Рождественский обряд–коляда "Мы добрым солнышком согреты"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока.

Обучающие:

  • познакомить учащихся со старинным рождественским и святочным крестьянским обрядом - коляда;
  • научить грамотно применять в практической работе художественные выразительные средства (цвет, тон, величина, ритм, статика, динамика, симметрия, асимметрия, пластика, организация композиции).
  • учить понимать и чувствовать произведения искусства.

Развивающие:

  • развить навыки художественно-творческой деятельности, креативного мышления и образного воображения;
  • углубить знания о технических приёмах создания композиции из бумаги;
  • расширить кругозор и привить хороший вкус.

Воспитывающие:

  • осмысление учащимися значимости культурного наследия и бережного отношения к культурным традициям;
  • аккуратное обращение с материалами и инструментами;
  • воспитание чувство прекрасного.

Форма проведения: урок-праздник.

Место урока в учебном плане: канун Нового года и Рождества.

Виды деятельности: знакомство с выставкой работ учащихся, чтение, пение, прослушивание музыкально-поэтической композиции, практическая работа (создание оберега), оценка работ, заполнение анкеты.

Оборудование урока: компьютер, магнитофон, музыкальные произведения, презентация по декоративно-прикладному искусству, репродукции, классная доска, столы и ширма для выставки работ.

Оформление кабинета: просторное светлое помещение, где организована выставка детских работ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству; мебель располагается по периметру помещения, дети сидят лицом друг к другу и к учителю.

Материалы для детей: белая бумага (основа) - А5; цветная самоклеящаяся бумага - синяя, белая, желтая; карандаш, линейка, ножницы, дырокол; инструкция поэтапного выполнения задания; салфетка для рук.

Экспозиция урока.

Дети-зазывалы в народных костюмах приглашают на праздник и выставку детских работ "Мы добрым солнышком согреты". Просмотр выставочных работ 5 минут.

План урока

Оргмомент: сообщение учителем темы и плана урока 1 мин.

Диалог-беседа по теме урока 7 мин.

Темы для беседы:

  1. Оберег
  2. Рождество
  3. Коляда
  4. Колядки
  5. Святки
  6. Символика цвета

Физкультминутка (разминка для рук в стихотворном сопровождении) 2 мин.

Самостоятельная работа: составление из цветной бумаги открытки-оберега 20 мин.

Выставка выполненных работ учащихся, обсуждение, поощрение. 3 мин.

Музыкально-поэтическая постановка:

"Приходила Коляда накануне Рождества" 4 мин.

"Сладкая пауза" (угощение блинами) 2 мин.

Подведение итогов урока: что узнали нового, что особенно понравилось и запомнилось, кому хочется сделать подарок 2 мин.

Обобщение учителем. Мини-анкета 4 мин.

В начале и по ходу урока периодически звучит музыка и народные песни.

Ход урока

Звучит русская народная песня "Коробейники".

Дети-зазывалы в русских нарядах приветствуют и приглашают на урок, выставку в кабинет. Идет знакомство с творческими работами учащихся, после чего учитель предлагает детям занять свои места.

На фоне тихо звучащей музыки учитель читает стихотворение Портнягиной О. "Маленькая страна" (приложение 1), посвященное детям, занимающимся изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

                Маленькая страна
                Портнягина Ольга
В той маленькой стране цветы, деревья, птицы.
Живут там мастера и чудо мастерицы.
Они всегда несут добро, тепло и свет.
Всем людям на земле на сотни тысяч лет.
Природу, воспевая, жизни ход,
Они боготворят леса, поля и синий небосвод.
Творенья эти удивляют нас своей фантазией,
теплом, гармонией, искрящимся добром.
Там весело живут все звери, люди, птицы,
Поющие ветра, речушек вереницы,
Цветущие луга, снежинок хоровод.
Пусть повторится всё и каждый год.
"Вновь за окошком снег и ветер.
В доме сижу одна".
Верю в тебя моё спасенье - маленькая страна.

Учитель сообщает тему, содержание урока и вид практической работы: открытка-оберег, аппликация с элементами дизайна.

Представляет гостей и участников урока.

Идет демонстрация репродукций, фотографий, слайдов по теме урока, учитель ведет диалог, создавая доверительную атмосферу и эмоциональный настрой учащихся. В ходе беседы ученикам задаются краткие вопросы или задания для активизации познавательной и практической деятельности на уроке. Предлагается ответить на вопросы: видели ли они узоры, похожие на славянские, на улицах города, дома, в школе?

