Запрос как инструмент обработки информации

Разделы: Информатика


Цель занятий: сформировать представление о запросе БД, формировать умение создавать запросы разных типов в среде БД.

Задачи:

  • образовательная: знакомство с правилами формирования команд запросов, с синтаксисом команд на языке гипотетической СУБД, освоение приемов создания и реализации запросов
  • развивающая: формирование приемов логического мышления
  • воспитательная: воспитание  аккуратности, точности

Структура занятий

№ п/п Тема Слайд Работа Домашнее задание
  Запросы как приложения информационной системы 1-6 3.11 Придумать запросы "на выбору" к индивидуальной базе данных. Представить эти запросы на гипотетическом языке. Ответить на вопрос: в чем состоит разница между инструментами "расширенный фильтр" и "запрос".
  Перекрестный запрос. Логические условия выбора данных 7-8 3.13 Придумать "перекрестные" запросы к индивидуальной базе данных. Представить эти запросы на гипотетическом языке.
  Запрос на действие. Параметрический запрос 9-10 3.14 Придумать запросы "на действие" и "параметрические" запросы к индивидуальной базе данных. Представить эти запросы на гипотетическом языке.

Ход занятий

Основная задача любой информационной системы - поиск информации в БД. Поиск происходит по запросу пользователя. С помощью запросов данные упорядочивают, фильтруют, отбирают, изменяют, объединяют, то есть обрабатывают. На одном из занятий мы с вами знакомились с инструментами сортировка и фильтр. Давайте вспомним алгоритм сортировки.

Ответ:

  1. Выбрать поле, которое требуется использовать для сортировки записей.
  2. Нажать кнопку Сортировка по возрастанию или Сортировка по убыванию

Какие существуют способы отбора записей в таблице с помощью фильтров?

Ответ: фильтр по выделенному, обычный фильтр, поле "Фильтр дня" и расширенный фильтр.

Вспомним алгоритм применения расширенного фильтра

Ответ:

  1. Открыть таблицу в режиме таблицы
  2. Выбрать команду Фильтр в меню Записи, а затем команду Расширенный фильтр.
  3. Добавить в бланк поля, для которых будут заданы искомые значения или другие условия, используемые в фильтре для отбора записей.
  4. Чтобы указать порядок сортировки, выбрать ячейку Сортировка нужного поля, щелкните стрелку и выберите порядок сортировки.
  5. В ячейке Условие отбора полей, включенных в бланк, указать искомое значение или ввести выражение.
  6. Чтобы применить фильтр, нажать кнопку Применить фильтр на панели инструментов.

Запросы очень похожи на фильтры и предназначены для поиска в базе данных информации, отвечающей определенным критериям. Найденные записи, называемые результатами запроса, можно просматривать, редактировать и анализировать различными способами. Кроме того, результаты запроса могут использоваться в качестве основы для создания других объектов MS Access.

Существует различные типы запросов

  • Запрос на выборку: извлекает данные из одной или нескольких таблиц и представляет их в табличном виде
  • Запрос на действие: вносит множественные изменения за одну операцию.
  • Параметрический запрос: запрашивает ввод параметров (например, начальную и конечную дату)
  • Перекрестный запрос: выполняет расчеты и группирует данные для анализа информации

Существует универсальный язык, на котором формулируются запросы во многих СУБД - SQL (Structured Query Language - структурированный язык запросов). В учебных целях мы будем использовать строчное описание команд запросов на придуманном (гипотетическом) языке. Он близок к SQL, однако имеет не такой строгий синтаксис.

Далее каждый тип запроса рассматривается отдельно и более подробно (Приложение 1).

Запросы рассматриваются на основе примеров. Сначала показываем условие запроса далее запись на гипотетическом языке. Разбираем пример более подробно. Далее показываем создание запроса на примере базы данных "Приемная комиссия" (Приложение 2) перейдя по ссылке в презентации (Приложение 1). После просмотра примера учащиеся самостоятельно записывают алгоритм создания запроса в тетрадях. В следующем шаге учитель показывает условие запроса, и учащиеся самостоятельно записывают запрос на гипотетическом языке. На выполнение задания дается 3 мин. После выполнения учащиеся проверяют правильность запроса. Один из учеников выполняет запрос в СУБД "MS Access" (можно использовать интерактивную доску).

Для закрепления знаний учащиеся выполняют работу № 3.11. "Реализация простых запросов с помощью конструктора", работу № 3.13 "Реализация сложных запросов к базе данных "Приемная комиссия"", работу № 3.14 "Реализация запросов на удаление. Использование вычисляемых полей" из учебника [2].

Литература

  1. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 624 с.
  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 120 с.
  3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 246 с.
  4. Учебный курс "Работа в Microsoft Access XP", лекция "Создание запросов", ресурс: http://www.intuit.ru/department/office/workaccessxp/8/