Цель:
- помочь учащимся целостно представить проект изучения раздела “Человек в разные исторические времена”;
- выделить основные качества характера русского человека: патриотизм, трудолюбие, гостеприимство, умение дружить, жизнерадостность через решение проблемных ситуаций;
- развивать умение сравнивать, выделять главное;
- воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ и Родину.
Оборудование:
- мультимедийная презентация “от Руси до России”;
- таблички с названиями основных черт человека;
- карточки с текстами песен;
- старинная посуда;
- плакаты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Какой сейчас урок? (Окружающий мир.)
– Как называется один из разделов (“Человек в разные исторические времена”) <Приложение 1>
– Как называли нашу страну в разные времена?
а) Россия. Российская Федерация (конец XX века).
б) Российская Советская Федеративная
Социалистическая Республика (РСФСР) в составе
СССР (с 1922 года).
в) Советская Россия (начало XX века, с 1917 года).
г) Россия, Российская империя (XVII – XIX начало XX
века).
д) Московская Русь (XIII – XVI века),
е) Древняя Русь (IX – ХШ века). <Приложение
2>
– Можете ли вы объяснить, как произошло название нашей Родины – Русь, Россия.
1. Слова русь и рось похожи. Так назывались народы” жившие по реке Рось – притоку Днепра
Предки наши были светлобородые, русоволосые – русые. Отсюда и пошло название Русь.
2. Русь – это племя варягов.
III. Введение в новую тему
1. Лексическое значение слов. <Приложение 3>
Чтение хором слов
– Предки.
– Современники.
– Потомки.
– Найдите корень в этих словах и объясните значение слов
В слове предки корень пред, он означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо.
Предки – это люди, которые жили перед нами.
В слове современники корень врем, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например в настоящие время.
В слове потомки корень потом, так называют людей, которые будут жить после нас.
2. Линия времени.
– На линии времени обозначьте год, в котором мы живем и наши современники. Обозначьте скобками части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. <Приложение 4>
3. Нахождение истинного высказывания.
Наши предки живут в далеком будущем,
Наши потомки жили в далеком прошлом,
Наши предки жили в далеком прошлом. <Приложение 5>
– Так называется тема урока-обобщения “Наши предки в далеком прошлом”
IV. Обобщение знаний детей
– Сформулируйте вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова <Приложение 6>
– Кто такие наши предки?
– Как они жили?
– Откуда они пришли?
– Где они жили?
– Какие они были?
V. Работа по теме урока
– Ребята, зачем мы изучаем историю наших предков?
– Нам интересно знать, как жили раньше наши предки.
– Что они любили, чем интересовались и т.д.
– Страну, где родился, как и родителей, не выбирают. Но для того, чтобы осознанно полюбить её, человеку необходимо понять душу своего народа, его прошлое. А, значит, необходимо знать историю своего Отечества, историю можно изучать по учебным книгам, историческим документам, а можно отправиться в музей. Давайте представим, что мы находимся в историческом музее. Как называют человека, проводящего экскурсии по музею? (Экскурсовод)
VI. Экскурсия по музею
1-й экскурсовод: Итак, мы входим в первый зал. Как мы узнаем о прошлом. Существует отдельная наука, которая изучает памятники древности. Эта наука называется археология <Приложение 7>. Во время раскопок ученые часто находят зерна различных злаков, игрушки, украшения. Часто именно археологам удается ответить на вопросы, которые не смогли решить многие поколения ученых.
2-й экскурсовод <Приложение 8>: История России начинается в IX веке. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы живем, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц, а также топкие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые люди. Среди них были наши предки – славяне.
3-й экскурсовод <Приложение 9>: Наши предки жили по берегам таких рек, как Днепр, Волхов, Ока и Западная Двина. По одной исторической версии, пришли они на эту землю с предгорий Гималаев (из Индии). Доказательством этому является похожее звучание слов, как у нас, так и в Индии: мать, брат, сестра, нос, двое.
– В рассказе третьего экскурсовода найдите однокоренные слова.
