Цели урока:
- Знакомство с важнейшими элементами здания.
- Формирование навыков построения конструкций.
- Формирование навыков совместной работы над объёмно-пространственным проектом зданий.
- Развитие композиционного, проектного мышления.
- Воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей.
Оборудование:
- рекламные плакаты каждой группы (выполненные на итоговом уроке конструктивного дизайна),
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- картон,
- бумага,
- ножницы,
- клей.
Презентация к уроку (Приложение 1)
Слайды содержащие тему урока, цель, художественную задачу, фотографии с различными типами зданий, терминами.
Ход урока
Сегодня мы продолжаем знакомиться с архитектоникой здания.
Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания. <Слайд1>
Они различны по видам и материалам, из которых созданы. Но во всех зданиях можно выделить важнейшие конструктивные элементы, назначение которых одинаково во все времена. <Слайд2>
Основу конструкции дома составляют вертикальные части, <Слайд3> несущие всю тяжесть сооружения - это опоры, столбы, колонны. Иногда роль опор выполняют стены. На вертикалях покоятся горизонтальные части конструкции здания - балки и перекрытия, а также первоэлемент дома - крыша. Сверху перекрытие выполняет роль потолка, снизу - пола. Соединение разных этажей, переход с одного уровня на другой осуществляется благодаря сходам - лестницам.
По современной строительной технологии сначала возводится каркас здания, а затем он "одевается" в стены. После этого внешне дом выглядит, как объем, представляющий собой чередование поверхностей и проемов в них.
Не перечислить многообразия конструкций и форм перекрытий от простейших одно- или двухскатных крыш, до сложнейших сводов и куполов. <Слайд4> Купола украшали дворцы и храмы в разных странах мира, придавая им интересный и выразительный силуэт. В современных постройках сводчатые перекрытия применяются в спортивных сооружениях, цирках, вокзалах, крытых рынках и др. Основу современных сводчатых перекрытий составляет <Слайд5> металлоконструкция.
Дом невозможен без окон и дверей. <Слайд6> Даже если здание - секретный завод или усыпальница фараона, оно имеет проемы для света и воздуха, входа и выхода. Их архитектоника претерпела в течение веков стилевые, и даже функциональные изменения. Так, двери со временем преобразились из дубовых крепостных ворот замка с тяжеленными засовами в автоматически раздвигающиеся при нашем появлении прозрачные двери магазинов и офисов.
<Слайд7> Не менее интересна и удивительна конструктивная и стилевая эволюция окон разных стран и времен. В стремлении дать больше света современные архитекторы превратили подслеповатое оконце избушки в широкие полосы окон и целые окна-стены. <Слайд8>
Но какого бы вида ни были окна, они являются важным архитектурным элементом, не существующим вне стиля здания.<Слайд9>
Изобретение новых видов стекла, полимеров преобразило не только архитектонику окна, но и весь облик современного здания. <Слайд10> Его стены часто похожи на огромное "окно", отражающее небо, плывущие облака и город.
<Слайд11> В конструкции дома для жизни человека важны не только главные архитектурные элементы, но и такие, как лестницы, балконы, лоджии и др. Эти части здания не только создают дополнительные удобства, но украшают и определяют композиционное решение его пространства и фасада. Они чрезвычайно многообразны по своему назначению и конструкции. Мы можем видеть лестницы снаружи и внутри здания, при входе в три ступеньки и в виде маршей с этажа на этаж. Иногда для компактности лестницы делают винтовыми. В XX веке появились движущиеся лестницы - эскалаторы и ставшие такими привычными лифты.<Слайд12>
Простейшая конфигурация здания (в плане прямоугольник) - это когда функцию опор для кровли и перекрытий выполняют стены.
<Слайд13>Макет простейшей конструкции здания (в плане прямоугольник) из вертикальных опор и перекрытий.
Проектирование настоящего здания требует больших профессиональных знаний, поэтому мы сегодня будем создавать фантазийные проекты. Тем более, в основе строения любого здания - его архитектонике лежат одни и те же композиционные законы, вне зависимости от того, фантазийный он или реальный. (К тому же современная строительная техника может превратить в реальность даже самый фантазийный проект.)
На прошлом уроке вы выполнили эскиз проекта фантазийного здания. По этим эскизам вам предстоит создание конструкции из опорных ферм и перекрытий.
Фермы можно сделать из бумаги, скручивая её на шариковую пасту, а перекрытия из цветного картона. Выбранный вами руководитель группы, он же руководитель вашей архитектурной компании, распределяет обязанности между участниками. На эту работу вам отводится не более 8 минут.
После завершения работы над конструкцией здания будет проходить тендер.
Я как покупатель хотела бы увидеть на этих торгах здания, которые имеют не традиционную форму и отвечало бы требованиям современного рынка в период экономического кризиса, т.е. функции здания должны приносить максимальную прибыль.
Защиту проекта необходимо провести в виде презентации - представления заинтересованной аудитории новой продукции и её создателей.
Ваша задача презентации так продемонстрировать товар и его возможности, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание к своей фирме, а в итоге, как ожидаемый результат - заключить договоры и сделки. От того насколько успешным будет преставление товара, зависит ваше материальное благополучие.
Практическая работа.
Создание конструкции из опорных ферм и перекрытий.
Проект выполняется из картона (перекрытия), бумаги скрученной в трубочки (колонны) и гофрированного цветного картона (верхнее перекрытие).
Защита проектов.
План защиты проекта:
- Представление своей команды.
- Представление проекта:
- вид здания;
- функции здания;
- экологичность проекта.
- Актуальность проекта (новизна).
- Выбор лучшего проекта проводят эксперты от каждой команды.
Подведение итогов.
- Что нового узнали во время работы над проектом?
- Чему научились?
- Интересно ли вам было выполнять задание?
- Что было сложным при выполнении задания?
- Что вам понравилось в выступлении одноклассников?
- Какие рекомендации вы бы дали тем, кто работает над проектом?