Цель: привитие любви к литературному творчеству.
Задачи:
- Обобщить знания учащихся о сказах уральских писателей и сказок народов Урала.
- Развитие творческого потенциала учащихся.
- Привитие любви к своей малой родине, к его литературному творчеству.
Оборудование: кукольный театр, выставка рисунков, выставка поделок, презентации, герои сказок, таблички, предметы из сказок.
Ход занятия
Организационный момент . Слово учителя.
"Заветный край России
Земля легенд и сказок старины.
Живая музыка нас заворожит.
О, песня, о душа народа.
Мы с детских лет
Всем сердцем влюблены,
О, сказка, пой,
О жизни нашего народа."
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительному краю, воспетому поэтами и писателями в своих произведениях.
По Среднему Уралу.
"Там леса густые
Много тайн хранят
Есть в них клады золотые
Люди говорят.
Вспомним сказы:
Их героев:
Талантливых умельцев -
Уральских мастеров."
А сейчас заглянем в сказку:
- Кто ее герой?
- Кто писатель этой сказки, иль народ какой?
Кукольный спектакль учащимися театральной студии.
1) Показ отрывка из башкирской сказки "Лиса- сирота"
Вопросы к учащимся
- Кто знает название этой сказки?
- Кто автор или какой народ написал эту сказку?
Откройте страницу 163 книги " Хрестоматия по литературе Урала для начальных классов".
За ответы учащиеся получают жетоны.
2) Показ отрывка башкирской сказки "Лиса и петух"
- Назовите название сказки? Кто автор?
- Кто главный герой этой сказки?
- Какими чертами наделена лиса в этих сказках?
- Как вы думаете в сказках какого народа(русского или башкирского) лиса хитрее?
- Докажите свое мнение?
- Понравилась ли вам жизнь зверей описанная в сказках?
- Какие еще сказки народов Урала вы читали?
За ответы учащиеся получают жетоны.
Вывод: О чем пишет уральский народ в своих сказках?
Расставьте героев сказок на панно.
3. Игра - викторина по сказам П.П.Бажова. (Приложение 1)
Сказительница.
"Здравствуйте, люди добрые , гости важные, заморские!. А не потешить ли вас сказочкой? Так слушайте.
В некотором царстве, в недалеком государстве, в области Свердловской, в Алапаевском районе, поселке Асбестовском жили - были милые детки. Учились , то они в учреждении общеобразовательном да классах то начальных. Учились и не шатко и не валко, и не через пень колоду, а учились- не тужили , и уму разуму набирались. Но не очень то они дружили с "Художественной литературой Урала"".
Группа учеников (заранее приготовленные ответы- 3 человека)
-А чего с ней дружить-то?
-Чего в ней интересного - то?
-Писатели какие-то сказы, да сказки пишут?
-Ладно бы, что еще интересно было , а то лиса , да волк, камни да чаши?
-И вообще то ли дело - ковбои, жвачки, черепашки Нинзя, Шварценеггер - красота!
-Да еще Людмила Васильевна привязалась к нам : читайте говорит, уральских писателей, изучайте сказы - ведь это наша история, а то невеждами будете!
-Лучше пойдемте к Наталье Валентиновне поиграем.
Сказительница
Вот такие наши удальцы. Играть пошли - и проблемам конец.
И вот что произошло.
Инсценирование сказки (настольно-драматический мини - театр учащимися 2 класса).
Сказ П.П.Бажова "Огневушка - поскакушка"
"Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше.
Давно всем спать пора, да разговор занятный пришелся.
В артелке, видишь, один старик был. С молодых годов он из земли золотую крупку выбирал. Мало ли каких случаев у него не бывало. Он и рассказывал, а старатели слушали.
Отец уж сколько раз говорил сынишке:
-Ложился бы ты, Тюньша, спать!
Парнишечку охота послушать.
-Погоди тятенька! Я маленечко еще посижу.
Ну вот.. Кончил дедко рассказ. На месте костерка одни угольки остались, а старатели все сидят да на одни угольки глядят.
Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже с голуба.
Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом - видно, ей тесно стало - пошире пошла. Круг даст и опять подрастет, потом и вовсе за людей вышла и опять ровненько закружилась, а сама уж ростом с мальчонку. У большой сосны остановилась, топнула ножкой, зубенками блеснула, платочком махнула, как свистнула:
-Фи-т-ть! Й-ю-ю-у:"
В класс входит ученик в костюме Коковани:
- Ребята отгадайте о ком это сказано?
"Поглядела девчоночка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. И так легко у ней да ловко выходит, что и сказать нельзя".
В класс входит ученица в костюме Хозяйки Медной горы.
Дело у меня к вам очень важное. Услышала я в своем подземном царстве, что есть ученики, которые не хотят дружить с литературой. Удивилась я очень этому: как же так можно книги не любить? Книга же лучший наш друг. А писателей и их произведения о своем крае нужно знать и любить. И решила я с вами заглянуть в самые сокровенные уголки нашей малой родины.
Сказительница.
"Хозяйка медной горы палочкой взмахнула,
"До свидания" не сказала,
Время вспять повернула,
Ребят в старину с собой услала".
Хозяйки Медной горы
-Я зачитаю вам отрывок из сказа, а вы будьте внимательны, вспомните из какого этот отрывок сказа и кто автор?
Кокованя:
- И я посмотрю как вы , ребята знаете сказы ?
За верный ответ я вам вручу жетон.
