Учебно-методическое обеспечение:
- “Алгебра -7” / Ю.Н.Макарычев и др.; под ред. С.А.Теляковского, М.: Просвещение, 2007,Глава 1, § 4, п.9,10,11, стр.32-43;
- “Теория вероятностей и статистика” / Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высотский, И.В.Ященко. – М.:МЦНМО: АО “Московские учебники”, 2004, Глава III, п.10,11,12, стр. 44-55.
Приложение к занятию: Авторская компьютерная презентация - “Среднее арифметическое, медиана, размах и мода”, созданная в среде POWER POINT
Время реализации занятия: 1 час 30 минут
Оборудование: Ноутбук, проектор, экран
Компьютерные медиаресурсы: Презентация - “Описательная статистика и её характеристики”, созданная в среде POWER POINT. Видеоролик “Школьная статистика” - проект учащихся. (Презентацию и видеоролик можно взять у автора).
Задачи:
- Познакомить с понятиями “статистика”, “среднее арифметическое числового набора”, “медиана как статистическая характеристика”, “размах” и “мода”.
- Научить решать статистические задачи, используя различные способы и методы.
- Развивать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся.
- Формировать умение обучаться в сотрудничестве.
Проблемные вопросы:
- Если ты профессиональный статист, то чем бы тебе пришлось заниматься?
- Какие бы ты решал статистические задачи и как?
- Какой области знаний человечества они принадлежат?
- Роль данных характеристик в описательной статистике.
Предполагаемый вариант решения:
- Используя на жизненный опыт учащихся, составить открытые вопросы для решения проблемы.
- Знания о среднем арифметическом помогут определить понятия остальных характеристик.
- Выработать технологию исследования:
- Рассмотрев, несложный ряд чисел, найти среднее арифметическое, медиану, размах и моду.
- Рассмотреть некоторые виды числовых рядов. Решить.
- Выяснить какие появляются затруднения и как можно их разрешить.
- Составить советы и рекомендации по решению задач и описать методы их решения.
- Решая задачи, доказать, что использование результатов наших исследований позволяет получить верный ответ.
Карта урока
Занятие построено на принципах:
- опора на предшествующее развитие и жизненный опыт учащихся;
- переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
- формирование потребности в математическом исследовании и умений творчества.
Комментарии хода урока | Время (мин) |
|
2 |
Например, некоторые из них. Мини-задачи из школьной статистики: – Составьте упорядоченный набор чисел, вычислите среднее арифметическое, медиану, размах и моду, если учащиеся считают, что в учебе предпрофильная подготовка:
– В школе открыты классы по некоторым образовательным направлениям:
Составьте упорядоченный набор чисел, вычислите среднее арифметическое, медиану, размах и моду. |
6 |
2. Группам предлагается сформулировать проблемы, которые должны будем решить на уроке. | 2 |
3. Обсуждения в группах. | 3 |
4. Выступление менеджеров. Среди проблем могут быть варианты:
Оператор все предложения заносит в компьютер, и они показываются через проектор на экране всему классу. Выбираются те проблемы, которые будут решаться непосредственно на данном уроке. |
5 |
Задание учащимся: “Составьте определение понятий: “среднее арифметическое”, “медиана”, “размах” и “мода” так, чтобы из данного условия следовала бы истинность утверждения”. Работа в парах, далее обсуждение результатов в группах, слушание менеджеров групп. |
3 |
Предлагается решить задачи типа:
а).1,2, 3, 4, 5, 6,7;
|
5 |
|
5 |
Слайд. Используя способы и метод решения предыдущей задачи, попытайтесь найти:
Появились ли трудности и новые способы решения? С помощью задавания цепочки вопросов попытайтесь исследовать данную ситуацию. |
6 |
|
5 |
Защита группами результатов своих исследований. Общее обсуждение. Оператор фиксирует соглашения и проецирует на экран. Слайд. Каждый записывает результаты себе в “копилку советов и методов”. Например. Советы решающему статистическую задачу:
Методы решающему статистическую задачу:
|
6 |
Предлагается учащимся выполнить тренажер “Экспресс вопросов” (компьютерная разработка), повторить по слайду способы и методы решения задач и приступить к решению задач. |
5 |
Набор задач из учебника предлагает учитель. |
25 |
Отметка о правильном решении заносится оператором в таблицу, результаты высвечиваются на экране. |
В режиме выполнения с/р. |
|
В режиме выполнения с/р. |
|
7 |
Слайд:
|
5 |