Цель урока: знакомство со случаями пунктуационного оформления предложений с прямой речью перед словами автора.
Задачи:
-
обучающая: усвоить тонкости
расстановки знаков препинания в зависимости от
характера предложений в прямой речи;
развивающая: развивать
пунктуационные навыки;
воспитывающая: воспитывать
положительные морально-волевые качества
ребенка: инициативность, самостоятельность.
Оборудование:
- словарные слова: "телефон", "телевизор", "телеграмма";
- таблица со схемами предложений с прямой речью.
Ход урока
I. Постановка темы урока.
- Продолжаем работать с предложениями с прямой речью. Рассмотрим, где в предложении могут находиться слова автора и прямая речь.
2. Орфографическая минутка.
Комментированная запись слов с выделением орфограмм.
Честный, светить, солнце, вредитель, шкаф, выгонял, ранний.
-Соедини буквы, являющиеся орфограммами.
-Прочитай, какое получилось слово? (Телефон)
3. Словарная работа.
а)- Проговорим это слово.
- Какую особенность написания этого слова можно отметить (В слове "телефон" две непроизносимые гласные - е).
- Запишите слово в тетради.
б)- Что такое "телефон"? (Телефон - это аппарат).
- В каких целях он используется людьми? (Телефон используется для разговора людей на расстоянии).
Краткая информации об изобретении телефона и образовании этого слова. Отвечают заранее подготовленные ученики.
- Многие специалисты предпринимали попытку сделать устройство для разговора на расстоянии. Удалось это американскому ученому Александру Беллу. В 1876 году он изобрел первый телефон для практического использования.
- Слово "телефон" образовалось от греческого "теле" - вдаль, далеко; "фон" - звук.
- Назовите слова, с частью "теле", обозначающие предметы, которые могут что-то передавать на расстоянии. (Телевизор, телеграмма, телеграф, телескоп, телетайп).
в) Дежурный каждого ряда выбирает карточку с записанным на ней словом: телефон, телевизор, телеграмма, телескоп.
Задание: составить с данным словом предложение, записать в тетрадь.
Проверка: зачитайте свое предложение. (В телескоп видны дальние звезды. По телевизору передавали программу передач на завтра. Громко и настойчиво зазвенел в тишине телеграф. Я отправился на телеграф, и в мое родное село полетело срочная телеграмма. В субботу нам пришла телеграмма из Одессы.)
г)- Вы часто разговариваете по телефону?
- Много ли времени занимает ваш разговор?
- Как вы считаете, этично ли это? Почему? (На разговоры тратится время).
-Давайте попробуем сейчас воспроизвести телефонный разговор между друзьями.
К доске выходят два ученика, берут трубки телефонов.
(Примерный текст разговора:
- Здравствуй, Дима!
- Привет, Данил.
- Дима, ты выйдешь гулять?
- Я сейчас иду на занятия по английскому языку. Освобожусь через час.
- Давай встретимся через час во дворе?
- Хорошо.)
4. Актуализация знаний учащихся.
Теоретический тренинг.
- Можно ли из данного разговора составить предложение с прямой речью? (Да, можно).
- Вспомните, из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Состоит из слов автора и прямой речи).
- Что показывают слова автора? (Слова автора показывают, кому принадлежит речь).
- В чем особенность прямой речи? (Прямая речь передает дословно то, что было сказано).
- Чего не хватает для составления предложения с прямой речью в данной ситуации, в разговоре мальчиков? (Не хватает слов автора).
- Кто сможет составить предложение с прямой речью? (Дима спросил: "Ты пойдешь гулять?").
- Покажите на таблице схему, которая соответствует этому предложению. (А: "П?")
- В чем особенность знаков препинания? (Прямая речь заключается в кавычки, между прямой речью и словами автора ставится двоеточие).
5. Работа над новой темой.
Запись предложения на доске учеником.
Дима спросил: "Ты пойдешь гулять?"
- Можно ли прямую речь и слова автора поменять местами?
- Попробуйте?
Запись предложения на доске учеником.
"Ты пойдешь гулять?" - спросил Дима.
- Какое предложение по цели высказывания? (По цели высказывания это вопросительное предложение).
- Понаблюдаем: что изменилось в зависимости от последовательности слов автора и прямой речи.
-Изменился ли смысл предложения? (Нет).
- Изменилась ли интонация? (Если слова автора стоят после прямой речи, то они произносятся несколько убыстренно и с небольшим понижением голоса).
- Покажите на таблице схему, которая соответствует данному предложению. ("П?" - а.)
Опираясь на данную схему, сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложении, где прямая речь стоит перед словами автора.
Вывод: После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или восклицательный знак, или вопросительный знак, после любого из этих знаков - тире. Слова автора в этом случае пишутся с маленькой буквы.
6. Первичное закрепление.
Чтение правила с.60.
Групповая работа
Каждой группе детей даются карточки с заданием.
Задание для 1 группы.
Замени в предложениях последовательность слов автора и прямой речи.
Волк видит: коза пасется на высокой каменной горе. Он ей и говорит: "Спускайся вниз. На сладкой траве попасешься". А козочка в ответ: "Не за тем ты, волк, меня зовешь. Ты не о моем, а о своем корме заботишься".
- Кто оказался умнее?
Задание для 2 группы.
Поставьте недостающие знаки препинания, подчеркните ошибкоопасные места.
Раз ты волк, так ты не трусь!
Закричал на волка гусь.
Чайник в комнате запел
Я готов! Я закипел!
Пей горячий чай,
Чайник выключай!
Говорит сердито братцу
Света, старшая сестра:
Подрастешь, не вздумай драться,
Например, как мы вчера!
Мне б учительницей стать!
Думает узбечка.
Задание для 3 группы.
Допишите предложения, вторую часть представьте в виде слов автора.
Может ли акула напасть на человека:
Бывали ли вы в сосновом бору:
Упрямого ничем не убедишь:
Вывод: Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью, если прямая речь стоит перед словами автора?
7. Закрепление.
С.60., упр.92 - самостоятельное выполнение.
8. Итог урока
- Какие новые знания вы получили на уроке?
- Чем будут полезны вам эти знания?