Конкурс "Угадай героя сказа"
Небольшого росту девка, И сама вся статная, И коса ее чернява, Да такая ладная. Платье цвета малахита, В косе ленты красные, Глаза , словно изумруды, Волшебные, ясные. (Медной горы хозяйка) |
Махонька девчонка- Сама вроде кукленочка- Резвехонько так пляшет, В руке платочком машет. (Огневушка-поскакушка) |
Сироткой рос мальчишечка: Голубеньки глазенки, Волосики кудрявеньки, А сам, наверно, в маменьку. У мастера Прокопьича Малахитову делу обучался И с самой Хозяйкой Медной, Говорят в народе знался. (Данило мастер) |
Козел тот особенный был: Правой ножкой о камешки бил, В каком месте топнет- Камень дорогой появится. Даренка все смотрит, удивляется: Издалека - то его не разглядишь И не разберешь, а близко к нему, Как ни старайся, не подойдешь. (Серебряное копытце) |
В класс входит ученик в костюме Данило - мастер
Данило - мастер: Я у Хозяйки Медной горы короб с собой прихватил. Этот короб не простой - в нем принес я сказы.
Конкурс "Угадай владельца"
- Кто хозяин следующих предметов, из каких они сказов?
Предметы | Ответ |
1. Малахитовая шкатулка | (Танюшка. "Малахитовая шкатулка") |
2. Платочек с голуба | (Огневушка - поскакушка "Огневушка - поскакушка") |
3.Кошка Муренка | (Даренка. "Серебряное копытце") |
4. Ящерка | (Медной горы Хозяйка. "Медной горы Хозяйка") |
5. Серебряное копытце | (Дед Кокованя . "Серебряное копытце") |
6. Каменный цветок | (Данило "Каменный цветок") |
Вот такие они Бажовские сказы. "Худому познакомиться с ними в пользу будет, да и доброму не помехой послужат"
Хозяйка Медной горы.
Будучи моим учеником, Данило - мастер выточил два каменных цветка. Цветы эти не простые были: листья, стебли, лепестки цветов разнимались, а из образовавшихся частей цветка можно было сложить пластинки в виде круга.
И у вас я смотрю, есть выставка моих цветов, поделок , рисунков . Вижу , что вы читали сказы П.П.Бажова.
(Выставка детских работ)
Я пришла к вам с не пустыми руками, а принесла с собой корзину с отрывками сказов П.П.Бажова.
Сейчас мы проведем Конкурс "Сказы начинаются : А как они называются"
Учащимся раздаются отрывки из сказов П.П. Бажова
"Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где- то. День праздничный был, и жарко - страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит - руду добывали, лазоревку тоже." ("Медной горы Хозяйка")
"У Настасьи , Степановой - то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собрался" ("Малахитовая шкатулка")
"Катя, - Данилова - то невеста, - незамужницей осталась. Года два либо три прошло, как Данило потерялся,- она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать - то годов, по - нашему, по- заводскому, перестарок считается. Парин таких редко сватают, вдовцы больше." ("Горный мастер")
"Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших , а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой звали." ("Огневушка - поскакушка")
"Росло в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству: Ланко Пужанко и Лейко Шапочка. Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею. Меж собой эти ребята дружно жили". ("Голубая змейка")
"был еще на руднике такой случай.
В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок , а у него , глядишь, какой - нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него - кому любо."
("Таюткино зеркальце")
За верный ответ вы получаете жетон.
Библиотекарь: Ребята, сейчас мы с вами заглянем в книжное хранилище, познакомимся с произведениями П.П.Бажова. "Выставке книг"
Просмотр Презентации - рекламного ролика "П.П.Бажов" (Приложение 2)
Чтение биографии П.П.Бажова из книги "Хрестоматия :" стр.328
- Где можно узнать более подробно биографию писателя?
- В каком году родился П.П.Бажов?
- В каком городе он родился?
- Был ли псевдоним у П.П.Бажова?
На доске вывешиваются таблички с ответами на вопросы.
- Как вы думаете, писал ли П.П.Бажов стихи?
Чтение учащимся стихотворения "Родина"
Пересказ сказа "Серебряное копытце". Презентация.(Приложение 3)
В произведениях П.П.Бажова очень много слов, смысл которых нам очень трудно понять.
Почему?
-Как нам быть в этом случае?
Давайте обратимся к толковому словарю.
Найдите значение слов: перестарок, робили, ротча и т.д.
4. Заключение. Блиц опрос.
Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего?(Данило - мастер, Медной горы Хозяйка.)
Назовите отчество Степана из сказа "Медной горы Хозяйка"? (Петрович)
Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйка? (не то красные, не то зеленые)
Как звали жену Степана? (Настасья)
Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу?(Прокопьич)
На каком музыкальном инструменте играл Данило , когда был мальчиком? (рожок)
Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа "Синюшкин колодец"? (одно беленькое, одно черненькое, одно рыженькое)
Какой камень воспевал П.П.Бажов?(малахит)
Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки? (Танюшка)
Как называли козла, который камешки драгоценные ножкой выбивал? (серебряное копытце)
5. Подведение итогов
-Сосчитайте количество жетонов , которые вы получили за правильный ответ.
-Оцените вашу деятельность на уроке.
Молодцы. Спасибо за урок.
"В школу все должны ходить
И уроки все учить,
Интересной жизнью жить,
А Родину свою - любить."
И мне бы хотелось закончить наш урок пословицей: "Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок"