Программные задачи:
Учить придумывать и пересказывать сказку
последовательно, эмоционально, логично,
пользуясь картинками - символами.
Материал к занятию: дидактическая игра " Мои любимые сказки", цветок "Ромашка", сборник сказок "Как лиса училась летать" (издательство "Малыш", 1974 год. Аудиозапись "Времена года" П.И.Чайковского, разрезные картинки, разноцветная крупа, шаблоны с цветами, карточки-помощники.
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные дары (предметы) вы хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).
Для чего они вам ? Где могут творить чудеса люди, предметы? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой?
-Тогда садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок.
1,2,3 взлетаем, глазки закрываем (летим мимо белых пушистых облаков, а под ними большие сини горы, приземлились)
Встречает сказочница:
-Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Знаете ли вы русские сказки? Назовите сказки какие вы знаете. А теперь скажите, какие это сказки? (русские народные) Как вы думаете, почему их называют русскими народными? (потому что их сочинил русский народ).
Вот и сегодня мы встретимся со старыми добрыми сказками.
Первое задание:
-Ребята, злой волшебник рассердился на меня и разорвал сказку на части:
"В волшебных конвертах части возьмем.
Их сложим в картинку и части найдем". (карточки разрезные)
-Какая это сказка? (Гуси-Лебеди)
-Как ты догадался, что это сказка "Гуси-лебеди"
-Как бы ты спасла братца?
Второе задание:
Заходят в лес и видят на дереве листы, а на них непонятные фигуры.
За черными силуэтами спрятаны заколдованные персонажи сказок.
-Эта сказка расколдуется тогда, когда (имя) ответит на вопрос:
Ты потерялся в лесу, какие предметы тебе помогут в этой ситуации (" Маша и медведь")
-Эта сказка расколдуется тогда, когда (имя) расскажет какая беда произошла из-за непослушания. ("Кот, лиса и петух")
-А эта сказка расколдуется тогда, когда вы скажите "За кого вы радуетесь в сказке, а кому сочувствуете?" ("Морозко")
-Молодцы ребята! Сказки вы расколдовали, пошли дальше.
Третье задание:
-Что это аллея? Да, вот цветы там не алеют. Ребята, надо цветы оживить.
Дети выкладывают из крупы цветы, используя шаблоны, далее все ставится.
-Какая красивая аллея у вас получилась!
Четвертое задание:
-Пошли дальше, чтобы дорога показалась нам интересной и нескучной поиграем в игру "Ромашка" (отрываем лепестки и выполняем задания)
- Где спрятался седьмой козленок? (под печкой)
- Где баба взяла муку на колобок? (наскребла по сусекам)
- Какие волшебные вещи есть в сказках? (топор, клубок, дубинка, дудочка и т.д)
- В какой сказке "сидит в корзинке девочка у мишки за спиной" ("Маша и медведь")
- В каких сказках живет Баба Яга ("Гуси-лебеди", "Царевна- лягушка")
- "Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца" ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка") - Из какой сказки эти слова "Ложись спать. Утро вечера мудренее."
Пятое задание:
-Вот и сказочная дорожке только пройти по ней мы можем тогда, когда сочиним новую сказку про животных. А поможет нам в этом этот сборник сказок. Я буду задавать вопросы, а вы покажите мне любое слово, оно будет ответом на эти вопросы.
Сочинение сказки идет в быстром темпе. Воспитатель записывает.
Сказочница. Жил - был кто?..
(1-й ребенок пальчиком указывает наугад слово "лисичка- сестричка". Воспитатель вслух произносит его.)
1-й ребенок (повторяет всю фразу целиком). Жила- была Лисичка- сестричка.
Сказочница. Какая она была, какое добро умела делать? (слово "угощение")
2-й ребенок. Она была добрая и красивая. Она любила всех зверей угощать.
Сказочница. Кого злого она встретила? (слово "коза")
3-й ребенок. Она встретила злую козу.
Сказочница. Какое зло она умела делать? ("Избушка")
4-й ребенок. Она всех обижала, бодала своими рогами, а добрую лисичку выгнала из ее избушки и сама стала там жить.
Сказочница. Был у нашей лисички друг. Кто это? ("Мышка - погрызуха")
5-й ребенок. У лисички была подруга мышка - погрызуха.
Сказочница. Какая она была, что умела делать? ("ловить")
6-й ребенок. Она всегда помогала лисичке, даже ловила для нее и других гостей рыбу.
Сказочница. Как мышка помогла доброй лисичке? ("обманывать") Она решила обмануть козу. Что она придумала?
7-й ребенок. Она прогрызла дырочку, забралась в дом, включила магнитофон, где медведь ревел. Коза испугалась и убежала.
1-й ребенок. Мышка позвала других зверей: белку, ежика, зайца. Они вместе позвали козу играть в салки. А потом все подружились.
Сказочница. Как обычно заканчиваются сказки?
Дети. Все звери устроили пир на весь мир.
Сказочница. Как бы вы назвали эту сказку?
Дети. "Лисичка- сестричка", "Коза - злые глаза", "Лиса, мышка и коза"
Сказочница. Попробуем рассказать всю сказку целиком, а я в книгу сказок буду записывать каждое словечко. Помогут вам карточки-помощники (пересказ по цепочке)
Теперь мы с вами можем пройти по сказочной дорожке.
-Ребята, мне очень приятно, что вы такие смелые, находчивые, знаете много сказок. Я бы хотела вас поблагодарить за помощь. В знак благодарности хочу вам подарить настольный театр "Морозко".
Вам пора возвращаться в группу (дети садятся на "ковер-самолет" 1, 2, 3 взлетаем, глазки закрываем, приземлились)
Воспитатель. Вам понравилось путешествие? А вот ребята из соседней группы не были в таком путешествии. Давайте пойдем к ним и расскажем.
Литература:
- Л. Е.Белоусова "Удивительные истории", Санкт-Петербург "Детство-пресс" 2003 год.
- Л.Б. Фесюкова "Воспитание сказкой",Харьков "Фолио" 1997 год.