Проект урока "Важнейшие архитектурные элементы здания"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • Знакомство с важнейшими элементами здания.
  • Формирование навыков построения конструкций.
  • Формирование навыков совместной работы над объёмно-пространственным проектом зданий.
  • Развитие композиционного, проектного мышления.
  • Воспитание эстетически и конструктивно мыслящих людей.

Оборудование:

  • рекламные плакаты каждой группы (выполненные на итоговом уроке конструктивного дизайна),
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • картон,
  • бумага,
  • ножницы,
  • клей.

Презентация к уроку (Приложение 1)

Слайды содержащие тему урока, цель, художественную задачу, фотографии с различными типами зданий, терминами.

Ход урока

Сегодня мы продолжаем знакомиться с архитектоникой здания.

Для каждой эпохи характерны свои города, свои здания. <Слайд1>

Они различны по видам и материалам, из которых созданы. Но во всех зданиях можно выделить важнейшие конструктивные элементы, назначение которых одинаково во все времена. <Слайд2>

Основу конструкции дома составляют вертикальные части, <Слайд3> несущие всю тяжесть сооружения - это опоры, столбы, колонны. Иногда роль опор выполняют стены. На вертикалях покоятся горизонтальные части конструкции здания - балки и перекрытия, а также первоэлемент дома - крыша. Сверху перекрытие выполняет роль потолка, снизу - пола. Соединение разных этажей, переход с одного уровня на другой осуществляется благодаря сходам - лестницам.

По современной строительной технологии сначала возводится каркас здания, а затем он "одевается" в стены. После этого внешне дом выглядит, как объем, представляющий собой чередование поверхностей и проемов в них.

Не перечислить многообразия конструкций и форм перекрытий от простейших одно- или двухскатных крыш, до сложнейших сводов и куполов. <Слайд4> Купола украшали дворцы и храмы в разных странах мира, придавая им интересный и выразительный силуэт. В современных постройках сводчатые перекрытия применяются в спортивных сооружениях, цирках, вокзалах, крытых рынках и др. Основу современных сводчатых перекрытий составляет <Слайд5> металлоконструкция.

Дом невозможен без окон и дверей. <Слайд6> Даже если здание - секретный завод или усыпальница фараона, оно имеет проемы для света и воздуха, входа и выхода. Их архитектоника претерпела в течение веков стилевые, и даже функциональные изменения. Так, двери со временем преобразились из дубовых крепостных ворот замка с тяжеленными засовами в автоматически раздвигающиеся при нашем появлении прозрачные двери магазинов и офисов.

<Слайд7> Не менее интересна и удивительна конструктивная и стилевая эволюция окон разных стран и времен. В стремлении дать больше света современные архитекторы превратили подслеповатое оконце избушки в широкие полосы окон и целые окна-стены. <Слайд8>

Но какого бы вида ни были окна, они являются важным архитектурным элементом, не существующим вне стиля здания.<Слайд9>

Изобретение новых видов стекла, полимеров преобразило не только архитектонику окна, но и весь облик современного здания. <Слайд10> Его стены часто похожи на огромное "окно", отражающее небо, плывущие облака и город.

<Слайд11> В конструкции дома для жизни человека важны не только главные архитектурные элементы, но и такие, как лестницы, балконы, лоджии и др. Эти части здания не только создают дополнительные удобства, но украшают и определяют композиционное решение его пространства и фасада. Они чрезвычайно многообразны по своему назначению и конструкции. Мы можем видеть лестницы снаружи и внутри здания, при входе в три ступеньки и в виде маршей с этажа на этаж. Иногда для компактности лестницы делают винтовыми. В XX веке появились движущиеся лестницы - эскалаторы и ставшие такими привычными лифты.<Слайд12>

Простейшая конфигурация здания (в плане прямоугольник) - это когда функцию опор для кровли и перекрытий выполняют стены.

<Слайд13>Макет простейшей конструкции здания (в плане прямоугольник) из вертикальных опор и перекрытий.

Проектирование настоящего здания требует больших профессиональных знаний, поэтому мы сегодня будем создавать фантазийные проекты. Тем более, в основе строения любого здания - его архитектонике лежат одни и те же композиционные законы, вне зависимости от того, фантазийный он или реальный. (К тому же современная строительная техника может превратить в реальность даже самый фантазийный проект.)

На прошлом уроке вы выполнили эскиз проекта фантазийного здания. По этим эскизам вам предстоит создание конструкции из опорных ферм и перекрытий.

Фермы можно сделать из бумаги, скручивая её на шариковую пасту, а перекрытия из цветного картона. Выбранный вами руководитель группы, он же руководитель вашей архитектурной компании, распределяет обязанности между участниками. На эту работу вам отводится не более 8 минут.

После завершения работы над конструкцией здания будет проходить тендер.

Я как покупатель хотела бы увидеть на этих торгах здания, которые имеют не традиционную форму и отвечало бы требованиям современного рынка в период экономического кризиса, т.е. функции здания должны приносить максимальную прибыль.

Защиту проекта необходимо провести в виде презентации - представления заинтересованной аудитории новой продукции и её создателей.

Ваша задача презентации так продемонстрировать товар и его возможности, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание к своей фирме, а в итоге, как ожидаемый результат - заключить договоры и сделки. От того насколько успешным будет преставление товара, зависит ваше материальное благополучие.

Практическая работа.

Создание конструкции из опорных ферм и перекрытий.

Проект выполняется из картона (перекрытия), бумаги скрученной в трубочки (колонны) и гофрированного цветного картона (верхнее перекрытие).

Защита проектов.

План защиты проекта:

  1. Представление своей команды.
  2. Представление проекта:
  3. вид здания;
  4. функции здания;
  5. экологичность проекта.
  6. Актуальность проекта (новизна).
  7. Выбор лучшего проекта проводят эксперты от каждой команды.

Подведение итогов.

  • Что нового узнали во время работы над проектом?
  • Чему научились?
  • Интересно ли вам было выполнять задание?
  • Что было сложным при выполнении задания?
  • Что вам понравилось в выступлении одноклассников?
  • Какие рекомендации вы бы дали тем, кто работает над проектом?