, 32 | Разработка проекта.(анализ информации, подготовка материала, оформление презентации) |
33. | Консультация школьного психолога. |
34. | Защита проектов на школьной научно-практической конференции. |
Литература.
- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. Москва "Просвещение", 1988
- Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. Москва "Просвещение", 1977
- Алексеева М.Н. Физика юным. Москва "Просвещение", 1980
- Эльшанский И.И. Законы природы служат людям. Москва "Просвещение", 1988
- Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе. Ростов н/Д. Феникс 2007
- Хорбенко И.Г. Звук. Ультразвук. Инфразвук. Москва. "Знание" 1978
- Энциклопедия для детей М.: Аванта +, 2000
- Уокер Ричард. Анатомия человека. М.: Оникса 21 век, 2002
- Газета "Физика" №7 /07, №21/06, №23 /07, №11/07, №12/04, №1 /07, №10/07, №6/08
- Интернет: Сайт журналов "Юный техник", "Квант".