Рассматривая вместе с учащимися узоры на различных предметах (мебели, утвари, игрушках, одежде) и строениях в презентации по декоративно-прикладному искусству (Приложение 2) и славянские символы, учитель обращает внимание детей на то, как часто встречаются знаки солнца и огня, потому что именно они у славян были основным оберегающим символом.

Расширение лексического запаса учащихся. Пояснения учителя.

Оберег - предмет, который оберегает, приносит счастье и удачу.

Оберегающие предметы готовились тщательно, аккуратно, с любовью и дарили их к праздникам. Учитель предлагает учащимся познакомиться с одним из главных христианских праздников.

Рождество, наряду с Новым годом, является одним из самых любимых праздников многих народов и одним из главных среди христианских.

В России Рождество отмечается 7 января, а в Европе - 25 декабря. Это праздник традиционно семейный, который следует отмечать в кругу близких людей. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Люди загадывают самые заветные желания и просят у Господа помочь их осуществить.

С давних времен Рождество считалось временем сказок и добрых духов, праздником Света, Добра, Любви. Рождественские дни полны небывалого волшебства, все ждут какого-то чуда.

Учитель знакомит учащихся с терминами: святки, коляда, колядовать, колядки [1].

Коляда - старинный рождественский и святочный крестьянский обряд-хождение по домам с поздравлениями и песнями, с получением угощения; песня, исполняемая во время такого обряда.

Коляда - цикл народных рождественских праздников, рождественская величальная песня, затем само славленье, самый обход с такими песнями - колядованье. Коляда - вечер накануне Рождества.

Колядовать - на Рождество, на святки, на Новый год: ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги. Колядуют по дворам, под окнами, [2].

Колядки (от лат. Calendae - первый день каждого месяца), обрядовые песни у славян с пожеланиями богатства, здоровья и пр. Исполнялись на Рождество.

Святки начинались с Рождества Христова и продолжались до Крещения. По народной традиции святки сопровождались гаданием, пением, переодеванием и плясками.

Русские колядки отличаются серьезностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, в зависимости от возраста, пола, и состояния тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак.

Люди задолго готовили подарки к празднику. Сегодня и мы с вами будем заниматься созданием открытки-оберега.

В славянской культуре существует не только символика формы, но и символика цвета.

Цвет играет очень важную роль и в нашей жизни. На протяжении многих веков люди искали связь между предметами и цветом. Со временем желтый и красный цвета, означающие солн-це, огонь стали называть "теплыми"; небо, воздух, лед - голубые, синие цвета стали "холодными".

Для выполнения открытки выбираем белый цвет, желтый (теплый) и синий (холодный) цвета.

Белый - символизирует космос, вселенную, это символ чистоты и совершенства.

Он оказывает очищающее влияние на энергетику человека. Связь белого цвета с солнечным светом и теплом делают его символом праздника, радости, всего положительного. Поэтому он передает удачу, дружбу, победу добра над злом и приход весны.

Синий - цвет небесного купола, символ вечности Бога и бессмертия человека.

Этот цвет в культуре многих народов мира связан с мистикой. Маги, волшебники облачались в одежды синих и голубых тонов. На Востоке ярко-голубой считался оберегом от черной магии. Но и славянские талисманы синего цвета, по преданию, также спасали от дурного глаза. Синий колер защищал от злых духов и дурных людей, отпугивал хищников. В живой природе синий цвет - редкость. В христианстве голубой и синий цвета символизируют Небеса, небесную любовь, искренность, благоразумие и набожность, непостижимые тайны и божественную истину, веру и верность.

Желтый - это цвет Солнца, символ богатства. Желтый цвет поднимает настроение, помогает избавиться от депрессии.

Красный символизирует божественность и верховную власть, энергию солнца и огня; изобилие, власть и величие.

В славянской мифологии красный не только цвет праздника, любви, жизни, но и смерти. Красному издавна приписываются недюжинные магические способности. Считается, что он защищает от сглаза и колдовства, охраняет от злых сил, болезней и несчастий. От всех этих напастей помогают красные нити и узелки, пасхальные яйца, красные ткани, кораллы, красные цветы, ягоды и растения.

Психологическое воздействие цвета во многом объясняется закономерностью смены цветов в природе, символизирующей жизнь.

Учитель напоминает учащимся значение слова аппликация.

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков материала; изображение, узор, созданный таким способом [1].

