Урок математики в 3-м классе "Сложение и вычитание круглых десятков"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закреплять навык сложения и вычитания круглых десятков, умения решать составную задачу.
  2. Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
  3. Воспитывать положительную мотивацию к учебе.

Вид урока: закрепление знаний, умений.

Оборудование:

  • изображения животных на доске;
  • карточки с задачей;
  • рыбки с примерами.

Форма: урок закрепления знаний

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

2. Сообщение темы урока

– Ребята, какое сегодня число?

– К какому времени года относится январь?

– Январь – году начало, зиме середина. Это время очень трудное и голодное для зверей и птиц. Мы уже знаем, что звери и птицы приспосабливаются к жизни в своем доме, а дом для них – это лес. И сегодня наш урок мы посвятим лесу и его обитателям, т.е. совершим экскурсию в зимний лес. Ведь многие из них нуждаются в нашей помощи. А чтобы помочь лесным жителям нам понадобятся ваши знания, наблюдательность, смекалка.

Существуют правила поведения в лесу, и вы их должны соблюдать:

  1. Не ломать ветки.
  2. Не обижать зверей и птиц, оказывать им помощь.
  3. Тихо вести себя в лесу.

Но в лесу сейчас много снега и нам трудно будет по нему передвигаться, поэтому я предлагаю вам угадать загадку, и узнать на чем мы оправимся в зимний лес.

Две новые кленовые подошвы двухметровые
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги. (Лыжи.)

3. Устный счет

а) – Мы заходим в лес, посмотрите ребята, это кто рыжий за деревьями? Чем она занимается? Вы знаете, что лиса охотится на мышей и охота такая называется мышкование. Сейчас мы выполним задание и сможем понаблюдать за тем, как лиса мышкует.

На доске 10 мышей (круглые десятки) и лиса. Задание: покажите последовательно числа от 10 до 100; в обратной последовательности от 100

до 10. (4 чел.)

Лиса – это хищник, она питается насекомыми, ягодами, плодами растений, мелкими животными. Зимой ее основная пища мыши и тем самым она приносит большую пользу домашнему хозяйству.

б) – Мы идем дальше, посмотрите, зайчик он, кажется, попал в беду. Давайте поможем зайцу выбраться из капкана, для этого выполним следующее задание, во время которого вы должны быть очень внимательны: на таблице в различных геометрических фигурах разного цвета расположены числа.

– Что лишнее?

– Какие числа вы запомнили?

– На какой фигуре находится число....?

– Какого цвета фигура, на которой число... ?

4. Решение задачи (текст задачи на карточках)

– Откройте тетради, запишите число, классная работа, выполните задание.

– Ребята, мы вышли к большой ели, но здесь кто-то был до нас. Посмотрите на дереве кормушка, и есть корм у птиц. А сколько птиц! Сейчас мы решим задачу и узнаем, сколько здесь птиц.

Задача. К кормушке прилетели 20 синиц, а воробьев на 10 больше. Сколько всего воробьев прилетело к кормушке?

1) 20 с. + 10 в. = 30 (в.)

Ответ: 30 воробьев прилетели к кормушке.

а) Чтение задачи учителем

б) Чтение задачи учениками

в) Качественный разбор задачи

– О чем говорится в задаче?

– Сколько было синиц?

– Сколько было воробьев?

– Какой вопрос задачи?

г) Количественный разбор задачи

– Что означает число 20?

– Что означает число 10?

– Что мы должны узнать?

– Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?

– Почему?

– Каким действием? (Сложением.)

– Теперь мы ответили на вопрос задачи?

– Как запишем ответ задачи?

– О чем говорилось в задаче?

– Что нужно было узнать?

– Как узнали?

– Запишите краткую запись, решение и ответ в тетрадь. (Дети проговаривают каждое действие.)

– Ребята, а вы помогаете птицам перезимовать?

5. Физминутка

– Мы заходим все дальше в лес. Ребята, смотрите, белка. А чем белка питается зимой? (Делает запасы на зиму.)

– Ей наша помощь не нужна и мы можем отдохнуть.

Хорошо гулять по лесу!
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в сторону раскинул.
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней!
Приседаем, приседаем
Ножки полностью сгибаем,
Чтобы мышцы упражнять
Раз-два-три-четыре-пять.

6. Решение примеров (самостоятельно)

– Мы продолжаем экскурсию, посмотрите кто это у пруда? Ребята, сейчас зима, разве медведи должны бродить по лесу? Медведь – это сильный, крупный хищник. Он может нападать на домашних животных, людей. Скорее всего, этот медведь не набрал достаточно жира, чтобы залечь в спячку. Таких медведей называют шатунами.

Видимо медведь ищет пищу, но зимой сложно будет ее найти. Давайте поможем наловить ему рыбы. У вас на парте рыба и чтоб ее поймать вам нужно правильно решить примеры. Кто решит, поднимите руку, я проверю и если верно, вы сможете положить рыбу в карман медведю.

– Много рыбы медведь наловил, теперь он наестся и уже будет не таким опасным. Кстати, медведь, правда, хороший рыболов.

7. Итог урока

– Молодцы ребята! Мы уже далеко зашли в лес и нам пора возвращаться. Мы помогли многим лесным жителям, но один из них нам не встретился. О ком я говорю, вы узнаете, выполнив задание. (Графический диктант под диктовку учителя.)

– Молодцы! Конечно это волк. Волк приносит пользу лесу, он охотится только на больных животных.

– Вам понравилась экскурсия? А чем мы занимались во время экскурсии?

– А в чем заключалась ваша помощь? (Выставление оценок.)

8.  Домашнее задание

Сегодня на самоподготовке выполните задание в учебнике: стр. 110 № 12.