Цели: способствовать восприятию учащимися музыки Л.Бетховена, силы её воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий.
Развитие внутреннего слуха, который является основой для развития творческого воображения, развитие исполнительской и слушательской культуры, продолжить работу по закреплению вокально-хоровых навыков;
Ход урока:
Вход учащихся под музыку Бетховена.
Учитель – Здравствуйте, ученики!
Ученики - Здравствуйте!
Организация класса. Сообщение темы, целей и задач урока.
На экране 1-й слайд. <Приложение 1>
- На предыдущих уроках мы говорили о влиянии музыки на людей, о том, что только настоящее, большое искусство способно пробудить в человеке его лучшие качества. Сегодня наш урок посвящён великолепному образцу такого искусства – 5-й симфонии Л. Бетховена. Мы должны будем определить, в чём её сила и какое влияние она оказывает на людей.
Распевание.
- Давайте вспомним произведения, которые мы слушали и исполняли на уроках. (Исполнение песни «Зелёная рощица»)
- В каком произведении исполняется эта песня? Какое действие оказала на больного Алексея Маресьева?
Исполнение песни М.Теодоракиса «Я – фронт».
- В связи, с каким событием была написана песня? Какое влияние она оказала на людей?
2-й слайд.
«Люди сами строят свою судьбу!» - утверждал великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. О его жизни и творчестве послушаем сообщение. Учащаяся, подготовившая буклет <Приложение 2> рассказывает о жизни и творчестве композитора. Рассказ сопровождается показом слайдов 3, 4, 5, 6-го.
7-й слайд.
[Всему миру известно имя чешского писателя и журналиста, неутомимого борца против фашизма Юлиуса Фучика, казнённого во время второй мировой войны. Верным и добрым союзником мужественных чешских антифашистов была песня. «Мы поём, - писал Фучик. – Поём, когда взгрустнётся, поём, когда выдаётся солнечный денёк, песней провожаем товарищей, с которыми, наверное, никогда не увидимся, песней приветствуем добрые вести с Востока, поём для утешения и поём от радости, как люди поют испокон веков и будут петь пока существует жизнь. Без песни нет жизни, как нет её без солнца». А рядом с песней был Бетховен! Вот что написал своим родным за несколько дней до казни Фучик – человек, которого всегда наполняла радость, согревавшая всех, кто с ним соприкасался: «…верьте мне: то, что произошло, ничуть не лишило меня радости, она живёт во мне и ежедневно проявляется мотивом из Бетховена». А раньше в его дневнике, чудом сохранившемся и дошедшем до нас, он писал: «Сегодня 1 мая 1943 года. И дежурит тот, при ком можно писать…. Утренний привет из соседней камеры: оттуда выстукивают два такта из Бетховена, торжественнее, чем обычно, и стены передают их тоже в ином необычном тоне».] [2]
8-й слайд.
-Что это за «два такта из Бетховена», которые поддерживали дух заключённых чешских борцов? Это первые два такта, которыми начинается знаменитая Пятая симфония Бетховена. Тот самый мотив из четырёх нот, про который сам Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь». Всю симфонию, все её четыре части пронизывает этот мотив – её главная интонация.
- Я наиграю две интонации – интонацию судьбы и интонацию героя. Прослушайте их и сравните. Что в них общее и чем они отличаются?
-Какой из двух мотивов способен поддержать человека в тяжёлую минуту?
- Вы видите, как из одного зерна-интонации вырастают два разных мотива – возвышающий и угнетающий. Каким образом композитор достигает этого? В чём его мастерство?
Слушание 1-й части Пятой симфонии Л. Бетховена.
- Почему узники фашистской тюрьмы обратились именно к Пятой симфонии? Чем она для них была?
9-й слайд.
Девиз жизни и творчества композитора – «через борьбу – к победе!» означает: побеждает тот, кто сражается.
Вера Л.Бетховена в жизнь, в победу удивительная. Трудно найти человека, которому судьба нанесла бы столько ударов. Но Бетховен не сдался. Он сочинял музыку. И какую! «Аппассионата». Пятая, Девятая симфонии и т.д. В самый трудный час он писал: «Я хочу вцепиться судьбе в глотку, совсем пригнуть меня к земле ей, безусловно, не удастся». Жизнь подтвердила девиз композитора. Он сражался и победил. Победил, потому что сражался.
10-й слайд.
Р. Роллан писал: «Он – самый лучший, самый боевой друг всех, кто страдает и борется».
Ещё раз внимательно послушайте 1-ю часть Пятой симфонии и напишите в своих тетрадях свои впечатления об этой музыке. В чём её сила?
Разучивание «Песни единого фронта» Г. Эйслера.
Итог урока. Л.Бетховен с помощью своей героической музыки призывает людей мужественно бороться с жизненными трудностями, не сдаваться, не унывать. Он вселяет в нас уверенность в то, что побеждает тот, кто борется.
Используемая литература:
- Д.Б. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? – 2-е изд. – М.: Светский композитор, 1982. – 214 с.
- Музыка. 6 класс: Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Авт. – сост. В.М. Самигулина. – Волгоград: Учитель, 2006. – 159с.
- Могилевская С.А. У лиры семь струн: Научно – художественная литература- М.: Дет. лит., 1981.-79с