Цели:
- Подвести детей к выводу, что если из суммы двух слагаемых вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое.
- Совершенствовать вычислительные навыки.
- Расширять знания детей об окружающей действительности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот книжки на столе.
А вот тетрадки.
Сегодня в классе у ребят
Урок, уж очень важный.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
– Я, ребята, вижу на ваших лицах хорошее настроение, а вот у нашего солнышка, уж больно печальный вид. А знаете, почему? Старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на Землю Весну. Как вы думаете, как нам быть?
– Я думаю нам нужно отправиться на встречу Весне, но для путешествия нам нужны смелые, умные, находчивые ребята. У нас такие ученики есть?
Тогда отправляемся на ковре– самолете. Нужно произнести закличку:
Жучик-крючик-паучок!
Прилети к нам, куличок!
Виту-виту-виту-лай,
Принесем весну в наш край.– Что это! Солнце исчезло, посыпался снег,
Нас занесло на заснеженный брег.
Мальчик по имени Кай здесь сидит,
Герда рядышком с Каем стоит.
И остановку нам сделать велит.
– Пропустят они нас дальше, если выполним их задание.
2. Устный счет.
– Условие: читать примеры, используя математические термины.
3 + 2 = | 7 – 2 = | 5 + 4 = | 6 + 2 = | 9 + 2 = |
4 + 3 = | 6 + 3 = | 8 – 4 = | 10 – 1 = | 2 + 7 = |
– При решении последнего примера, каким математическим законом воспользовались?
Дальше вдруг – сугроб огромный!
Развалился вдоль и вширь
Это снежный богатырь
Облетать его мы стали
И задачи увидали.
- Россию омывают 3 океана, а Индию 1. Сколько всего океанов омывают эти страны?
- В Японии осьминогов ловят так: на дно опускают на веревках горшки. Туда забираются любопытные осьминоги.
- У рыбака в одном горшке 4 осьминога, а в другом 6. Сколько осьминогов в этих двух горшках?
- Птичка колибри весит всего 5 граммов. Ежегодно она пересекает Мексиканский залив и худеет при этом на 1 грамм. Сколько граммов весит колибри после перелета?
3. Работа над пройденным материалом.
Ребята, посмотрите, Зима навстречу нам отправила злую собаку.
– Скажите, из каких линий состоит собака? Из скольких звеньев состоит хвост? Голова? На что еще похож хвост? Какой это угол? Почему?
Задание: Нарисуйте 1 ряд замкнутую ломанную, состоящую из 3 звеньев, а 2 ряд незамкнутую кривую.
– А вот и волшебная поляна. А на этой поляне, цифры, которые разбрелись. Поставьте их в порядке увеличения. На этой поляне растут первоцветы.
– Как вы думаете почему их так называют? ( Подготовленные ученики читают стихи и рассказывают легенды о первоцветах)
4. Физкультминутка.
Релаксационное упражнение “Росток”.
Дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.
Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь. Я, буду помогать, вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.
Раз – медленно выпрямляются ноги.
Два – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются, руки висят, как “тряпочки”.
Три – постепенно выпрямляется позвоночник.
Четыре – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову.
Пять – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнцу.
5. Работа над новым материалом.
Вот мы и добрались до царства Весны, но что-то ее не видать, наверное, ушла в другой лес.
Давайте, пока познакомимся с новой темой.
Найдите значения сумм и разностей
4 + 3 = | 6 + 2 = | 5 + 3 = |
7 – 4 = | 8 – 6 = | 8 – 5 = |
7 – 3 = | 8 – 2 = | 8 – 3 = |
– Сравните числа в равенствах каждого столбика. Что вы заметили? Какой математический вывод можете сделать? (Выполняется несколько примеров возле доски, с объяснением.)
– Гей, скворцы, весенние гонцы!
На урок к нам спешите, Весну принесите! (Появляются дети в костюмах скворцов, они читают стихи.)
1. Здравствуйте, здравствуйте!
По улице идет весна!
Всем людям улыбается она!
Весна спешит, она не ждет!
Она нас выслала вперед!
Мы молодой весны гонцы,
Мы птицы вешние – скворцы!2. Спешит весна, идет весна!
Она прекрасна и чиста!
Махнет рукой и чудом обернется,
Река ломает лед, вот-вот проснется.
Проснется лес, кустарники, трава –
Все возрождает красавица Весна.3. Взмахнет рукой – и птицы прилетят.
И запоют, засвищут все подряд.
Кукушка скажет всем “ ку-ку”.
Прожить вам, сколько на веку.
Медведь спросонья улыбнется,
Букашка малая проснется,
Зеленый шум, весенний гам-
Спешит Весна на встречу к вам.
Слышите – светлые капли жизни вызванивают, струйками плещутся. Это спешит Весна!
(Появляется девочка в костюме Весны и водит с детьми хоровод и исполняют весеннюю песню)
Весна: Здравствуйте, заждались меня.
Учитель:
Здравствуй, милая Весна,
Ты душиста и ясна!
Зеленеет лес и луг,
Так красиво все вокруг.
– Весна – красна, с чем пришла?
Весна:
С радостью, великой милостью,
С зорьками ясными,
С деньками прекрасными.
С теплыми росами.
С майскими грозами.
В радость птицы запоют,
Цветы, травы зацветут.
Под солнышком красным
Всем тепло, всем светло.
Води. Хоровод,
Весели честной народ!
(Ребята выполняют задания по учебнику, которое приготовила для них Весна).
Весна:
За прием благодарю!
Всех ответно одарю!
Ну-ка, Солнце, засияй!
Снег, по всей земле растай!
А теперь в лес другой идти мне пора,
До свидания, детвора!
– Вот какие дела-то случаются. Ну, а раз пришла Весна, то пора позаботится нам о птицах. Что мы должны сделать? (Скворечники.)
6. Закрепление.
– А сейчас составьте математический рассказ к этой вот картинке.
– Как записать примером.
– Давайте к этому примеру, применим математический закон, который с вами сегодня вывели на уроке.
– Далее, сильные учащиеся работают по карточкам, а со слабыми проводится индивидуальная работа.
– Работа по учебнику.
7. Итог урока.
Учитель. Итак, подошло к концу наше сказочное путешествие. Все вы работали хорошо, каждый из вас вложил частичку своего труда для того, чтобы к нам пришла Весна.
– А сейчас, вы увидите, как распускаются цветы. (Заранее подготовленные цветы, сделанные из цветной бумаги, все дети опускают в воду, при опускании их воду, они раскрываются.)