Тип урока: урок нового материала.
Цели: сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца; раскрыть его значение для всего живого; развивать воображение; воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: презентация, игрушки с солнечными узорами, карточки с вопросами для групп.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
– На прошлом уроке мы с вами вспоминали объекты живой и неживой природы. Вот сейчас проверим, кто был внимательным. Игра «Будь внимательнее».
Слайд 1.
Если я называю объекты живой природы, то вы поднимаете руки вверх, а если я называю объекты неживой природы – хлопаете в ладоши.
Бабочка, река дерево, волк, вода, лягушка, комар, камень, ракета. Слайды 2-10
– Почему вы замерли при слове ракета? (ответы детей, вывод)
– А теперь, давайте поможем Пете определить какое слово является «лишним».
Игра «Лишнее слово». Слайды 11-13.
(Дышит, питается, растет, развивается, размножается, умирает, раздвигается)
– А что характеризуют эти слова? (ответы детей)
3. Работа над новым материалом.
– Теперь, посмотрите на эти фотографии. Что их объединяет? (ответы детей)
Слайд 14.
– А сегодня мы будем говорить о главном объекте неживой природы. Я прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о каком предмете идет речь. Слайды 15-16.
Оно игриво золотится
В песчинках, что хранит земля.
Оно, как сказочная птица,
У стен Московского кремля.
Оно в автобусе зеркальном
Играет зайчиком в пути.
Оно в созревших помидорах…
Оно гуляет на просторах
У всей вселенной на виду!
(А. Тетивкин)
(Ответы детей). Слайд 17.
– Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель обобщает ответы. Слайд 18.
4. Работа по учебнику.
(Стр. 8).
- Учитель рассказывает о том, как ещё с древнейших времён люди поклонялись Солнцу.
- «Образ Солнца запечатлен в различных произведениях народного творчества».
(Показ игрушек, др. предметов). Слайд19.
– А вот послушайте, какую загадку сочинили люди.
(Читает подготовленный ученик задание № 1 стр.8.)
Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это …
– Все ли верно сказано в загадке? Ребята высказывают свое мнение. (За правильные ответы дети получают«солнышко»).
Учитель обращает внимание на схему движения Земли вокруг Солнца. Слайд 20.
– Догадайтесь, а когда в старину говорили такую закличку?
(Дети читают закличку из задания №4 стр.9 и делятся своими впечатлениями).
Красно солнышко,
В дорогу выезжай,
Зимний холод прогоняй!
Слайд 21. Рассказ о Масленице.
– А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что оно могло бы рассказать о себе? Закройте глаза и представьте эту встречу.
(В это время выходит девочка-Солнце)
– Вот и у нас появилось в классе Солнце, да не простое, а говорящее. Послушайте его рассказ и догадайтесь, о каких природных явлениях расскажет Солнце.
Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, залью светом долины, приласкаю животных да и спать пойду во сине море.
Выслушиваются ответы детей.
Физминутка. Игра «Солнышко – тучка » (при команде «солнышко» - дети веселятся, при команде «тучка» - прячутся и затихают).
Солнце оставляет для ребят мешочек и уходит.
5. Обобщение по теме.
Слайд 22.
А вот и наш гость Почемучка со своими вопросами.
Работа в группах. Ребята получают вопросы от Почемучки.
Дети читают текст на стр. 10 и находят ответы на вопросы Почемучки.
- Что такое солнце? (ответ 1 группы) Слайд 23.
- Велико ли солнце? (ответ 2 группы). Слайд 24.
- Почему мы видим солнце большим светящимся кругом? (ответ 3 гр.).
Слайд 25. - Почему солнце светит и греет? (ответ 4 группы). Слайд 26.
Обобщение. Работа с определением на с10.
6. Значение Солнца.
– Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит солнце. А давайте представим, что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответы детей).
– А вот как об этом рассказал К.И. Чуковский. (Учитель читает отрывок из сказки «Краденое солнце»).
– Давайте прочтем стихотворение Я. Акима и поясним, чем важно Солнце для растений, животных и для нас с вами. (Работа по тексту из № 6 стр. 11)
7. Рефлексия.
– А теперь мы проверим, кто на уроке был внимательным и многое запомнил. Если высказывание верное – вы хлопаете.
- Солнце – это планета.
- Солнце – это звезда.
- Солнце гораздо меньше земли.
- Солнце гораздо больше земли.
- Солнце движется вокруг земли.
- Земля движется вокруг солнца.
- Солнце – это огромный раскаленный газовый шар.
Молодцы, ребята! На уроке вы были очень внимательными и много узнали.
8. Домашнее задание.
Дома вы поработаете наблюдателями. Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером и выполните задания №3 и 5 стр. 9.
– Но давайте заглянем в мешочек, который оставило Солнышко. Учитель достает солнечные очки.
– Ребята, а зачем вам Солнце напоминает об это предмете?
Учитель обобщает ответы детей и дает совет не смотреть на солнце без темных очков.
– А на следующем уроке вы узнаете, какие опасности может таить в себе горячее солнце.
Подводится подсчет заработанных солнышек. Делается вывод о работе ребят на уроке.