Цели урока.
- Сформировать представление о гидросфере.
- Ввести понятия: пролив, залив, полуостров, остров, архипелаг, море.
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Форма проведения: путешествие по Мировому океану
Ход урока
Учитель: Сегодня мы совершим путешествие на различные острова, архипелаги, моря и заливы.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Учитель: ответьте на следующие вопросы
- Какие оболочки Земли мы уже изучили?
(После того, как ученики вспоминают пройденные оболочки, учитель вывешивает картину и включает звукозапись шума волн) - Что мы будем изучать? (Гидросферу.)
- Что такое гидросфера? (Это водная оболочка Земли.)
- Назовите состав гидросферы. (Внутренние воды и океан.)
- Докажите, что гидросфера – единая оболочка. (Между составными частями есть тесная связь. Мировой круговорот воды. Начальное звено – океан). (Слайд 3)
Учитель: Послушайте историю одной капельки.
Жила-была на свете Капелька воды. Была она еще совсем юной, чистой и прозрачной. Сколько себя помнила – вместе с Мамой тучкой летала по синему небу. И была эта Капелька удивительно любознательной. (Слайд 4)
Да, да, не удивляйтесь! Это только с виду все капельки кажутся нам одинаковыми. И люди, желая подчеркнуть чье-нибудь сходство, говорят: Похожи, как две капли воды». А на самом деле у всех капелек характер разный. Одни – неугомонные носятся, носятся в тучах по белу свету… Другие – ленивые. Им бы только плескаться в море. Третьим – все бы наряды менять: то они пар летучий, а то – снег колючий. Есть трудолюбивые: тащат на себе песчинку; песчинка к песчинке – вот и островок! Бывают очень вредные и настырные: про таких говорят: «Вода камень точит». Встречаются и преступницы: по бороздам да по оврагам плодородную почву воруют и в реки-моря сносят. Всякие есть… А наша Капелька была молодая, ничего еще сделать не успела и очень хотела стать умной и образованной. (Слайд 5)
И вот однажды Мама-тучка сказала ей: «Раз ты такая любознательная, отправляйся в волшебную страну гидросферию. Там живут маленькие существа гидрономики. Их так зовут потому, что они день и ночь не спят – все о своей стране знать хотят. Полети, побывай, все об этой стране узнай». С этими словами Мама-тучка и отправила Капельку в путешествие. (Слайд 6)
Первый остров. На нем жили самые маленькие гидрономики, они путешествовали по океанам. Они задают вам вопрос с Капелькой.
Учитель:
- Где находится Мировой океан? (Мировой океан – это совокупность всех океанов.)
- Запишите все океаны по мере уменьшения их площади. (Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский). (Слайд 7)
Второй остров. На нем находятся «Составные части океана».
Учитель: Работаем по вариантам
- 1 вариант - по атласу составить схему.
- 2 вариант -по учебнику «Части Мирового океана»
Сравните свои работы с доской. И подчерните синей пастой участки воды, простым карандашом участки суши. (Слайд 8)
Третий остров. На нем находится словарь гидролога.
Учитель: Назовите новые термины, дайте им определение, приведите примеры, покажите их на карте полушарий.
Остров, архипелаг, полуостров, залив, пролив, море. (Слайд 9)
Четвертый остров. Остров почемучек.
Учитель: Ответьте па следующие вопросы
- Чем отличается море от залива? (Море отличается от океанических вод соленостью, температурой, рельефом, а воды залива идентичны водам океана).
- Сравните Средиземное море с Карским. Одно из них окраинное, а другое внутреннее. (Средиземное – внутреннее, Карское – окраинное).
- Скажите, как объяснить, какое море внутреннее, а какое окраинное? (Внутреннее море глубоко вдается в сушу, сообщается с океаном одним или несколькими проливами. Окраинное море примыкает к материку и слабо обособлено от океана островами и полуостровами). (Слайд 10)
Пятый остров. Остров указателей.
Учитель: Что изображено под цифрами?
Ответы:
- Полуостров.
- море или залив.
- залив.
- полуостров.
- остров.
- архипелаг (Слайд 11-12)
Шестой остров. Подпиши и укажи.
Учитель: Обозначьте на карте части Мирового океана.
Полуострова: Индостан, Аравийский, Индокитай, Лабрадор, Скандинавский, Камчатка, Таймыр.
Острова: Гренландия, Новая Гвинея, Мадагаскар, Великобритания, Сахалин, Гавайи.
Проливы: Дрейка, Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Панамский канал, Суэцкий канал.
Заливы: Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Бенгальский.
Моря: Красное, Средиземное, Черное, Карибское. (Слайд 13)
Остров любознательных.
Учитель:
- Какой полуостров говорит о своем малом размере? (Ямал).
- Назовите самый большой полуостров. (Аравийский).
- Какой остров говорит о своей принадлежности к одежде? (Ямайка).
- Какое море отмывает три части света? (Средиземное). (Слайд 14)