Образовательная система « Школа 2100» предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе. Работая по данной системе, я стремилась развить творческие способности у каждого ребенка. С этой целью использую следующие нестандартные приемы «фантазирования».
- «Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком- нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./
- Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
- «Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:
- из крана на кухне полился апельсиновый сок;
- из тучи вместо дождя стал падать изюм;
- люди придумали таблетку от сна?
I. В своей работе стараюсь применять современные образовательные технологии. Это, в первую очередь, игровые. Так, в 1 классе на уроках обучения грамоте игра «Одень человечка»/
- Какую по вашему мнению одежду носит звук М?
- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц / На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»/. Почему? Объясните свой ответ.
- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?
- Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?
- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Например: В 1 классе по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 8»
«Скажем Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйма. /показ длины дюйма/. Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм.
-
Догадались кто это? /Дюймовочка/.Она живёт в доме № 8.
- Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? / Мимо домов № 2,4,6/.
Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7.
- Попращаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса.
- Как его зовут? /Буратино/.
Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает как решать примеры на сложение и вычитание.Так , давайте мы ему поможем...»
II. Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать что за игрой стоит урок, - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью...
Человек должен уметь общаться, и этому надо учить. С этой задачей успешно справляюсь, применяя в своей работе коммуникативные технологии: работа в группе, работа в паре сменного состава.
Например, урок русского языка в 4 классе по теме «Систематизация знаний о правописании безударного гласного в приставке, корне и окончании имен существительных и прилагательных».
Фрагмент урока
1. Актуализация знаний.
2. Определение темы урока.
3. Мотивизация на основе рефлексии.
- Сегодня мы будем работать по группам:
- Первая группа будет работать над безударными гласными в приставке;
- Вторая группа – в корне;
- Третья группа – в окончании существительных и прилагательных.
- Сейчас вам самим нужно будет сделать выбор, в какой группе работать. И это, наверное, самое трудное. Попробуйте вспомнить, правописание какой части слова у вас чаще всего вызывает затруднения, или вспомните, какие ошибки учитель исправляет у вас чаще всего.
4. Деление на группы.
- Выберите для себя нужную карточку, такую, которая нужна, чтобы потренироваться в правописании гласной в приставке; корне; окончании.
- Определите группу, в которой вы будете работать.
- Займите места в группах.
5. Работа в группах.
- Возьмите листки для работы. / Дети работают по карточкам, где написаны тексты./
- Посоветуйтесь и сформулируйте цель работы вашей группы на уроке.
- Какие правила работы в группе нужно выполнять, чтобы работать быстро, и , главное, результативно ? /На доске – плакат./
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия.
- Подумайте, как бы вы продолжили предложение, записанное на вашем листке: «Сегодня на уроке я...» Запишите эго.
- Кто поделится своими размышлениями вслух?
- Спасибо за работу. Мы сегодня очень хорошо поработали.
III. Наряду с другими традиционными технологиями использую технологии деятельностного метода. Эта модель предполагает проблемное обучение.
Фрагмент урока математики по теме «Величины» в 1-м классе
1. Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.
Учитель /надевая шляпку/:
- «А я ведь от волшебника
Пришла к вам первый раз!
И очень мне понравился
Ваш ребята класс».
Теперь я поняла, почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь мне открыть новые знания. Дал мне сегодня мудрый и строгий волшебник двух матрёшек и задание найти в них отличие. А я смотрю на них и ничего не пойму - они же совсем одинаковые».
Предлагается детям найти отличия.
Проблема разрешается только тогда, когда дети берут предметы в руки и определяют, что один из них легче, а другой тяжелее.
- Оказывается, есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить эти свойства, надо взять предметы в руки.
- А как же называется это свойство предметов ? /?/
Повторяйте за мной волшебные слова:
- Источник знаний, появись!
Живой водою поделись !
На доске появляется слово МАССА.
- Да, когда мы говорим, что один предмет легче или тяжелее другого, то имеем в виду свойство предметов, которое называется масса.»
Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вот как это происходит у нас на уроке русского языка во 2 классе при изучении междометий:
На доске запись:
1/ С С С С С
2/ Х Х Х Х Х ХА АХ ХО ОХ
Постановка проблемного вопроса.
- Прочитайте, пожалуйста, запись.
- Как вы думаете, что мы написали? /Слияния, слоги, слова./
- А как обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.
