Важной задачей начальной школы является обогащение словаря учащихся, усвоение ими норм литературной речи, выработка практических навыков изложения мыслей в устной и письменной форме, повышение уровня речевой культуры. Актуальность этой задачи сегодня не вызывает сомнений: словарный запас учащихся по-прежнему остается ограниченным, уровень речевой культуры – низким. Организация систематической работы на уроках, в частности русского языка, направленной на формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление многозначности, поможет решить названную проблему [2], [3], [4]. Использование на уроках средств мультимедиа позволит повысить эффективность обучения [5].
Урок по теме: «Сложные слова и их правописание» (с включением работы над многозначной лексикой)
Цель: закрепить знания учащихся о сложных словах, их правописании и употреблении в речи; повторить сведения о многозначных словах, формировать умение работать со словарем; развивать речь, внимание к слову, мышление, память; воспитывать положительные качества личности, любовь к родному языку.
Оборудование: презентация по теме занятия, словарь (многозначности слова или толковый).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание. Лексическая работа. Работа со словарем (толковым или многозначности слова).
– Начнем занятие с работы в тетрадях по чистописанию [6]. Урок 11. Написание каких букв будем сегодня отрабатывать?
– Есть ли что-то общее в их написании?
– Обведите общие элементы в образце зеленой ручкой. Красиво допишите буквы д и ф в сочетаниях на первой, третьей и пятой строчках.
– Какие здесь используются соединения? (Верхнее и нижнее)
– Рассмотрите иллюстрацию вверху страницы. Что это?
– Как вы думаете, сколько значений имеет слово яблоко?
– Кто считает, что это слово однозначное?
– А кто полагает, что многозначное?
– Как проверить себя? (Обратиться к словарю)
Работа с материалом, представленным в презентации. Слайд 1.
– Кто же оказался прав? Какое значение слова проиллюстрировал художник?
– Кто может объяснить, почему это слово многозначное? В этом помогут картинки-подсказки. Слайд 1.
– Как можно подписать иллюстрацию? (Яблоки)
– Что вы можете сказать о написании слова?
– Запишите под картинкой. Обозначьте орфограмму.
Опишите, какие это яблоки. Подберите как можно больше эпитетов. Составьте устно предложение.
– Как вы думаете, в каких по жанру произведениях можно увидеть такие яблоки? Назовите. («Гуси-Лебеди» и др.)
– Определите с помощью словарной статьи, какое из устойчивых выражений можно встретить в сказках? Почему они так названы? (Сказка о молодильных яблоках и живой воде)
– Прочитайте предложения.
– Какое из них больше всего подходит к иллюстрации. Обведите его по контуру. Выделим грамматическую основу, надпишем части речи.
– Какие орфограммы встретились в этом предложении? Выделите их.
Следить за правильной посадкой учащихся, положением тетрадей на столе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. Объявление темы, постановка цели и задач урока.
– Какую тему мы с вами изучаем? («Сложные слова и их правописание»)
– По этой теме сегодня мы проведем последнее занятие. Слайд 2. Откройте учебник на с.100 [1]. Прочитайте заголовок, просмотрите упражнения. Как вы думаете, какую цель урока мы должны поставить? (Повторять все, что знаем о сложных словах и их правописании, писать грамотно слова и обозначать орфограмму)
– Все согласны с поставленной целью? Есть ли еще какие-либо предложения? (Научиться употреблять в речи)
IV. Закрепление пройденного материала.
– Как вы думаете, с чего лучше начать работу? (С повторения изученных правил)
– Представьте, что вы учителя. Какие вопросы по теме «Сложные слова и их правописание» вы могли бы задать своим ученикам? Игра-опрос «Я – учитель».
- Что такое сложные слова?
- Как образуются сложные слова?
- Как выделить корни в сложных словах?
- Какие гласные соединяют корни слов?
- Как называются гласные, соединяющие корни слов?
- Как называется орфограмма?
- Когда пишется в слове соединительная гласная Е?О?
- Как правильно обозначить орфограмму?
- Для чего в русском языке нужны сложные слова? Зачем их изучают?
Учебник, упр. 2. Чтение задания. Выполнение.
– Какие слова вы выписали? Почему вы решили, что они сложные?
– Какие корни выделили?
– В каких словах написали соединительную гласную О? Е? Почему? Подчеркните орфограмму.
Учебник, упр. 3 (по вариантам). Чтение задания.
– Объясните, как образовались записанные вами слова. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.
– С любым из слов составьте предложение.
Учебник, упр. 5.
– Прочитайте самостоятельно задание. Объясните своими словами, что будем делать. (Образовать сложные слова, записать их.)
– Устно. Что называют данные слова? К какой части речи они относятся? Какое главное слово вы могли бы для них подобрать? Запишите. Обозначьте орфограмму.
– Слайд 3. А теперь рассмотрите картинки на экране. Кто это?
– Какому герою были наиболее свойственны записанные черты характера?
– Слайд 4. Прочитайте слова, записанные на слайде. Что их объединяет?
– На какие группы вы могли бы их разделить? (Часть речи, значение, соединительная гласная)
– Запишите, выделите корни, подчеркните соединительную гласную.
– Какие это слова: однозначные или многозначные?
– Сделайте вывод о том, к каким частям речи могут относиться сложные слова, в каких случаях использоваться в речи.
– С одним из записанных слов составьте предложение.
V. ИТОГ УРОКА.
– Достигли ли мы поставленной цели на занятии?
– Что вы для себя почерпнули на занятиях, посвященных сложным словам? Расскажите с помощью схем, изображенных на слайде.
– Приведите примеры.
– Какие виды работ вам сегодня особенно запомнились и понравились?
– Пригодится ли вам это в жизни?
VI. Домашнее задание.
Выполнить работу в тетрадях на печатной основе по теме «Сложные слова и их правописание».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 3 кл. – М.: Баллас, 2005
- Майорова Т.С. Формирование у младших школьников умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии: Дис. ... канд. пед. наук. Ч.2. – Рязань, 2005. – С. 6-93.
- Майорова Т.С. Работа над полисемией слова как средство формирования коммуникативных умений и навыков учащихся начальных классов // Объединенный научный журнал: Педагогика. М., 2004. № 26. С. 56-57.
- Майорова Т.С. О системе работы по формированию умений воспринимать и использовать в речи явление полисемии в начальной школе // Аспирантский вестник Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина. Рязань, 2005. № 5. С. 77-81.
- Майорова Т.С. Интеллектуально-познавательные игры в начальной школе. Рязань, 2007. – 74 с.
- Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание. Рабочая тетрадь №1. 2 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 32 с.