Литературный праздник "Прощание с Азбукой"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: на сцене плакат с изображением титульного листа учебника «Азбука», надпись «Прощай, Азбука», мультимедийная аппаратура.

Под звуки музыки из песни «Улыбка» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского) дети входят в зал.

Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас большой праздник. Мы закончили первую школьную книгу–Азбуку. Совсем недавно, 1 сентября вы переступили порог нашей школы и стали учениками. За это время вы научились читать, писать, считать. Хотя вы ещё маленькие, но уже грамотные граждане нашей страны. А научила вас читать и писать наша умная Азбука. Поэтому сейчас в зал приглашаются буквы!

В зал входят дети, на голове у каждого из них корона с изображением буквы алфавита.

1-й ученик

Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.

2-й ученик

Мы в нарядах нынче новых
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.

3-й ученик

Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!

4-й ученик

Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру сказок нас ведут.

5-й ученик

Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем.
И спасибо 10 раз
Дружно хором скажем!

Хором: Спасибо тебе, дорогая Азбука!

Звучит песня «Чему учат в школе» (слова М.Пляцковского, музыка В. Шаинского).

Появляется Азбука.

Азбука: Здравствуйте, ребята! Я – королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках – мои подданные. А, кстати, кто-нибудь знает, откуда взялось моё имя? Азбука! Прислушайтесь, какое красивое имя! Так что оно значит? Сейчас я вам расскажу.

Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она иначе – «Аз». Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась «Буки». «Аз» и «Буки» – вот и получилась Азбука.

И пришла я к вам сегодня не случайно. Сейчас вы отправитесь в далёкое путешествие – в мир книг, в страну Литературию. Вместе со мной пришли все 33 богатыря, которым я поручаю проводить вас в путешествие. Они никогда вас не покинут и помогут в трудную минуту. Но при одном условии: вы все их должны знать по именам. Сейчас проведём перекличку.

–  Гласные?

Буквы (хором): Здесь.

Азбука: Согласные?

Буквы (хором): Здесь.

Азбука: Буквы, которые не обозначают звуки?

Буквы (хором): Здесь.

1-й ученик:

33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!

2-й ученик:

А Б В Г Д Е Ж прикатили на еже.
З И К Л М Н О дружно вылезли в окно.
П Р С Т У Ф Х оседлали петуха.
Ц Ч Ш Щ Э Ю Я все теперь мои друзья!
Ё Й Ъ Ь Ы 5 сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

3-й ученик:

Познакомьтесь с ними, дети,
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
(Б. Заходер «Песенка-азбука»)

(Буквы читают стихи)

Аист с нами прожил лето, а зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот: булки просит бегемот.
Воробей просил ворону вызвать волка к телефону.
Г
риб растет среди дорожки – голова на тонкой ножке.
Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.
Ель на ёжика похожа: ёж в иголках, ёлка – тоже.
Жук упал и встать не может. Ждёт он, кто ему поможет.
Звёзды видели мы днём за рекою, над Кремлём…
Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь побелели.
Кот ловил мышей и крыс. Кролик грыз капустный лист.
Лодки по морю плывут, люди вёслами гребут.
Мёд в лесу медведь нашёл,– мало мёду, много пчёл.
Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом!
Ослик был сегодня зол: он узнал, что он осёл.
П
анцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
Роет землю серый крот – разоряет огород.
Спит спокойно старый слон – стоя спать умеет он.
Таракан живёт под печкой – то-то тёплое местечко!
Ученик учил уроки – у него в чернилах щёки.
Флот плывёт к родной земле. Флаг на каждом корабле.
Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк.
Цапля важная, носатая, целый день стоит, как статуя.
Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас.
Школьник, школьник, ты силач: шар земной несёшь, как мяч!
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Эта кнопка и шнурок – электрический звонок.
Юнга–будущий матрос – южных рыбок нам привёз.
Ягод нет кислее клюквы. Я на память знаю буквы.
(С.Я. Маршак «Азбука»)

1-й ученик:

Буквы-значки, как бойцы на параде.
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется …

Буквы (хором): Алфавит!

Входят Буратино и Мальвина.

Ведущий: Здравствуй, Буратино!

Буратино. Здравствуйте! Здравствуйте!

Мальвина: Ты умеешь читать?

Буратино: Нет. Я хотел быть умненьким, благоразумненьким, а вот, что получилось: продал свою Азбуку и ничему не научился. Узнал, что в школе № 19 первоклассники учатся грамоте по Азбуке, хотел с ними научиться читать, а мне повстречался Лентяйкин.

Мальвина : Кто? Кто?

Вбегает Лентяйкин

Лентяйкин: Кто меня звал? Это я, Лентяйкин.

Мальвина: Ну и вид у тебя, Лентяйкин!

Ведущий: Шнурки развязаны, брюки не отглажены… А причёска?

Лентяйкин: (зевает ) А зачем это вы тут собрались? Вам не лень? Лучше бы дома на диване повалялись. (Подходит к буквам.) Какие буковки! Да что в них толку? Одни большие, другие маленькие! Какая разница? А то ещё придумали: гласные, согласные! (Подходит к гласным.)

Ой! Ну эти ещё симпатичные. А эти? Ну что в них такого? (Подходит к букве «О».) Подумаешь, кружок!

(Подходит к букве «У».) Или эти две палки!

(Подходит к букве «И».) Калитка какая-то!

(Подходит к буке «Ж».) Вот это да! Вот расползлась, просто ужас! (Пауза)

Вот уж без гласных можно обойтись! (Машет рукой.)

