Конспект урока по окружающему миру во 2-м классе по программе "Гармония" по теме "Солнце и его значение для живого", презентация

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок нового материала.

Цели: сформировать образное представление о Солнце как ближайшей звезде, о его размерах и расстоянии до Солнца; раскрыть его значение для всего живого; развивать воображение; воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование: презентация, игрушки с солнечными узорами, карточки с вопросами для групп. 

Ход урока

1. Организационный момент. 

2. Актуализация знаний. 

На прошлом уроке мы с вами вспоминали объекты живой и неживой природы. Вот сейчас проверим, кто был внимательным. Игра «Будь внимательнее».

Слайд 1.

Если я называю объекты живой природы, то вы поднимаете руки вверх, а если я называю объекты неживой природы – хлопаете в ладоши.

Бабочка, река дерево, волк, вода, лягушка, комар, камень, ракета. Слайды 2-10

– Почему вы замерли при слове ракета? (ответы детей, вывод)

– А теперь, давайте поможем Пете определить какое слово является «лишним».

Игра «Лишнее слово». Слайды 11-13.

(Дышит, питается, растет, развивается, размножается, умирает, раздвигается)

А что характеризуют эти слова? (ответы детей)

3. Работа над новым материалом.

Теперь, посмотрите на эти фотографии. Что их объединяет? (ответы детей)

Слайд 14.

– А сегодня мы будем говорить о главном объекте неживой природы. Я прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о каком предмете идет речь. Слайды 15-16.

Оно игриво золотится
В песчинках, что хранит земля.
Оно, как сказочная птица,
У стен Московского кремля.
Оно в автобусе зеркальном
Играет зайчиком в пути.
Оно в созревших помидорах…
Оно гуляет на просторах
У всей вселенной на виду!
(А. Тетивкин)

(Ответы детей). Слайд 17.

– Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель обобщает ответы. Слайд 18.

4. Работа по учебнику.

(Стр. 8).

  1. Учитель рассказывает о том, как ещё с древнейших времён люди поклонялись Солнцу.
  2. «Образ Солнца запечатлен в различных произведениях народного творчества».

(Показ игрушек, др. предметов). Слайд19.

– А вот послушайте, какую загадку сочинили люди.

(Читает подготовленный ученик задание № 1 стр.8.)

Среди поля голубого –
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит,
Светит весело в оконце.
Ну, конечно, это …

– Все ли верно сказано в загадке? Ребята высказывают свое мнение. (За правильные ответы дети получают«солнышко»).

Учитель обращает внимание на схему движения Земли вокруг Солнца. Слайд 20.

– Догадайтесь, а когда в старину говорили такую закличку?

(Дети читают закличку из задания №4 стр.9 и делятся своими впечатлениями).

Красно солнышко,
В дорогу выезжай,
Зимний холод прогоняй!

Слайд 21. Рассказ о Масленице.

– А если бы вдруг произошла встреча с Солнцем, что оно могло бы рассказать о себе? Закройте глаза и представьте эту встречу.

(В это время выходит девочка-Солнце)

– Вот и у нас появилось в классе Солнце, да не простое, а говорящее. Послушайте его рассказ и догадайтесь, о каких природных явлениях расскажет Солнце.

Солнце: встану я рано, распущу золотые косы. Поднимусь под облака. Выпью росу и туман, залью светом долины, приласкаю животных да и спать пойду во сине море.

Выслушиваются ответы детей.

Физминутка. Игра «Солнышко – тучка » (при команде «солнышко» - дети веселятся, при команде «тучка» - прячутся и затихают).

Солнце оставляет для ребят мешочек и уходит.

5. Обобщение по теме.

Слайд 22.

А вот и наш гость Почемучка со своими вопросами.

Работа в группах. Ребята получают вопросы от Почемучки.

Дети читают текст на стр. 10 и находят ответы на вопросы Почемучки.

  1. Что такое солнце? (ответ 1 группы) Слайд 23. 
  2. Велико ли солнце? (ответ 2 группы). Слайд 24. 
  3. Почему мы видим солнце большим светящимся кругом? (ответ 3 гр.).
    Слайд 25.
  4. Почему солнце светит и греет? (ответ 4 группы). Слайд 26.

Обобщение. Работа с определением на с10.

6. Значение Солнца. 

Мы много говорили о том, как хорошо, когда светит солнце. А давайте представим, что оно исчезло. Что тогда произойдет? (ответы детей).

– А вот как об этом рассказал К.И. Чуковский. (Учитель читает отрывок из сказки «Краденое солнце»).

– Давайте прочтем стихотворение Я. Акима и поясним, чем важно Солнце для растений, животных и для нас с вами. (Работа по тексту из № 6 стр. 11)

7. Рефлексия. 

А теперь мы проверим, кто на уроке был внимательным и многое запомнил. Если высказывание верное – вы хлопаете.

  • Солнце – это планета.
  • Солнце – это звезда.
  • Солнце гораздо меньше земли.
  • Солнце гораздо больше земли.
  • Солнце движется вокруг земли.
  • Земля движется вокруг солнца.
  • Солнце – это огромный раскаленный газовый шар.

Молодцы, ребята! На уроке вы были очень внимательными и много узнали.

8. Домашнее задание.

Дома вы поработаете наблюдателями. Понаблюдаете, каким бывает солнце утром, днем, вечером и выполните задания №3 и 5 стр. 9.

– Но давайте заглянем в мешочек, который оставило Солнышко. Учитель достает солнечные очки.

– Ребята, а зачем вам Солнце напоминает об это предмете?

Учитель обобщает ответы детей и дает совет не смотреть на солнце без темных очков.

– А на следующем уроке вы узнаете, какие опасности может таить в себе горячее солнце.

Подводится подсчет заработанных солнышек. Делается вывод о работе ребят на уроке.