Задачи: сформировать у учащихся понятие о чистом веществе и смеси веществ; раскрыть значение смесей в жизни человека и в природе; познакомить со способами разделения смесей, формировать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Планируемые результаты: знать: понятия "чистое вещество", "смесь"; способы разделения смесей; уметь: различать чистое вещество и смесь; работать с лабораторным оборудованием; освоить простейшие способы очистки веществ; применять полученные навыки и умения по очистке веществ в быту; делать выводы на основе результатов эксперимента.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: рассказ учителя, тестирование, беседа, демонстрация опыта, самостоятельная работа в группах по разноуровневым заданиям, лабораторная работа, составление обобщающей схемы, сообщения учащихся, выполнение упражнений.
Оборудование: бланки с тестом, бланки для самостоятельной работы. Оборудование для самостоятельной работы:
Вариант - I: стакан со смесью древесных, медных и железных опилок, магнит, 2 чистых стакана; инструкция к опыту, штатив с кольцом.
Вариант - II: стакан со смесью песка и подкрашенной водой, 2 фильтра, стакан с активированным углем, стеклянная палочка, воронка, 2 чистых стакана, инструкция к опыту, штатив с кольцом.
Вариант -III: магнит, стакан с водой, 2 листа бумаги, шпатель, инструкция.
Ход урока
I. Организация учащихся.
II. Актуализация знании.
Учитель. Многие вещества в природе состоят из молекул. Каждое конкретное вещество состоит только из собственных ему молекул: вода -из молекул воды, озон - из молекул озона. Молекулы различаются по форме, размеру и, в свою очередь, состоят из атомов. Общее название для всех атомов с одинаковым строением - элемент. Главное свойство атомов разных элементов - способность соединяться в молекулы разных веществ - соединений.
Каждое соединение имеет своё строение: решётку. Между типом решётки, видом химической связи и свойствами веществ существует взаимосвязь.
Задание (тест). Определите, о какой кристаллической решётке идёт речь:
- В узлах решётки находятся ионы
- Между частицами данной решётки существуют очень слабые силы межмолекулярного взаимодействия.
- В узлах решётки находятся и атомы, и ионы.
- Вещества обладают высокой твёрдостью и точностью.
- Вещества имеют ионную связь.
- В узлах решётки находятся отдельные атомы
- В узлах решётки находятся молекулы
- Вещества тугоплавки и нелетучи.
- Вещества обладают ковкостью, пластичностью, электро- и теплопроводностью.
- Частицы в данной решётке соединены между собой очень прочными ковалентными связями.
Учитель. Химическое строение определяет физические свойства вещества: агрегатное состояние, цвет, запах, температуры кипения и плавления и т.д. Знание свойств необходимо, что бы применять их с пользой для себя.
На доске выстраивается схема.
Состав ->строение ->свойства ->применение.
III. Изучение новой темы.
1. Понятие о чистом веществе и смеси.
Вопрос. Что же такое чистое вещество?
Учитель. Чистое вещество - это вещество, которое состоит из одинаковых молекул или из ионных атомных или металлических кристаллов, постоянный состав которых может быть отражён с помощью единственной формулы.
Только изучение веществ в чистом виде даёт представление об их истинных физических и химических свойствах, а следовательно, позволяет правильно использовать вещества. Вместе с тем, понятие "чистое вещество" условно, так как невозможно получить абсолютно чистое вещество, оно всё равно содержит примеси других веществ. Поэтому чистым веществом считается такое вещество, в котором примеси не влияют на его физические и химические свойства.
Запись. Чистым веществом называют вещество, обладающее постоянными физическими свойствами.
Беседа. 1. Что такое смеси?
Приведите примеры смесей.
Какие способы разделения смесей вам известны? На знании каких свойств они основаны?
Учитель. Смеси - это системы состоящие из нескольких веществ - компонентов. Различные образцы смесей могут содержать одни и те же компоненты в любых соотношениях. Находясь в смеси с другими веществами, каждое из них сохраняет свои индивидуальные свойства, так что свойства смеси определяются суммой свойств её составных частей.
Демонстрация опыта. Разделение смеси растительного масла с водой с помощью делительной воронки.
Вопрос. Какие различия в физических свойствах веществ легли в основу данного способа разделения смеси? (различная плотность)
Учитель. Смеси могут быть однородными и неоднородными. Однородными называют такие смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частицы веществ, образующих смесь. Растворы, смеси газов и некоторые твёрдые смеси являются однородными.
Неоднородные смеси - это смеси, в которых невооружённым глазом или с помощью микроскопа можно заметить частицы веществ, составляющих смесь. Это мутная вода, бетонный раствор.
Задание. Приведите примеры однородных и неоднородных смесей.
2. Самостоятельная работа (групповая).
Цель: уметь различать чистое вещество и смесь, выработать умение находить рациональные способы разделения смесей, проводить простейший химический эксперимент.
Задания для 1-го варианта
1. Выполните одно из предложенных заданий.
Выпишите в две колонки: а) смеси, б) чистые вещества.
Лёд, медь, туман, стекло, сода.
Назовите компоненты смеси: воздух
Выпишите в две колонки: а) однородные, б) неоднородные смеси.
Дым, речная вода, чугун, глина.
2. Назовите способ разделения смеси, необходимой для выделения:
Соли из раствора поваренной соли в воде
Меди из смеси меди и древесных опилок
Бензина и нефти
3. Осуществите разделение смеси древесных, медных и железных опилок.
Составьте отчёт о проделанной работе в виде таблицы.
Смесь | Компоненты смеси | Способ выделения | Физические свойства, лежащие в основе выделения |
Задания для II варианта.
1. Выполните одно из предложенных заданий
Выпишите в две колонки: а) смеси, б) чистые вещества.
Чугун, дым, железо, кислород, чернила.
Назовите компоненты смеси: молоко.
Выпишите в две колонки: а) однородные, б) неоднородные смеси.
Туман, молоко, нефть, природный газ.
2. Назовите способ разделения смеси, необходимый для выделения:
Глины из смеси глины с водой.
Мела из смеси мела и поваренной соли.
Кислорода из воздуха.
3. Осуществите разделение смеси песка и подкрашенной воды. Составьте отчёт о работе в виде таблицы.
Смесь | Компоненты смеси | Способ выделения | Физические свойства, лежащие в основе выделения |
Задание III-го варианта.
1. Выполните одно из предложенных заданий.
Выпишите в две колонки: а) смеси, б) чистые вещества. Алюминий, воздух, сталь, золото, чернила.
Назовите компоненты смеси туман
Выпишите в две колонки: а) однородные, б) неоднородные смеси.
Чернила, воздух, строительный раствор, глина.
2.. Назовите способ разделения смеси, необходимый для выделения:
Речного песка из смеси речного песка с водой.
Минеральных солей из почвы.
Воды из смеси воды и машинного масла.
3. Осуществите разделение смеси железных и древесных опилок из песка. Составьте отчёт в виде таблицы.
Смесь | Компоненты смеси | Способ выделения | Физические свойства, лежащие в основе выделения |
(После обсуждения результатов самостоятельной работы, составляется обобщающая схема)
3. Значение смесей в жизни человека. Сообщения учащихся.
Выводы: (формулируют учащиеся).
Чистые вещества - это вещества с постоянными физическими свойствами.
Различные образцы смесей могут содержать одни и те же компоненты в любых соотношениях, но свойства этих компонентов не зависят от состава смеси.
Смеси могут быть разделены на компоненты физическими способами.
IV. Домашнее задание.
Параграфы 23, 25, рабочая тетрадь № б с. 72
V. Закрепление рабочая тетрадь № 2 с. 72