Мальвина: Нет, Лентяйкин, ты ошибаешься! Попробуйте прочитать хоть одно слово без гласных.

Лентяйкин: Но вот и прочитаю. (Пытается читать.) М Р… М Р…

Ведущий: Дети! Почему Лентяйкин не смог прочитать?

Дети: Нет гласной. Если вставить гласную И, тогда получится слово МИР.

Лентяйкин: Подумаешь. Одно слово прочитали и рады!

Мальвина: Нет. Лентяйкин, дети научились читать не только слова, но и предложения.

Ведущий: И книги уже читают.

(Лентяйкин и Буратино что-то шепчут Мальвине.)

Мальвина: Ребята, Лентяйкин просит Азбуку. Зачем она тебе?

Лентяйкин: Я хочу научиться читать. Пожалуйста, дайте мне Азбуку!

Мальвина: Ну, хорошо. Иди, приведи себя в порядок и приходи на праздник.

Буратино: Ребятишки! Девчонки и мальчишки! А мне куда встать?

Был поленом, стал мальчишкой,
хочу обзавестись я тоже умной книжкой.

Дети: Это очень хорошо! Даже очень хорошо!

1-й ученик

Букв сначала мы не знали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.

2-й ученик

Я с этой книжкой в первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»

3-й ученик

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать!
А можно взять и прочитать.
(В.Берестов «Читалочка»)

4-й ученик

Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо!»
Расставаться нам пора!

Хором: Спасибо тебе, дорогая Азбука!

Азбука:

Я прощаюсь с вами,
В страну знаний вас поведут новые книги.

Дети исполняют песню «Прощание с Азбукой»

Ведущий: А теперь на сцену приглашаем Родную речь. Ребята! Давайте поздороваемся с Родной речью.

Родная речь: Здравствуйте, ребята! Я – Родная речь! Поздравляю вас с окончанием Азбуки – первой книги.

Теперь я буду вашим верным спутником. И, конечно, кто будет со мной дружить, тот будет получать по чтению «5». Я надеюсь на вас, ребята. В добрый путь!

(Входят Васька-кот и Барашек)

Ведущий:

Недоволен Васька-кот:
Завтра в школу он идёт!
И хотя здоров на вид,
Говорит, что хвост болит.

Барашек:

– Бя-я!
Я лечить начну тебя!
Но вопрос не так уж прост –
Отрезать придётся хвост!

Васька-кот:

Хвост отрезать?! Вот так раз!
Не пойти ли лучше в класс?

1-й ученик:

Азбуку прочли до корки –
Нам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ния!

2-й ученик:

В том, что Азбуку прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!

Выступление библиотекаря школы.

Вручение удостоверений читателя.

Слайд-шоу.

Слайд-шоу включает:

  1. Лучшие прописи.
  2. Представление «Волшебной тетради», где каждый ребёнок написал предложение.
  3. Фотографии с уроков.
  4. Фотографии победителей викторины «Знатоки родного языка».

Ведущий: Дорогие гости, вы убедились, что первоклассники научились не только читать, но и красиво писать?

1-й ученик:

Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г
ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик У.

2-й ученик:

Ф, бедняжку, так раздуло–
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
(С. Михалков «Азбука»)

Входят Бельчонок, Лисёнок, Медвежонок

Ведущий: Здравствуйте, зверята!

Звери: Здравствуйте, ребята!

Лисёнок:

А нельзя ли будет нас
Взять с собою в 1 класс?

Ведущий: Если вы хотите с нами…

Звери: Хотим! Хотим!

Ведущий: Мы проверим ваши знанья!

Звери: Согласны! Согласны!

Ведущий:

Не спешите соглашаться,
Так легко и просчитаться.
Ну-ка, Мишка, нам скажи:
Сколько будет два плюс три?

Медвежонок:

Это будет…Это будет…
Что-то около шести.

Ведущий: Дети! Правильный ответ?

Дети: Нет!

Ведущий: Нет, Мишутка, будет…

Дети. Пять!

Ведущий:

Не умеешь ты считать!
Задание второе.
Я возьму вот эти буквы
И из них сложу я слово…
Вот уже и всё готово!
(Складывает слово «Школа»)
Эй, Бельчонок, посмотри –
Что написано? Прочти!

Бельчонок:

Хоть я маленький Бельчонок,
Даже утром и спросонок
Прочитаю лучше всех
Слово сладкое – «орех»!

Лисёнок:

Каждый братец мой Лисёнок
Прочитает без ошибки
Слово вкусное такое…
Ну, конечно, это – «рыбка»!

Медвежонок:

Ха-ха-ха! Аж смех берёт!
Где тут рыбка? Это – «мёд» !

Ведущий:

Успокойтесь, успокойтесь!
И пожалуйста, не ссорьтесь.
Ребятишки, помогите,
Слово правильно простите.

Читают хором: «Школа»

1-й ученик:

Бумажный кораблик
По речке плывёт.
Над речкой бумажный
Летит самолёт.
Я маску могу смастерить
Из бумаги
И сделать на праздник
Бумажные флаги.

2-й ученик:

Но лучше всего
На бумажном листочке
Писать закорючки,
Крючочки и точки.
Чтоб эти крючочки
Росли, как трава.
И сами собой выходили слова!
Мама, школа, мир, Родина.
(М. Яснов «Я учусь писать слова»)

Дети исполняют танец «Прощай, Азбука».

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что наш праздник вам понравился. Вы ещё раз убедились, как важно знать алфавит и уметь читать. Вы преодолели первую ступеньку в Стране Знаний. В добрый путь, к дальнейшим вершинам!

Презентация