Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиций.
Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире – связана с повышением умственной активности учащихся.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями:
- предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью интегрируемых предметов на каждом этапе;
- большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
- способствуют формированию целостной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
- позволяют систематизировать знания;
- обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций;
- формируют в большей степени общеучебные умения и рациональные навыки учебного труда.
Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.
Данный урок заключительный по теме «Сложение и вычитание в пределах 100.Уравнение», хотя навыки сложения и вычитания в дальнейшем будут многократно отрабатываться. Умения решать уравнения будут перекликаться в дальнейшем со следующей темой «Проверка сложения и вычитания».
Урок носит интегрированный характер. По содержанию использованы межпредметные связи. Уровень интеграции содержания – средний. Использованы две дисциплины: математика и окружающий мир. Урок направлен на обобщение и закрепление знаний, на совершенствование умений решать задачи и уравнения. Использованы понятийная и мировоззренческая формы организации содержания.
На уроке планировалось:
- развивать умения различать уравнения среди других математических выражений, поэтому в одном из видов заданий уч-ся направлены на поисковую деятельность;
- расширить представления о решении уравнений, т.е. не только методом подбора, но и на основании знаний о взаимосвязи компонентов.
Одной из «математических» целей урока является отработка умений решать простые и составные задачи, повторение понятия «обратные задачи», показ учащимся способа решения задачи уравнением. А, что касаемо окружающего мира, то основе математических упражнений обобщить и закрепить понятие «экономики». На наглядном примере показать их взаимосвязь.
Задания подобраны с учетом развития познавательного интереса учащихся.
Технологии, использованные на уроке: интегрированные, проблемно-поисковая, опережающего обучения.
Тип урока – по образовательной цели: обобщение и систематизация знаний.
Тема урока:
- Решение задач. Решение уравнений. (математика)
- Экономика, её отрасли. (окружающий мир)
Основание цели урока: формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей.
Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях.
Цели урока:
- закрепить умения детей решать задачи и уравнения;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- обобщить и закрепить понятие «экономика», её отрасли и их взаимосвязь.
- развитие «умений учиться»: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
- развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
- воспитывать уважение к труду, патриотизм, чувства гордости за свою «малую родину»;
- воспитывать в учениках средствами урока уверенности в своих силах.
Оборудование: вырезанные и наклеенные на большие листы картона изображения электровоза и ярких вагонов разного цвета, карточки с буквами и числами, слова, называющие отрасли экономики.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы постараемся объединить свои знания по математике и знания по окружающему миру. На уроке мы закрепим наши умения в решении задач и уравнений. А о чем мы поговорим из области окружающего мира, вы узнаете, найдя значения данных выражений и расставив их в порядке возрастания:
(На доске написаны примеры и стоят карточки с различными вариантами ответов, с обратной стороны написаны буквы. Учащиеся, выходя к доске, решают пример, берут карточку с нужным ответом и выставляют их в линию, затем выстраивают их в порядке возрастания. Затем, перевернув карточки читают получившееся слово).
23 + 7 = | 72 + 8 = | 90 – 40 = | ||
20 – 5 = | 19 + 7 = | 38 – 20 = | ||
66 + 4 = | 80 – 6 = | 50 – 8 = |
На доске:
18 | 25 | 26 | 30 | 42 | 50 | 70 | 74 | 80 |
Э | К | О | Н | О | М | И | К | А |
– Что такое экономика? (это отношения, возникающие между покупателем и продавцом)
– Все, что мы покупаем и продаем – это и есть экономика.
– А за что мы все покупаем? (за деньги) т.е. за каждую вещь мы платим деньги.
– Значит это и есть товарно-денежные отношения.
– А от чего это зависит, что одни вещи стоят дороже, а другие дешевле? (от количества труда, вложенного в их производство)
– Все ли то, что производится можно считать товаром? (да)
– А произведения искусства, стихи и т.д.? (да)
– Почему?
– Может ли экономика существовать без математики? (нет)
– Правильно. Нет. Потому что математика – это основа экономики.
Все товарно-денежные отношения строятся на математике.
Не зная математики, мы не сможем правильно заплатить за товар, не сможем рассчитать, сколько нужно затратить материала и средств для производства какого-либо товара.
– На окружающем мире мы говорили, что все в жизни движется, ничто не стоит на месте. Вода движется в природе, планеты движутся, наука движется вперед, мы с вами движемся – растем. Вот и сегодня мы продвинемся еще немного вперед в своих знаниях и поможет нам вот этот электровоз. (На доске картинка электровоза)
– Где выпускают такие электровозы? (на НЭВЗе)
– Правильно, на Новочеркасском электровозостроительном заводе.
– Чьи родители принимают участие в производстве таких машин?
(Сообщения детей о своих родителях, работающих на заводе)
– У нашего электровоза есть несколько вагонов, но у них нет колес.
– Могут ли они двигаться без колес?
– Мы с вами сможем поставить на колеса все вагоны, если правильно выполним задания, и узнаем что же это за вагоны?