«Говорят, где-то жили два брата. Одного звали АХ, а другого – ОХ. АХ всегда был весел и всем восторгался: « Ах, какое утро! Как хорошо! Как здорово! Ах!». ОХ, наоборот, постоянно ныл, скулил и всем был недоволен: « Ох, встал рано! Холодно, темно! Спал бы себе и спал! Ох!»
- Как вы думаете, АХ и ОХ – это слова? Какие есть мнения?
- Что обозначают АХ и ОХ? / Это имена./
- А в предложениях « Ах, какое утро!», « Ах, встал рано!» «ах» и «ох»- тоже имена? /Нет./
- Что же они обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях АХ и ОХ – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли так быть? Что же это за слова такие? Обратимся к нашему помощнику- учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?»
IV. Думаю, что наша задача сегодня- научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья; чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?
Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, массаж и самомассаж, гимнастику, «пение» звуков и многое другое.
Фрагмент урока
Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? /Мнения детей расходятся: и да и нет./ Почему?
- Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и развивать наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? /Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д./
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
- Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.
- Никогда не чищу зубы.
- Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
- Прочищаю зубы иголкой.
- Полощу рот после еды.
- Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
- Почистив вечером зубы, не ем сладости.
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:
Правый большой палец - это пальчик самый сильный,
Левый большой палец - самый толстый и большой.
Правый указательный - этот пальчик для того,
Левый указательный - чтоб показывать его.
Правый средний палец - этот пальчик самый длинный
Левый средний палец - и стоит он в середине.
Безымянный правый- - этот пальчик безымянный
Безымянный левый - он избалованный самый.
Мизинцы – а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
После этого интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.
Очень интересно проходят аутогенные тренировки /упражнение на расслабление мышц и зажимов/.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. /Включается запись пения птиц/.
- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.
Следующая аутогенная тренировка /настрой на урок математики/
- Скажем хором: «Мы внимательны! Всё будет хорошо! Нам нравится сравнивать предметы! Мы успеем сделать всё!»
Следующий метод состоит в использовании энергии полного дыхания. Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом - это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь / звуки/. Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладём руки на грудь - она должна двигаться.
Автор этой методики – австрийский учёный, профессор Б. М. Лессер-Лазарко.
Звук А снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему « трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.
Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.
Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.
Не менее интересны формулы самовнушения, применяемые мною на разных этапах урока. На доске вывешивается заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:
Я – способный!
Я – со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я – хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться.
- Встали, улыбнулись друг другу.
- Назовите друг друга ласково, можно погладить по спине.
К концу первого года обучения дети знают твёрдо: никто не позаботится о твоём здоровье так, как ты сам!
Часто, иногда несколько раз в течении одного урока выполняем простые упражнения – мудры /сплетение пальцев/.
Мудра для снятия усталости: подушечки безымянного, мизинца и большого пальца соединены вместе, а оставшиеся пальцы свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно. Руки держать произвольно, без напряжения.
Мудра при переутомлении: пальцы правой руки смыкаются произвольно с пальцами левой руки /в замок/. Большие пальцы обеих рук соединены по всей их длине боковыми поверхностями, образуя голову черепахи. Руки держать произвольно, без напряжения. Выполняется в течение нескольких минут.
В своей работе применяю и метод проектного обучения, так как данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Например, выполняя валеологические проекты, ребёнок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.
- Проект «Мысли о здоровье». Цель проекта – составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал оформляем в виде стенда и помещаем в классный уголок здоровья.
- Проект «Пить и курить – здоровью вредить». Дети, работая в группах, находят сведения о влиянии алкоголя, курения и наркотиков на здоровье человека, конкретные данные об их вреде для детского организма, Срисовывают из журналов или сами придумывают плакаты, призывающие к борьбе с этими явлениями.
Следующий этап – организуется устный журнал по данной актуальной теме.
V. Ведущее место в системах развивающего обучения, в том числе и «Школа 2100», занимает исследовательская работа учащихся, особенно на уроках окружающего мира в 4 классе. /«Мир и человек». А. А. Вахрушев/.
Фрагмент урока «Кожа – «пограничник» организма».
Предлагается ситуация:
- Что произойдёт, если по какой-либо причине /сильный ожог, обморожение/ у человека будет повреждена большая часть кожи? /Ответы детей/.
- Что же такое кожа? Почему она так важна для человека и животных?
На этом уроке вы все станете исследователями и сможете найти ответы на эти вопросы и на следующие:
- Как устроена кожа? Какая она?
- Какое значение имеет кожа?
