Цель: развитие музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста средствами различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
- Доставить детям радость, эстетическое наслаждение.
- Познакомить детей с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского.
- Обогащать музыкальные впечатления детей.
- Развивать умение координировать движения со словом и музыкой.
- Развивать певческие навыки детей.
- Формировать навык коммуникативного общения.
- Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
- Расширять и активизировать лексический словарь.
Музыкальный репертуар:
- Е. Железнова «Мороз»;
- П. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»;
- М. Картушина «Музыка леса»;
- С. Соснин «Начинаем перепляс»;
- М. Еремеева «Едут, едут наши санки...»;
- музыкальная подвижная игра «Зимушка».
Элементы логоритмики: упражнение «Зимняя прогулка» (М. Борисенко, Н. Лукина).
Элементы кукольного театра: куклы на гапите, 2 ширмы (замок Зимушки, сугроб).
Оборудование: музыкальный центр, музыкальные инструменты (фортепиано, бубны, погремушки, ложки).
Атрибуты: султанчики, сундучок, корзинка с подарками.
Предварительная работа: дети заранее разучивают попевку «Музыка леса», сл. и муз. М. Картушиной, песни «Начинаем перепляс», муз. С. Соснина, «Едут, едут наши санки», сл. и муз. М. Еремеевой, подвижную игру «Зимушка».
Ход занятия
Под музыку А. Пинегина «Зимняя сказка» дети средней группы заходят в зал и образуют круг.
М.Р.: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, таких красивых, нарядных! Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Посмотрите, сколько гостей в нашем зале. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
М.Р.: А необычно наше занятие ещё и тем, что я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по зимнему лесу. Согласны?
М.Р.: Тогда сначала нам нужно потеплее одеться...
Логоритмическое упражнение «Зимняя прогулка» (М. Борисенко, Н. Лукина).
М. Р.: Вот теперь мы готовы к зимней прогулке.
Воспитатель: Но на улице сегодня очень холодно. Вы не боитесь замёрзнуть? (Ответы.)
М.Р.: Конечно, нет! Я вам сейчас покажу, как можно согреться в самый сильный мороз.
Музыкально – ритмическая композиция «Мороз» (сл. и муз. Е. Железновой).
В зал вбегает Снеговичок.
Снеговик: Ой, беда! Ой, беда! Где мороз? Где холода?
Воспитатель: Здравствуй, Снеговичок. Что случилось? Какая беда у тебя?
Снеговик: Здравствуйте, на праздниках новогодних я так играл с ребятишками и веселился, что забыл дорогу в свой лес к Зимушке-зиме. А ведь скоро солнышко начнёт пригревать, весна наступит, и я очень боюсь растаять ... (Плачет.)
М.Р.: Не плачь, Снеговичок, мы с детьми как раз в зимний лес собираемся. Пойдём с нами? Глядишь, вместе дорогу в царство Зимушки и отыщем!
Снеговик: Правда, вы меня с собой возьмёте? Вот радость то какая! (Поёт, веселиться вокруг детей.)
Мороз и стужу лютую
Я очень уважаю.
А вьюги и метели –
Я просто обожаю!
Воспитатель: Снеговичок, ребята, а как же мы в лес добираться будем?
Снеговик: Очень просто, мы полетим на крыльях вьюги...
Воспитатель: На крыльях вьюги!? А как это?
Снеговик: Не переживайте, я вас научу. Только для начала, присядьте и послушайте, как шалунья вьюга гуляет по белому свету и разбрасывает свои снежные хлопья...
Дети знакомятся с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
М. Р.: Какая красивая музыка, правда, ребята? Музыка полётная, кружащаяся, немного взволнованная и даже тревожная.
Снеговик: Да, когда метёт вьюга, на душе становится тревожно.
Воспитатель: Снеговичок, а что такое вьюга?
Снеговик: Вьюга – это ветер со снегом.
М. Р.: Теперь всё понятно. И дети запомнили, что «Вальс снежных хлопьев» – зимний (все дети повторяют), вьюжный, тревожный, кружащийся. Ребята, давайте и мы сейчас попробуем изобразить движениями, как легкие снежинки кружатся на ветру. Берите султанчики и полетели...
Повторное слушание – танцевальная импровизация.
Воспитатель: Вот мы и прилетели на заснеженную лесную поляну. Давайте присядем, отдохнём и полюбуемся красотой зимнего леса.
М.Р.: А вы знаете, здесь звучит особенная музыка, музыка леса.
Снеговик: А что же в ней особенного?
М.Р.: Сейчас узнаешь. Ребята, давайте Снеговичку расскажем, какая она – «Музыка леса». Петь нужно протяжно, ласково, нежно и слушая друг друга.
