Конспект урока по русскому языку в 4-м классе по теме "Определение спряжения глаголов по неопределенной форме"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Предметная: Выделить способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме (для глаголов с безударными окончаниями);
  • Развивающая: Формирование у детей учебного действия контроля и оценки;
  • Коммуникативная: Отрабатывать умение взаимодействовать в малой группе, учиться слушать и слышать собеседника.

Основополагающий вопрос: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка учебной задачи.

Актуализация опорных знаний.

Учитель. Предлагаю провести разминку сегодня в виде игры “3 лишний”.

Приложение, слайд 1

Найдите лишнее слово:

  • 1 группа: засвистит, назвать, переплывет;
  • 2 группа: шалим, полетите, косить;
  • 3 группа: цветет, поешь, лететь;
  • 4 группа: свистишь, тянуть, молчите;
  • 5 группа: кормить, шумят, зовут.

Проверка (группа отвечает, другие группы выражают свое отношение).

Приложение, слайд 2

У. Что объединяет все эти слова?

А мы с вами какую тему изучаем?

Слайд 3

А вы умеете это делать? А как? Восстановите способ.

(Работа в парах)

У. Давайте проверим, как вы научились определять спряжение глаголов.

Задание: Запишите оставшиеся глаголы и определите спряжение.

(Работа в парах, проверка)

Слайд 4

3. Самооценка.

У. Оцените, как вы владеете способом.

(Учитель проходит по классу)

У. Я вижу, что большинство ребят считает, что они уже хорошо научились определять спряжение глагола по окончанию.

4. Создание проблемной ситуации.

У. Тогда вы мне поможете. Вчера ко мне обратился соседский мальчик. Ему надо выполнить задание:

Вставь пропущенные буквы и определи спряжение глаголов:

(он) реша…т
лов…шь
пиш…м
пил…т

Слайд  5

Он не смог. А вы сможете?

Дети. Нет.

У. Почему?

Д. Не умеем проверять безударные окончания глаголов.

У. Подумаем, что нужно узнать о глаголах, чтобы правильно выбрать окончание.

Д. Узнать спряжение.

У. Определите спряжение.

Д. Не можем.

У. Почему?

Д. Мы умеем определять спряжение глаголов только по ударному окончанию.

У. Тогда сформулируйте вашу проблему.

Д. Не можем определить спряжение глагола, так как окончание безударное.

У. Зафиксируйте вашу проблему.

(Запись в тетради: гл.---- спр. --? )

Слайд 6

5. Целеполагание.

У. На какой же вопрос надо ответить сегодня?

Д. Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

Слайд 7

6. Открытие нового знания.

У. Вопрос есть, что будем делать? Ваши предложения.

1-й ученик: Узнаем в учебнике;

2-й ученик: Поработаем с вами.

У. Прочитайте слова:

хвалит – хвалить темнеет – темнеть
делишь – делить тянешь – тянуть
лечат – лечить ищут – искать
косят – косить полют – полоть

Слайд 8

У. Что скажете о словах 1 столбика?

Д. Глаголы, безударное окончание, второго спряжения.

У. Что скажете о словах 3 столбика?

Д. Глаголы, безударное окончание, первого спряжения.

У. Что я сделала с глаголами 1 и 2 столбиков?

Д. Образовали неопределенную форму.

У. На что оканчивается неопределенная форма глаголов второго спряжения?

Д. Во втором спряжении глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ить.

У. А на что оканчивается неопределенная форма глаголов первого спряжения?

Д. В первом спряжении глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -еть, -уть, -ать, -оть.

У. Тогда продолжите мою мысль, если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ить, то этот глагол относится к …..

Д. Ко второму спряжению.

У. А если не на – ить, то…..

Д. К первому спряжению.

У. Запишем наш вывод: н. ф. на -ить – II спр.

н. ф. не на -ить – I спр.

Слайд 9

У. Как же определить спряжение глагола с безударным окончанием?

Д. По неопределенной форме.

У. Давайте, определим последовательность шагов при определении спряжения глагола, если окончание безударное.

Приложение, слайд 10

У. Что же мы записали?

Д. Способ, как определить спряжение глагола, если окончание безударное.

У. А какой вопрос возник у нас на уроке?

Д. Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

У. Что можем себе сказать?

Д. Молодцы!

Слайд 11

7. Первичное закрепление.

У. Моему соседу теперь сможете помочь?

Д. Да.

У. Кто расскажет 1 слово?

Д. 1 ученик: решает, что делать? Решать, оканчивается не на -ить, значит глагол первого спряжения ,пишу в окончании букву -е.

(2, 3, 4 слова – аналогично)

Слайд 12

8. Самостоятельная работа.

У. Выбери задание и выполни:

1 задание: Запиши глаголы в 2 столбика – по спряжениям.

Просить, подметать, варить, диктовать, зеленеть, светить, вынимать, отодвинуть, положить, закрыть, помнить.

2 задание: Запиши данные глаголы в неопределенной форме и во 2 л. ед. ч. .

летаю –
машу –
читаю –
точу –
одеваю –

3 задание: Составь и запиши загадку, используя глаголы: гладить, ласкать, дразнить, кусать.

Слайд 13

У. Проверьте работу (взаимопроверка)

Слайд 14

9. Итоговая рефлексия.

У. Какое открытие сделали на уроке? Продолжите высказывание:

Я сегодня на уроке узнал…

У. Как вы думаете, какова цель следующего урока?

Д. Лучше узнать способ. Учиться работать по способу.

Слайд 15

10. Домашнее задание:

Записать способ в тетрадь достижений и рассказать взрослым.

С. 89 № 61.

Приложение, слайд 16