Проектная технология на уроках информатики (из опыта работы)

Разделы: Информатика


См. Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.

Проектная технология в переводе с латинского означает “самостоятельный поиск пути”, который позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедийная презентация, творческий отчет и т.д.

Проектная деятельность широко используется в образовательном процессе учащимися и учителями нашего лицея. Она объединяет все предметные области и в зависимости от задач, поставленных перед конкретной проектной работой, занимает урочное, внеурочное, внеклассное время обучающегося. По своей форме проектные работы – это мультимедийные презентации, компьютерные программы, сайты, печатные работы.

Технология, по которой мы работаем, направлена на то, чтобы каждый ученик смог реализовать свои способности именно через информационно – коммуникационные технологии, потому что в настоящее время современное общество предъявляет к ученику и учителю высокие требования при написании научно – исследовательских работ. Требования времени таковы, что любой образованный человек должен уметь использовать в своей работе:

– возможности сети Интернет для поиска нужной информации

– Интернет-технологии (электронную почту, различные поисковые системы, телеконференции и др.)

– технологию обработки текстовой информации

– технологию обработки графической информации

– технологию работы в компьютерных сетях (Разработка WEB-сайтов)

– технологию создания мультимедийных презентаций.

Перед собой ставлю следующую цель: подготовить учащихся, которые смогут свободно владеть современными информационными технологиями, будут успешно выполнять исследовательские проектные работы в различных областях.

Исходя из цели определяю задачи обучения:

– помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволяют расширить полученные знания самостоятельно, находить оптимальный алгоритм обработки любой информации по различным предметам;

– способствовать развитию творческого потенциала учащихся;

– создавать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;

– способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Согласно техническому оснащению кабинета информатики в рамках базового курса информатики, много внимания уделяю начальному освоению информационных технологий – текстового и графического редакторов, электронных таблиц, баз данных, Интернет-технологий. Затем практическим занятиям цель которых – систематизация знаний и умений учащихся по базовому курсу информатики. А затем переходим и к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое применение. Например: после изучения темы “Электронные таблицы” предлагаю учащимся выполнить следующее задание: представить себя в роли директора компании, принять на работу несколько сотрудников (не менее 10), указать должность сотрудников, начислить заработанную плату, рассчитать подоходный налог, построить диаграмму. Подобная работа очень нравится учащимся и позволяет осознать преимущество технологий работы с электронными таблицами и увидеть возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.

Учащиеся нашего лицея часто выступают на научно – практических конференциях, делают доклады, сообщения, защищают рефераты. При подготовке к устным ответам они используют компьютерные презентации создают которые в программе MS Power Point.

На первом занятии осваивают технологию создания презентации, а именно учатся создавать новые слайды, размещать на них текст, рисунки, графики, выбирать дизайн презентации, анимационные эффекты, звуковое сопровождение. После выполнения “тренировочной презентации” учащимся предлагаю выполнить проект (создать презентацию, в которой освещалась бы какая – то тема из любой предметной области). Ученики сами выбирают предметную область, в которой они более компетентны, формулируют тему исследовательского проекта, находят литературу по выбранной теме. На таких уроках ребята начинают понимать, где и как они смогут применить полученные знания, а при работе традиционным способом ученику зачастую остаётся неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи.

Практика показала, что метод проектов даёт положительные результаты. Работы выполняются с большим интересом и азартом, качественно. Ребёнок чувствует себя комфортно. Он сам видит, на сколько удачно поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта. Оценка учителем его личностных качеств, проявленных в процессе работы, становится для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Таким образом, создаётся положительная мотивация учащихся при повторении пройденного материала.

Приведу несколько примеров.

Проект “Кроссворд – проверь свои знания”

В проекте кроссворд служит средством, с помощью которого можно проверить знания не только того, кто его разгадывает, но и того, кто его создаёт.

Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в табличном процессоре Excel.

Длительность проекта: два урока

Ход проекта:

  1. определение темы вопросов для кроссворда
  2. отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами
  3. создание макета кроссворда на бумаге
  4. создание кроссворда на компьютере, оформление кроссворда
  5. запись вопросов и ответов
  6. представление результата работы

В ходе проекта учащиеся могут обратиться за помощью к своим товарищам. Лучшие работы распечатываются и используются учителями – предметниками на уроках.

Проект “Социологический опрос”

При изучении информационных технологий данный проект является интересным, так как старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими теме, обрабатывают полученные данные с помощью компьютера.

Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.

Например: при изучении темы “Компьютер как универсальное устройство обработки информации” учащимся предлагалось показать вредные факторы, влияющие на здоровье пользователей при работе за компьютером, а также профилактические меры, снижающие действие этих факторов. Результат исследования представить в виде проекта. Одним из пунктов исследования было анкетирование учащихся и их родителей, цель которого заключалась в определении влияния негативных воздействий компьютера на общее состояние здоровья учащихся среди родителей и учеников класса. В анкетировании приняли участие 28 родителей и учащихся. Результаты учащихся представляли в таблице. (см. Приложение 1)

Таким образом, учащиеся отрабатывали навыки сбора информации путём проведения анкетирования, используя имеющиеся знания для обработки результатов.

Навыки, полученные учащимися на уроках информатики, ребята охотно используют при подготовке материалов по другим школьным предметам. Они создают интересные тематические сайты и презентации, пишут хорошо иллюстрированные рефераты, применяя информацию, найденную в Интернете и книгах, по всем правилам оформляют результаты своих исследований, выступают на конференциях и семинарах.

В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии в системе учебных занятий можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимость применения проектной технологии в образовательном процессе обусловлено тенденциями к более полноценному развитию личности, его подготовки к реальной деятельности
  2. Широкое применение при обучении учащихся информатике и информационных технологий
  3. Применение проектной технологии даёт результаты на всех этапах обучения

В целом проектная технология является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, общее интеллектуальное развитие способствуя развитию основных компетенций: информационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

См. Приложение, Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.