Исполнение попевки «Музыка леса» (сл. и муз. М. Ю. Картушиной).
Снеговик: Ах, какая чудесная песенка. А можно мне её вместе с вами спеть?
М. Р.: Конечно, можно. (Повторное исполнение песенки.)
Из-за ширмы-сугроба, напевая песенку, появляются звери (куклы на гапите).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (Показывает на ширму-сугроб.)
Мишка: Ой, кто это в нашем лесу расшумелся?
Зайка: Ой, кто это в нашем лесу разыгрался?
Лисичка: Здравствуйте, гости дорогие! Зачем это вы в наш лес пожаловали?
Воспитатель: Здравствуйте, звери лесные! (Дети здороваются.) Наш друг – Снеговик, так веселился с ребятами в новогодние праздники, что забыл дорогу домой к Зимушке – зиме, вот мы ему и помогаем.
Мишка: Молодцы! Но вы маленькие такие, а в лесу одни бродите. И не страшно вам?
Воспитатель: Конечно, нет, посмотрите, сколько нас ... мы дружные и смелые!
Снеговик: А петь то они как умеют ... заслушаешься ...
Все звери: Да, слышали, слышали ...
Лисичка: А мы ведь тоже не просто так в лесной детский сад ходим, нас там и танцевать, и петь учат. Вот послушайте:
Мишка:
Развесёлый я Мишутка,
Песни я люблю и шутку!
Очень музыку люблю,
Вам я бубен подарю. (Отдаёт бубен воспитателю.)
Лисичка:
А я – рыжая лисичка,
Ваша милая сестричка.
Моих ложек перестук
Пусть услышат все вокруг. (Отдаёт ложки.)
Зайчик:
Зайчик вам принёс игрушку –
Озорную погремушку.
Много их со мной всегда.
Поиграем, детвора?! (Подаёт погремушку.)
Снеговик: Посмотрите, у нас ведь настоящий оркестр получился!
Воспитатель:
Подарили нам зверушки
Музыкальные игрушки.
Инструменты выбирайте,
Вместе весело играйте! (Раздаёт детям инструменты из сундучка.)
Игра на детских музыкальных инструментах «Начинаем перепляс» (муз. С. Соснина).
Воспитатель: Спасибо вам, зверушки, за такой чудесный подарок. Но нам пора двигаться дальше. До свидания!
Звери: До свидания! Счастливого пути!!! (Звери под музыку уходят.)
Снеговик: А не в этом ли тереме живёт Зимушка – зима. (Смотрит в даль.) Но что же делать, перед нами снега необъятные... Как нам их преодолеть? (Думает.)
М.Р.: Я знаю! Нам помогут волшебные санки и дружные, звонкие, радостные голоса детей.
Песня «Едут, едут наши санки» (сл. и муз. М. Еремеевой).
Снеговик: Ребята, мы добрались.
Из терема появляется Зимушка – зима.
Зимушка: Здравствуйте, гости дорогие! (Кланяется, дети здороваются.) Я очень рада видеть вас в моих лесных владениях. Ой, и ты здесь, Снеговичок! Где же ты так долго пропадал?
Снеговик: Прости меня, матушка Зима. Заигрался я совсем, а дорогу домой один никак не мог найти. Но ребята, как настоящие друзья, помогли мне.
Зимушка: Какие молодцы! Друзьям всегда помогать нужно! Мне очень нравятся такие добрые и весёлые ребятишки! Я очень люблю им забавы разные устраивать. Хотите, мы и с вами поиграем?!
Подвижная игра «Зимушка».
Снеговик: Ребята, я хочу вас отблагодарить за доброту, за помощь и угостить сладким сюрпризом. Оставайтесь всегда такими же смелыми, отзывчивыми и дружными.
Снеговик отдаёт воспитателю корзинку с подарками. Дети благодарят Снеговичка и Зимушку.
Зимушка: Дети, а я дарю вам волшебную палочку, которая поможет вам преодолеть любые трудности и преграды. А нам пора, ведь у нас со Снеговичком ещё дел в лесу много. До свидания, ребята!
Все: До свидания, Зимушка – зима! До свидания, Снеговичок!
Зимушка и Снеговик уходит в терем.
М. Р.: Ребята, вот наше путешествие и подошло к концу. Снеговичку мы помогли найти дорогу домой, красотой зимнего леса полюбовались и с Зимушкой поиграли, да повеселились. Но пришла пора и нам с вами прощаться. Давайте воспользуемся нашей волшебной палочкой, которая поможет нам легко и быстро, как снежинкам на ветру, добраться в детский сад.
Раз, два, три,
Как снежиночка – лети!
Под музыку П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» дети выходят из зала.