Обычный лист белой бумаги…
Мы привыкли видеть в нем лишь плоскость для написания текста или нанесения изображения, иногда – основу под аппликацию, совсем редко – материал для конструирования.
А знаете ли вы, что из обычного офисного листа можно создать самую настоящую скульптуру (как пустотелую, так и заполненную). Нужно только аккуратно смять лист в нескольких направлениях и придать ему нужную форму. Оказывается, смятая бумага становится очень пластичной и “открывает” в себе огромный потенциал доселе дремавшей художественной выразительности. Немного усилий, и перед нами, природный ландшафт с весьма реалистичными горами и деревьями, еще немного фантазии – дома, люди в костюмах разных эпох – бумагопластика позволяет создавать как отдельные элементы, так и целые многофигурные тематические композиции. Для любителей насекомых, птиц и зверей бумагопластика – просто находка: листы смятой бумаги и газеты, клей ПВА, несколько нехитрых движений, цветовых пятен гуашью – и представитель фауны готов… Словом, технику бумагопластики с успехом можно использовать на уроках ИЗО для формирования и развития художественно-творческих навыков учащихся.
По моим наблюдениям большинство детей лепит с удовольствием. Даже если у школьника не получается изображение заданного объекта (будь это – яблоко, птица или портрет), то с заданием вылепить этот же объект, ученик, как правило справляется. По своей сути бумагопластика объединяет лепку (пластика, расположение и развернутость в пространстве), рисунок ( выразительность линии и формы), живопись – если работа в цвете (цвет, тон, общий колорит и “отношения” цветов); если же работа выполнена из белой или неяркой однотонной бумаги, то усиливаются графические и фактурные возможности. То есть, доступность и необычайная выразительность бумагопластики, способствуют более качественному освоению таких понятий изобразительного искусства, как форма, объем, пространство, композиция, цветовые отношения и т.д.
В нашей Гимназии у учащихся 5 классов бумагопластика включена в блок занятий по теме “изображение человека”, с целью сделать освоение тем “движение человека, танец” и “портрет современника” более интересными и доступными для понимания, а значит и для художественного выражения, а также познакомить учеников с различными способами изображения. На этих уроках учащиеся непосредственно своими руками (в прямом смысле) осваивают изобразительные нюансы движения и настроения, формы и силуэта, особенности передачи переднего и дальнего планов. А сама возможность тактильно строить и чувствовать изображение способствует положительной динамике отношений “глаз-рука”, что развивает как общие, так и художественно – творческие навыки учащихся.
В заключении хотелось бы отметить, что бумагопластика доступна всем школьным возрастам, не требует больших материальных затрат, не сложна в освоении и вызывает живой интерес у школьников, поэтому с успехом может быть включена не только в учебный план уроков ИЗО и технологии, но и в кружковую работу.
Примеры работ, выполненные учащимися нашей гимназии в технике “Бумагопластика”, представлены в Приложениях 1 – 4.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4
Примечание: при составлении урока использовались знания, полученные на курсах повышения квалификации, в Московском институте открытого образования в 2003г. (преподаватель Н.Г. Мейсмер)
Урок изобразительного искусства
для учащихся 5-го класса
по теме: “Человек, движение, танец”
(изображение женского танца в технике
бумагопластики).
Цели и задачи:
- Продолжать знакомить учащихся с передачей пластики движения человека с использованием различных изобразительных техник;
- Закреплять знания о пропорциях человеческого тела;
- Формировать и развивать художественно-творческие навыки учащихся, в том числе: фантазию и воображение, умение обобщать и конкретизировать, навыки мелкой моторики;
- Развивать навыки безопасного общения при коллективном просмотре творческих работ.
Оборудование:
- Модели фигуры человека, темный затонированный лист или цветной картон, клей ПВА, кисточка для клея и салфетка, белые офисные листы А-4;
- Наглядный материал: изображение человека в танце (женская фигура), примеры работ, выполненные старшими школьниками.
Ход урока
- Вступление:
– приветствие,
– знакомство с целью и планом урока,
– разминка-приветствие.
- Основная часть:
– образное определение изображения,
– подготовка материала и собственно изображение танцующей фигуры,
– уточнение деталей и завершение работы.
- Интегрирующая часть:
– просмотр готовых работ,
– приведение в порядок рабочих мест.
Подробное содержание урока:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с изображением человека в движении и выполним работу по теме: “Женский танец”.
Мы с вами уже знаем, что выражать или изображать движение человека можно различными художественными материалами. Например: можно слепить фигуру человека из глины или пластилина, можно нарисовать на листе бумаги карандашами, мелками, гуашью, акварелью, использовать смешанную технику, можно собрать схемку-модельку из картона, а можно бумагу использовать и в качестве пластического материала. Называется такая техника – “Бумагопластика”. Именно с ее помощью мы и выполним изображение танцующей женщины (фактурный силуэт танцовщицы мы слепим из мятой бумаги).
По окончании, пожалуйста, закрепите работы на доске, мы обсудим наиболее удачные моменты и рассмотрим характерные ошибки, а также не забудьте привести в порядок свои рабочие места.
Прежде чем перейти к основной части нашего урока, давайте выполним нашу традиционную разминку – приветствие. (Учитель вместе с учениками выполняет ряд упражнений, помогающих сосредоточиться и настроиться на урок.)
А сейчас, пожалуйста, рассмотрите работы с изображением танца и скажите, что между ними общего? (Правильно, на всех этих работах изображено движение.) Скажите, изображение какой из фигур будет более выразительным, более динамичным – прямо стоящей или танцующей? (правильно, изображение танцующей фигуры будет более выразительным). Теперь посмотрите на эти линии (прямая и волнистая), какая, по-вашему, выражает движение? (правильно, волнистая линия более динамична).
А чем эти изображения отличаются друг от друга? (Правильно, костюмами и характером движения, еще можно сказать, что они отличаются друг от друга силуэтом). И вот, мы с вами сегодня, будем выражать движение и характер танца через силуэт, а такая интереснейшая техника, как бумагопластика, позволит нам этот силуэт сделать более выразительным за счет фактуры .
Пожалуйста, определитесь с тем танцем и костюмом, который вы будете изображать, подготовьте бумагу, аккуратно, чтобы не порвать сомните ее, сделайте пластичной и приступайте к работе. Удобнее начать с изображения головы, затем помня о движении линии и о пропорциях, намечаем плечевой пояс, линию талии, юбку. В процессе работы не забываем о композиции, т.е. о расположении нашего изображения на листе.
После того, как основное пятно или основной силуэт выполнен, переходим к деталям. Обратите внимание, насколько большую роль, в данной работе, играют мелкие детали – кисти рук, стопа, элементы прически и костюма. (Учитель наглядно показывает, как меняется изображение, когда появляются различные детали.) А сейчас, пожалуйста, переходите к завершающему этапу работы.
Время нашего урока подходит к концу, приведите в порядок свои рабочие места и закрепите работы на доске. Давайте посмотрим, какие приемы, и элементы ваших работ сделали изображение танца наиболее интересным и выразительным. (Учитель вместе с учениками проводит анализ полученных работ.)
Молодцы! Все потрудились на славу, спасибо вам за урок! На следующем уроке мы с вами займемся дизайном новогодней открытки. Подготовьте цветную бумагу, картон, клей и ножницы.