Перед началом практической работы учитель предлагает провести физкультминут-ку (разминка для рук в стихотворном сопровождении) "Жили-были у меня" (приложение 3):

Жили-были у меня
Маленькие крошки,
Маленькие крошки
Пальчики, ладошки.
Повстречались крошки
На лесной дорожке,
Хлопнули в ладошки
Озорные крошки.
Топнули их ножки,
Заострились рожки,
И давай толкаться,
И давай бодаться.
Прекратите драться
Маленькие крошки,
Уберите рожки,
Успокойте ножки.
Посмотри в окошко
Забияка крошка,
Солнышко уж встало,
Всем теплее стало.
Беляева Е.И.

Далее учитель демонстрирует на экране монитора таблицу этапов выполнения, просит учеников обратиться к памятке-инструкции и поясняет, что открытка может быть выполнена как симметрично, так и ассиметрично и предоставляет детям возможность проявить самостоятельность в выборе композиции. При этом дети должны применить ранее полученные навыки и знания (сминание, скручивание бумаги, изгибание, сгибание и гофрирование, разрезание и разрывание). Педагог знакомит с особенностями работы с самоклеющейся бумагой.

Затем учитель предлагает посмотреть примеры детских работ, выполненных из бумаги, смотри презентацию (Приложение 2).

Дети приступают к выполнению задания. По ходу практической работы учитель консультирует каждого ученика и помогает, если в этом есть необходимость. Поощряет инициативу и самостоятельность. Во время выполнения практической работы тихо звучат лирические песни.

Когда практическая работа подходит к концу, в кабинете появляются колядовщики, и начинается музыкально-поэтическая постановка (Приложение 4), [2,4,5,6].

Колядовщики:

Сеем, веем, рассеваем,
С годом Новым поздравляем!
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка,
На поле копнами,
На столе пирогами.
Сеем, веем, рассеваем,
Овсом и рожью,
Милостью божьею,
На крутой творожок,
Пастушку пирожок.
Мы ходили, мы гуляли,
По святой Руси.
Поздравляли, величали,
Добра, счастья всем желали.

Учитель:

А вот и гости с колядками
К нам пожаловали!

Колядовщики:

Спасибо этому дому,
Пойдем к другому.

Девочки в народных костюмах поздравляют всех с Новым годом и Рождеством.

По старинному обычаю хозяин с хозяйкой должны подать угощение. Поэтому учитель и его помощники - дети угощают всех блинами, благодарят за добрые пожелания и приговаривают:

Да попели вы на славу,
На потеху, на забаву.
Получите-ка блинок
Красна солнышка видок.

Учитель:

На славу пославили, колядовщики!
Ждите и нас в гости!

Колядовщики уходят. Музыка стихает.

Учитель предлагает вспомнить тему урока и ответить на вопросы:

  • какую форму и цвет имеет блин?
  • какому он соответствует символу в таблице?
  • какому узору таблицы соответствует его форма и узор на открытке-береге?

За 6 минут до конца урока педагог подводит итоги: что узнали нового, что особенно понравилось и запомнилось, кому хочется сделать подарок.

Проводит фронтальный опрос по основным понятиям, затронутым в ходе урока (коляда, оберег, колядки, аппликация и др.).

Готовые работы учащихся выставляются для просмотра, учитель предлагает ученикам принять участие в обсуждении. Дети активно участвуют в сравнении, находя различия в двух рядом расположенных работах.

Для обобщения пройденного материала по теме и выявления уровня знаний учитель просит учащихся отметить наиболее интересные моменты урока и просит заполнить мини-анкету (Приложение 5). После чего обращается к учащимся:

Да, весело было на Руси в такие морозные деньки!

Умел русский народ работать, умел и отдыхать.

Подошел к концу и наш урок.

Учитель благодарит всех участников урока-праздника и прощается с детьми. Звучит народная песни "Москва златоглавая".

Литература:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002 (2CD).
  2. Васильченко Л.П. Природа славян. - Томск: Изд. дом "Курсив", 2002.
  3. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 кл., под ред. Неменского Б.М., - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001.
  4. Панкеев И. Русские праздники. - М.: Яуза, 1998.
  5. Панкеев И. Русские народные игры. - М.: Яуза, 1998
  6. Панкеев И. Полная энциклопедия быта русского народа. Том 1, Том 2, М.: изд. Олма-Пресс, 1998.

Музыка:

  1. "Коробейники", русская народная песня
  2. "Деревенская дорога", А. Костюк, В Степанов
  3. "Не жалею, не зову, не плачу", Г. Пономаренко, С. Есенин
  4. "Тэче вада в ярок", белорусская народная песня
  5. "Костры горят далеко", Б. Мокроусов, И. Шамов
  6. "Москва златоглавая", русская народная песня