4-й экскурсовод: Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов – богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников. Славно сражались они в пешем строю и копьем, одетые в простые рубахи, а то и полуголые. <Приложение 10>
5-й экскурсовод <Приложение 11>: Гордостью Русской земли были свои книги – летописи. В те времена книги считались величайшим сокровищем. Для них готовили особо тонкую кожу – пергамент и лучшие чернила, которые в то время по капле добывали из особых орешков. Каждая книга писалась от руки не один год. Древнейшая русская летопись называется “Повесть временных лет”. Ее автором считается знаменитый русский летописец Нестор.
– В каком веке жил летописец Нестор? (в конце XI – начале XII века)
6-й экскурсовод <Приложение 12>: Назовите главный город страны? (Москва)
– Как Москва из маленького города превратилась в центр княжества? (В княжества вошли многие города. Во главе стояли ловкие, деловые, умные правители, которые делали все, чтобы расширить владения)
7-й экскурсовод – рассказ о современной Москве <Приложение 13>
8-й экскурсовод – рассказ об Иване Грозном <Приложение 14>
– Кто был первым Русским царем? (Иван IV)
– Кто расскажет историю его рождения? (в 1530 году – в XVI веке)
– Почему его называли Грозным?
– В главном соборе Кремля, Успенском, митрополит возложил ему на голову шапку Мономаха. Согласно легенде, византийский император Константин Мономах подарил внуку Ярослава Мудрого царский венец, который стал называться шапкой Мономаха Иван Грозный расширил территорию Московского государства, укрепил границы. Присоединил Казань, Астрахань. В памяти народной он остался как Грозный. За то, что оставил после себя окровавленную, растерзанную, разоренную Русь. Всюду царю мерещились угрозы и заговоры. При нем было созданы специальные отряды, которые выискивали и казнили “врагов государственных”. Даже целые города подвергались опустошительным походам. Так был разрушен Новгород, в котором погибли почти половина жителей).
VII. Работа с учениками. Имена и фамилии, их рождение
– Расскажите, как появились ваши имена и фамилии.
VIII. Работа по теме
– Какими качествами славились наши предки?
– Трудолюбием Наши предки жили все вместе племенами – поодиночке они бы погибли. Мужчины охотились, женщины собирали в лесу съедобные травы, ягоды, грибы. Летом работали в поле, а в долгие зимние дни и вечера пряли, ткали, делали глиняную и деревянную посуду, игрушки для ребят. <Рисунок 1>
Дети читают пословицы о труде. <Приложение 15>
IX. Физкультминутка
Русская народная песня “Маковка”. (Дети в такт песни показывают движения руками.)
Мак маковистый,
Тонкий, волокнистый.
Как сеют мак, как сеют мак.
Мак маковистый,
Тонкий, волокнистый.
Как растёт мак, как растёт мак.
Мак маковистый,
Тонкий, волокнистый.
Как полют мак, как полют мак.
Мак маковистый,
Тонкий, волокнистый.
Как рвут мак, как рвут мак.
Мак маковистый,
Тонкий, волокнистый.
Как треплют мак, как треплют мак.
Мак маковистый,
Тонкий, волокнистый.
Как едят мак, как едят мак.
– Жизнерадостностью. Жизнь наших предков невозможно представить себе без ярмарок — веселого базара, куда съезжались люди из разных городов и деревень. Но народ приходил на ярмарку не только чтобы свои товары продать или что-то купить. Это был веселый праздник с песнями, с горячим чаем и бубликами, со скоморохами и кукольным театром. <Рисунок 2>
Дети читают пословицы о жизнерадостности <Приложение 16>.
– Патриотизмом. Пограничные крепости защищали лучшие воины со всех концов Руси. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. <Рисунок 3> <Приложение 17>
Дети читают пословицы о патриотизме <Приложение 18>.
– Гостеприимством. Инсценировка “Встреча гостей с хлебом и солью”.
Дети читают пословицы о гостеприимстве <Приложение 19>.
Рассказ учителя о других чертах характера.
Забота о ближнем, взаимопомощь (дружба)
Сообразительность.
Свободолюбие
Преданность.
Х. Самостоятельная работа над моделированием старинных костюмов
– Как одевались наши предки? (Рисунок 4)
– Придумайте узоры, орнаменты, вышивку для рубашки и сарафана. <Приложение 20>.
X. Итог урока
– Назовите основные качества характера древних славян.
– Что хорошего можно перенять у наших предков?