Цели:
- сформировать навыки по выполнению простейших ручных швов для вышивки;
- формировать интерес к культуре и искусству, эстетический вкус, логическое мышление;
- развивать глазомер, моторику рук, способность сравнивать и анализировать.
Оборудование:
- рабочая тетрадь, ткань для вышивания, пяльцы, игла, нитки мулине,
- копировальная бумага, карандаш.
Материальное оснащение:
- рисунки для вышивки по свободному контуру, образцы простых украшающих швов, таблицы с изображением техники выполнения швов, образцы вышитых изделий.
Объект работы: салфетка
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка учащихся по журналу, инструментов и принадлежностей (пяльцы, ножницы, иголки, наперсток, нитки).
II. Изложение нового материала
Начало знакомству с древним видом рукоделия - вышивкой было положено в 5-м классе. Теперь нам известны простейшие ручные швы, благодаря которым можно выполнить любую работу в этой технике. Тамбурные швы широко используются в народных вышивках многих областей нашей страны, ею в старину украшали предметы убранства крестьянской избы - различные полотенца, подзоры, столешники (скатерти).
Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Тамбурным швом можно выполнять контуры мотивов растительного и геометрического характера, контуры животных, а также сплошь заполнять плоскости узоров,
Сейчас мы вспомним сказки А.С. Пушкина из которых вы выберите любимый персонаж и тамбурным швов выполните вышивку по рисованному контуру на салфетке.
"Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Подумаем кого из зверей можно взять для вышивки?
Слова ученицы:
"Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет."
Выбираем для вышивки белку.
Вспоминаем еще кого можно взять для вышивки.
Следующая ученица:
"Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь - поверх текучих вод
Лебедь белая плывет".
Еще какие вы сказки знаете?
"Сказка о рыбаке и рыбке"
"Пошел старик к синему морю;
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
Выбираем для вышивки рыбку.
Слово учителя:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Тамбурный шов тоже похож на цепь, звенья которой выходят одно из другого.
III. Практическая работа.
Перед работой вспоминаем правила безопасности работы с ножницами, иглами.
Учащиеся выбирают для вышивки понравившуюся картинку: лебедь, рыбка или белочка.
Переводят при помощи копировальной бумаги рисунок на ткань, запяливают ткань и вышивают тамбурным швом по контуру. .
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильную организацию рабочего места, правильную посадку, технологию выполнения шва, правила безопасности труда, оказывает непосредственную практическую помощь отстающим учащимся.
Во время работы и в конце учащиеся проводят самоконтроль и взаимоконтроль выполняемой работы.
IV. Анализ и оценка урока.
1. Беседа с учащимися
1) Что нового узнали на уроке?
2) Что нового научились делать?
2. Оценка практической работы и оценка устных ответов.
V. Домашнее задание.
VI. Уборка рабочих мест и кабинета.