Дети самостоятельно с помощью лупы проводят исследование кожи на руках, стараются описать её свойства, используя слова: гладкая, неподвижная, эластичная, упругая, холодная, ровная, твёрдая, мягкая, имеет рисунок, имеет складки, куда включены и «лишние слова».
После определения свойств кожи учащиеся с помощью самонаблюдения, работая в группах, выясняют, каково строение кожи. Детям выдаются чёрные шерстяные тряпочки для обнаружения на тыльной стороне ладони отмерших клеток; лупа для рассматривания пор, волосков, кровеносных сосудов; пергаментная бумага, салфетки для обнаружения выделения жира на коже лба и носа.
Результаты самонаблюдений фиксируются на доске и в тетрадях.
Итог урока.
Дорогие исследователи, мне хочется поздравить вас с победой и получением «звания * исследователь*». /Самые активные учащиеся получают медали/.
В 3 классе по истории /авт. Д. Данилов, С. Тырин / при изучении темы «Твои родные и твоя Родина «в потоке времени» учащимися класса проведена работа по теме «Моя семья». Ребята с помощью родителей составили « родословное древо», рассказ о членах семьи /быт, традиции семьи, профессии родителей и других родственников, их хобби и т.д./, происхождении своей фамилии.
Обязательный этап наших исследований – это представление результатов. Учащиеся выступают перед своими одноклассниками. Самые интересные работы передаём в школьный музей.
Инновационные методы оценки результатов
Проверка и оценка достижений учащихся является существенными составляющими процесса обучения и входят в число важнейших задач педагогической деятельности учителя.
Система контроля и оценки учебной работы школьника должна соответствовать основным приоритетам и целям современного образования. В развивающей школе она не может ограничиваться проверкой знаний и уровня выработки умений и навыков по предмету. Система должна решать более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
При переходе в режим развивающего обучения изменяется структура урока, содержание его этапов, что естественно приводит к отказу от поурочного оценивания школьников в ходе освоения нового материала. Но тогда учитель должен решить, как он будет оценивать знание учащихся. Это можно делать следующим способом: вводится оценивание по зачётным урокам по математике и русскому языку. Проверка и оценивание проводится по окончании разделов, тем программы для выявления промежуточных результатов. Проводятся такие уроки раз в неделю. Для контроля берётся материал, изученный в течение недели, а так же вопросы, позволяющие отследить качество знаний и умений с учётом типичных ошибок предыдущего зачётного урока.
Данная система оценивания позволяет учителю диагностировать образовательный процесс, оценивать его результаты, корректировать свои действия, строить следующий этап обучения на основе достигнутого уровня знаний, дифференцировать методы и задания с учётом индивидуального продвижения и развития учащихся. В результате учащиеся могут видеть свои недостатки и достоинства. Кроме зачётных уроков, проводятся и контрольные работы.
Данную систему я применяю на практике давно. При работе по традиционной программе мне приходилось пользоваться дополнительной литературой, отыскивать материал в различных сборниках и пособиях. Переход на учебники Образовательной системы « Школа 2100» значительно облегчил подбор материала. Имеются специальные тетради на печатной основе « Проверочные и контрольные работы по русскому языку» Е. В. Бунеевой, «Дидактический материал по русскому языку» Л. Ю. Комиссаровой, а также упражнения учебника из раздела « Это ты знаешь и умеешь». На зачётных уроках по математике использую сборник Л. Г. Петерсон «Самостоятельные и контрольные работы», а также упражнения из учебника, предназначенные для самостоятельной работы.
Таким образом, в первой учебной четверти продолжительностью восемь недель, учащиеся получают восемь отметок за зачётные уроки плюс отметки за словарные или математические диктанты и контрольные работы, что позволяет объективно оценить знания детей и выставить итоговую отметку.
Введение поэтапного контроля, на мой взгляд, позволяет учителю в какой-то мере приблизиться к решению проблемы личностно-ориентированного обучения, так как на зачётных уроках можно варьировать уровень заданий для детей с разными возможностями, планировать индивидуальную работу с учащимися, а также отслеживать успехи каждого ребёнка по усвоению им основных вопросов программы.
Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
Литература.
- Начальная школа № 2/06, с. 45.
- Начальная школа плюс До и после. № 8\05, с. 59.; № 5\04, с. 59- 60.; № 11\02, с. 29- 31.
- Завуч начальной школы. № 1\05, с. 117.; № 4\04, с. 48.
- «Педагогический поиск» М. « Педагогика». 1988