Цели:
Образовательные:
- расширить и систематизировать знания по теме "птицы";
- дать понятие о пяти экологических группах птиц (перелетные, зимующие или оседлые, кочующие, пролетные и залетные) ; формировать знания о птицах Кемеровской области.
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы;
- развивать мышление;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у школьников бережного отношения к птицам;
- воспитание умения работать в группе, выслушивать чужое мнение.
Оборудование:
- кластер,
- учебник,
- таблица "Птицы",
- карточки с заданиями,
- сюжет видеофильма "Птицы",
- запись голоса сороки,
- конверты с заданиями для групп.
Ход урока
I. Организация класса
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
II. Стадия вызова. Составление кластера
1. Прочитать слова: медведь, дельфин, бабочка, щука, синица, карась, муравей, ворона.
- Как можно назвать одним словом? (животные)
- Разделить на 4 группы.
- С какой группой животных мы уже познакомились?
2. Отгадайть загадку, узнать тему урока.
Два раза родится, один раз умирает.
В большой комнате - избушка, а в избушке - щебетушка. (птица)
3. Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну птиц и ответим на вопросы:
- Какие бывают птицы
- Почему птицы улетают на юг?
- Какой птице поставлен памятник?
- Почему птицы нуждаются в охране ?
III. Стадия осмысления
1. Сравнить птиц и зверей с помощью кругов Эйлера - Вена
- Что общего, чем отличаются?
- Птицы
- Звери
Общее: живые организмы.
Различия: тело птиц покрыто перьями, откладывают яйца, летают ( большинство);
Звери: тело покрыто шерстью, рождают детенышей живыми, млекопитающие.
2. Работа по учебнику стр. 72
- Какие из нарисованных птиц осенью улетают на юг?
- Как называются такие птицы? ( перелетные)
- Почему птицы покидают родные края? Послушайте сообщение и ответьте на этот вопрос.
3. Выступление докладчика
С наступлением осени и зимы солнце всходит все позже, над землей поднимается низко, заходит рано, поэтому земля получает мало света и тепла, В это время прекращается образование в листьях сока, а также нектара в цветах, что является основной пищей для насекомых. Кроме этого, насекомые теплолюбивые создания, они прячутся на зиму. Такие птицы как соловьи, ласточки скворцы, грачи, кукушки питаются насекомыми, они остаются без пищи и до холодов улетают в теплые страны к теплу и пище.
Водоплавающие птицы (журавли, утки, гуси, лебеди) с наступлением холодов и замерзанием водоемов тоже остаются без пищи, ведь они едят водоросли, насекомых в воде, рыбок, лягушат, все это окажется зимой подо льдом. И эти птицы улетают в теплые страны к теплу и пище.
4. Просмотр кадра из фильма "Птицы"
Вывод: птицы улетают в поисках корма, чтобы выжить.
5. Работа по учебнику стр.72
- Каких птиц мы не назвали? Как называются такие птицы вы узнаете, поработав в группах.
6. Класс разбивается на группы по 5 человек
7. Физминутка
Мы летим под облаками
А земля плывет под нами
Роща, поле, сад и речка
И дома и человечки.
Мы летать устали что-то
Приземлились на болото.
Кто среди болотных вод
На одной ноге стоит?
Цапля в грязь не упадет
Даже если стоя спит.
Ну и ты попробуй тоже
Устоять, как цапля, сможешь?
По болоту мы пройдемся
и за парты вновь вернемся
8. Составление кластера
9. Кроме перелетных птиц существует еще 4 экологические группы птиц.
Сообщение 1 группы о зимующих птицах
Многие птицы питаются только насекомыми и гусеницами, другие пищей растительной, но есть и такие, которые едят все: насекомых, ягоды, семена, гусениц, они всеядны. они выживают за счет того, что с исчезновением одной пищи переключаются на другую. это воробьи, голуби, куропатки, синицы. это зимующие птицы.
Учитель: Назвать птиц зимующих.
Сообщение 2 группы об оседлых птицах.
- Такие птицы, как филин, глухарь, дятел и поползень, воробей и сорока живут в кемеровской области круглый год в лесах, городах, селах - это оседлые птицы.
10. Отгадать загадку: Бела, как снег, черна, как
жук, вертится, как бес, и повертка в лес (сорока)
(Прослушивание записи голоса сороки)
- Можно ли сказать, что сорока трещит? Когда о людях говорят " трещит, как сорока?"
Сообщение 3 группы о сороке.
Сорока - хорошо известная птица. Она ведет оседлый образ жизни, в зимнее время совершает небольшие кочевки. Из самых северных районов сороки перемещаются к югу. Сорока - всеядная птица. Питается насекомыми, в том числе такими вредными, как гусеницы бабочек, колорадские жуки. Поедает птичьи яйца, птенцов. Из растительной пищи предпочитает семена подсолнечника, тыквы, дыни. В последнее время сороки стали настоящими городскими жителями.
11. Игра " Кто лишний?"
Ласточка, воробей, соловей, кукушка, скворец. (Лишний воробей, потому что это оседлая птица, а остальные перелетные)
12. Чтение текста на стр. 74
- Почему воробью понравилось в метро? Воробей это домашняя или дикая птица?
Интересно, что этой простой птичке поставлен памятник в Америке в г.Бостоне. А случилось это так. В прошлом столетии птицы расселялись с помощью человека. Из Англии в Америку привезли 8 пар этих птиц. Они быстро освоились на новом месте. Однажды вблизи Бостона появилась огромная масса гусениц. Они стали уничтожать поля, сады, посевы, овощи. Людям грозил голод. К счастью, воробьи полетели на поля и вмиг справились с гусеницами. В честь такого важного события жители г.Бостона построили памятник с надписью "Победителю гусениц".
Загадка:
Морозов не боится, живет среди людей
Зимующая птица, бесстрашный (воробей)
13. Физминутки
14. Работа по учебнику стр. 75
- Рассмотреть рисунки, назвать птиц. К какой группе можно отнести фламинго, лебедя?
15. Сообщение 4 группы.
Есть очень интересные группы птиц - залетные , пролетные. Дикие гуси. Лебеди, серая цапля в Кемеровской области останавливаются только на отдых во время весеннего перелета - их потому и называют пролетными. Самыми удивительными являются птицы, относящиеся к группе залетных. Это белый журавль, баклан. Черный гриф, пеликан и фламинго. Ученые пока не могут объяснить точные причины появления этих птиц в нашей области.
16. Чтение текста в учебнике стр. 76 " Кто обедал в птичьей столовой?"
- Какие птицы обедали в птичьей столовой? Как их описывает автор? Что положили в кормушку?
Е.Благинина "Морозы"
Морозы жестокие в этом году
Тревожно за яблоньку в нашем саду
Тревожно за Жучку, в ее конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.
IV. Стадия рефлексии. Составление синквейна.
Кто? Птицы.
Какие? Насекомоядные, всеядные.
Что делают? Летают, клюют, откладывают (яйца)
Птицы нуждаются в охране.
Друзья.