II. Задание. Решите задачу.
В октябре на НЭВЗе выпустили 13 электровозов, а ноябре на 7 электровозов больше. Сколько электровозов выпустили на производстве за два месяца?
(Разбор задачи проводится коллективно с записью условия на доске, решение самостоятельно, с последующей взаимопроверкой).
Решение:
(17 – 7) + 17 = 26 (эл.) – всего.
Ответ: 26 электровозов.
– К какой отрасли экономики относится производство электровозов?
(промышленность)
– Какие еще виды производств относятся к промышленности?
– Мы, верно, выполнили первое задание и можем поставить на колеса первый вагон. (На вагон прикрепляются колеса и название «промышленность»).
III. – Вы наверно догадались, что это за вагоны? (отрасли экономики)
– Поэтому, выполнив следующее задание, мы еще одной отрасли поможем «продолжить движение».
– Откройте учебник на стр.71 № 4. Прочитайте задание.
Даны условия:
Купили – 20 шт. | Купили – ? шт. | |
Израсходовали – 9 шт. | Израсходовали – 9 шт. | |
Осталось – ? | Осталось – 11 шт. |
(Заслушав несколько задач, задание выполняется письменно, по вариантам, с последующей устной проверкой. В тетрадях записывается только решение).
– Чем похожи и чем отличаются эти задачи?
– Что можно сказать об этих задачах? (Обратные задачи)
– Что такое обратная задача?
– О какой отрасли экономики говорится в данной задаче? (о торговле)
(на вагон прикрепляются колеса и название «торговля»)
– Ребята, скажите, могли бы мы обойтись без этой отрасли экономики? Почему?
Физкультминутка.
IV. Продолжим путешествовать по отраслям экономики.
Задание. На поле работало несколько комбайнов, к ним добавили еще 6 комбайнов. Сколько комбайнов стало на поле?
– Можно ли решить эту задачу? (нет, не все данные)
– Несколько это сколько? (неизвестно)
– Могу я обозначить это буквой? (да). Например d.
– Если комбайнов добавилось 6, то каким действием я должна воспользоваться, чтобы найти сколько стало? (+)
– Что получилось? (буквенное выражение) d+6
– Так как d может принимать любые значения, выполните задание:
– Найдите, сколько комбайнов стало на поле:
I вариант – если d равно 25.
II вариант – если d равно 17. d (можно у доски)
Записи учащихся:
Если d = 25, то 25 + 6 = 31
Если d = 17, то 17 + 6 = 23
– О какой отрасли говорили? (с/хозяйство). Чем занимается эта отрасль?
(На вагон прикрепляются колеса и название)
– Чем занимаются люди работающие в этой отрасли?
V. – У нас два вагона осталось без колес. Продолжим работу.
– Какой большой спортивный объект открыли в нашем городе? (Ледовый дворец)
Так вот на его строительстве работало 8 различных бригад. Когда добавили еще несколько, их стало работать 13. Сколько бригад добавилось?
(Коллективный разбор задачи)
– Можно ли записать решение уравнением?
– Что мы примем за Х?
8 + Х = 13 (Решение уравнения у доски с объяснением)
– О какой отрасли экономики говорится в задаче? (строительство)
(прикрепляются колеса и название)
VI. У нас остался всего один вагон без колес?
Может, догадались, какая это отрасль? (транспорт)
Задание. Найдите среди следующих записей уравнения и решите.
30+х 40 60-х = 20 32+ 8 = 40
45-5 = 40 80 – х х – 8 = 10
(Решение уравнений с последующим объяснением с опорой на знание названий компонентов).
– Как найти неизвестное уменьшаемое? Вычитаемое?
– Почему другие выражения не являются уравнениями?
– Итак, весь наш состав на колесах и может двигаться дальше.
– Если вдруг один вагон поломается, сможет ли наш состав благополучно двигаться дальше?
– А может ли четко работать экономика, без какой-либо отрасли?
– Почему? (Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны)
Итог урока.
– Мы повторили все отрасли экономики. В этих отраслях, трудятся тысячи людей различных профессий, и об этом мы поговорим на следующем уроке окружающего мира.
– Посмотрите на наш яркий состав? Очень хочется, чтоб и в жизни у нас было поменьше мрачных красок. Чтоб наша экономика четко работала. И наша жизнь становилась лучше день ото дня.
– Итак, а что мы с вами повторили сегодня на уроке математики?
– Что понравилось на уроке?
– О чем вы расскажите дома своим родителям?
Подведение итогов, оценивание.
Домашнее задание: стр.71, № 2, 3.
По времени: Математический диктант вида «да», «нет»:
- Сумма чисел 5 и 3 равна 9;
- Если от 22 отнять 2, то получится 20;
- Уменьшаемое 14, вычитаемое 7, разность 7;
- Разность чисел 32 и 12, равна 20;
- Первое слагаемое 6, второе 6, сумма 13;
- Сумма чисел 50 и 10, равна 70;
- Если к 12 прибавить 8, то получится 22;
- 15 – это 9 и 6;
- За числом 49 следует число 51;
- Перед числом 40, стоит число 39.
Ответы: - + + + - - - + - +