Цели урока:
- Познакомить с творчеством К.И. Чуковского.
- Знакомить со стихотворением К.И. Чуковского "Федорино горе".
- Воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.
- Формировать у детей навык выразительного чтения.
- Совершенствовать различные виды речевой деятельности.
- Развивать внимание, память.
Оборудование:
- выставка книг К.И. Чуковского,
- телефон - игрушка,
- портрет Чуковского,
- карточки с отрывками из произведений Чуковского и загадками,
- рисунок ковра-самолета,
- рисунки ушата, корыта, кочерги, кадушки,
- запись сказки "Федорино горе",
- фартук и косынка для Федоры,
- рисунки скалки, чашки, блюдца, утюга, кастрюли, самовара.
Литературоведческий анализ стихотворения:
- Жанр: эпическое стихотворение (есть сюжет).
- Тема: как от Федоры убежала посуда.
- Идея: ответственное отношение к труду.
- Персонажи: Федора, посуда.
- Композиция: завязка - 1 ч., развитие действия - 2, 3, 4, 5 ч., развязка - 6 ч.
- Сюжет: Федора запустила посуду, посуда ушла от Федоры, Федора изменилась, посуда вернулась.
- Язык: диалог, олицетворение, прием аллитерации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
2. Вступительная беседа.
1) Я приглашаю вас в гости к писателю, который сочинил чудесные сказки. (Раздается телефонный звонок с помощью игрушечного телефона).
Учитель:
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
Дети: Слон.
Учитель: Откуда?
Дети: От верблюда.
Учитель: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Учитель:
И такая дребедень
Целый день.
Динь-ди-лень, динь-ди-лень, динь-ди-лень.
Вы узнали сказку? Кто ее написал?
2) Открывается портрет Чуковского.
В небольшом поселке Переделкино, что под Москвой, есть веселый, обозначенный громадными разноцветными буквами терем - теремок. Местные жители называют его "дом дедушки Корнея".
Целый день здесь звенят детские голоса. И почти
все выходят отсюда с радостными лицами. Вы,
наверное, уже догадались, что это детская
библиотека. А построил ее на свои деньги К.И.
Чуковский. Конечно же, в библиотеке было много
книг Чуковского, некоторые из них вы видите на
выставке.
Ученик: А вы знаете, что Корней - не совсем имя
писателя. По-настоящему его звали Николай
Корнейчуков. Из своей фамилии он сделал имя и
фамилию, и получилось Корней Чуковский.
3. Повторение.
Вечером, когда в библиотеке никого не остается, оживают сказки. Узнайте, из каких произведений эти отрывки (читают ученики - на карточках).
"Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник,
И качает головой"."Но откуда ни возьмись
Маленький комарик
И в руке его горит
Маленький фонарик"."Приходите к нему лечится
И корова, и волчица
И жучок, и червячок
И медведица".
Молодцы! Вы знаете много произведений Чуковского, а сегодня мы познакомимся еще с некоторыми.
4. Подготовка к восприятию.
Поможет нам в этом сказочный транспорт. Какие виды сказочного транспорта вы знаете? Ковер-самолет, сапоги-скороходы, летучий корабль.
Перед вами ковер-самолет (рисунок). Скажем волшебные слова (прочитать на доске). "Ковер-самолет, возьми нас в полет!"
Быстро летит наш ковер-самолет. Под нами город, который называется Загадайка. Приземлимся ненадолго. Как вы думаете, почему он так называется?
Чуковский писал не только стихи, сказки, но и загадки. (Чтение учениками)
Вот иголки и булавки
Вылезают из под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят (еж).Хожу - брожу не по лесам,
А по усам по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа).Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня. (Крапива).Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник).
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием, а теперь садимся на ковер-самолет, говорим волшебные слова и отправляемся в город Чистюль.
Физминутка.
Это - правая рука,
Это - левая рука,
Справа - шумная дубрава.
Слева - быстрая река.
Обернулись мы и вот,
Стало все наоборот:Слева - шумная дубрава
Справа - быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука.
Мы в городе Чистюль. А в каких произведениях Чуковский учит быть опрятными, чистоплотными, аккуратными?
5. Знакомство с новым произведением.
Сегодня мы познакомимся со стихотворением Чуковского "Федорино горе".
1) Словарная работа.
Но в тексте нам встретятся слова, значение которых вам, возможно, непонятны. Прочитайте 1 слово. Кто знает, что это такое? (и т.д.)
Корыто, кочерга, кадушка, ушат.
- Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
- Кочерга - толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
- Кадушка - небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
- Ушат - небольшая кадка с ушами.
Покажите на рисунках эти предметы.
2) Первичное чтение.
Внимательно послушайте, и скажите, какое горе случилось с Федорой?
Звучит запись до слов "Не ходите, погодите, воротитеся домой!".
Далее чтение учителем до слов "Ой, горе Федоре, горе".
Чтение и инсценировка заранее подготовленными
учениками (У Федоры - фартук и косынка, у
остальных ребят - рисунки скалки, чашки, блюдца,
утюга, кастрюли и самовара).
Чтение учеником до слов " И тихую песню
поет".
Федора: "Ой, вы бедные сиротки мои, (инсценировка)
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"
Скалка: "Мне Федору жалко".
Чашка: "Ах, она бедняжка!"
Блюдца: "Надо бы вернуться!"
Утюги: "Мы Федоре не враги!"
Федора:
"Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!"
Кастрюля:
"Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!"
Чтение учеником.
Самовар:
"Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!"
3) Анализ содержания.
- Понравилась ли вам сказка?
- Какое же горе случилось с Федорой? Почему?
- Как заканчивается сказка?
- Почему история закончилась для Федоры благополучно?
Физминутка.
Мы дружно трудились, немного устали.
Быстро и дружно за партами встали.
Руки в стороны - помашем,
Это птицы к нам летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
4) Повторное чтение и анализ.
Прочитаем 1 часть.
- О чем же говорится в этой части? (бегство посуды).
- Чего испугалась коза? Чему она удивилась? Какие слова передают ее испуг?
- Перечитайте еще раз часть и постарайтесь передать голосом удивление, страх козы.
2 часть.
- С чем сравнивается кочерга? Почему она не идет, не бежит, а скачет?
- Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (не только потому, что будет нескладно, но и потому, что он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Как, например, бежит кастрюля? (убегает от неряхи, как от чудовища).
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
- Как нужно прочитать "дзинь-ля-ля"? Весело или грустно? (весело - бежать по улице, грустно - ведь не так уж весело убегать из дома).
- Прочитайте эти строчки так, чтобы показать, что блюдца быстро несутся, мчатся.
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
Теперь перечитайте эту часть и предайте голосом сутолоку, быстроту, стремительность движения.
6. Итог.
Наше путешествие не закончилось. На следующем уроке мы снова вернемся в город Чистюль и продолжим работать над стихотворением "Федорино горе".