Цель: знакомство с разрядами имен числительных (с количественными и порядковыми), с изменениями числительных.
Задачи: 1. Продолжить знакомство с разрядами имен числительных, их признаками; познакомить со сложными и составными числительными, с некоторыми правилами изменения составных и сложных числительных.
2. Способствовать формированию умений анализировать, делать обобщения, способствовать развитию наблюдательности, речи, памяти.
3. Содействовать воспитанию самостоятельности, уважения друг к другу, тактичности.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, карточки – ответы на вопросы о количественных числительных, учебник Соловейчик “Русский язык. К тайнам нашего языка. 4-й класс, 2 часть”.
Ход урока
I. Анализ домашней и классной работ за предыдущий урок.
-С домашней работой справились ... Некоторые ребята еще допускают ошибки при списывании. Не забывайте, списав текст, его проверять.
Радует, что все ребята выполнили работу над ошибками.
Имеют небольшие недочеты, но в целом справились с анализом слов следующие ребята:…
Ошибки у других ребят касались определения падежа у имен существительных и прилагательных, а также нашли неверно главное слово в словосочетании.
На прошлом уроке была словарная работа. Больше половины детей оценку поставили верно, т. е. ребята знают написание словарных слов, были внимательны при проверке и выбрали верную оценку. Хорошие учителя были у …
II. Повторение изученного.
1)Определение темы урока.
-Прочитайте слова. Определите тему урока. (Слова на доске).
Пять, одинадцать, семьдесят, третий, десять.
-К какой части речи относятся слова?
-Что вы знаете о числительных? (Дети отвечают, учитель на доске оформляет ответ)
Имена числительные
Количественные
Сколько?
Изменяются:
по родам (1, 2)
по падежам
-В каком слове обнаружили ошибку? (одиннадцать)
-Почему оно так пишется? Запишите его в тетрадь еще раз.
2) Проверка домашнего задания.
-Как вам пришлось изменять числительные в домашней работе?
-Прочитайте отрывки так, как вы записали, четко проговаривая слова, которые вы изменяли.
-Остались ли у вас слова с нерешенными орфографическими задачами?
3) Самостоятельная работа.
- Проверим, как вы поняли эту тему.
-Запишите словосочетания, заменяя цифровую запись на буквенную. Укажите падеж числительных. Как будете его определять? Выделите окончания.
у 7 б.рез
за 5 зайц.ми
у 3 .п.льсинов
в 2 к.рманах
о 8 в.р.бьях
к 4 т.релкам
с 1 б.летом
Взаимопроверка.(Учитель открывает доску с правильной записью словосочетаний).
-Оцените работу товарища на полях карандашом.
4)Индивидуальные задания для самостоятельной работы (для сильных учащихся).
-Запишите словосочетания, заменяя цифровую запись на буквенную. Укажите падеж числительных. Выделите окончания.
Пользуйтесь помощью учебника на с. 8, 9, 10.
У 50 мальч.ков
500 дев.чек
у 70 м.шин
за 600 л.патами
у 43 ц.плят
в 128 гаражах
о 531 килограм?е
III. Изучение нового материала.
1)Постановка задачи.
-Попытайтесь прочитать эту фразу
К 326
(Дети предлагают разные варианты)
-Как же правильно? Дополним наши знания. Я думаю, нам помогут ребята, работавшие самостоятельно по карточкам.
2)Проверка работ детей, работавших по карточкам.
-Почему числительные, с которыми вы работали, называют сложными?
-Расскажите, какими правилами вам пришлось воспользоваться, чтобы грамотно записать числительные.
В середине сложных числительных пишется ь.
В сложных числительных изменяются обе части.
Если числительное состоит их нескольких слов, то каждое слово изменяется по падежам.
-Прочитайте словосочетания, которые вы записали.
-Оцените сами свою работу на полях.
3)Закрепление правил.
-с. 9 упр. 339(у)
- Пользуясь этими правилами, прочитайте выражения.
4)Знакомство с порядковыми числительными.
-Вернемся к словам, которые читали в начале урока. Все ли слова отвечают на вопрос сколько?
-Будет ли оно количественным?
-К какой же группе оно будет относиться? Дополним свои знания сведениями из учебника на с. 8.(Самостоятельное чтение)
-Так к какой же группе числительных относится слово “третий”? Докажите. На какой вопрос оно отвечает?
-Какую часть речи оно напоминает?
-Изменяться оно будет также: по числам, падежам, родам.
5) Первичное закрепление.
Упр. 336.
- Прочитайте начало стихотворения. Назовите числительные.
-К какой группе относятся эти числительные? Докажите.
-Как узнаем окончания числительных?
-Решим другие орфографические задачи.
IV. Итог.
- Итак, подведем итог. Что нового узнали на этом уроке о числительных?
порядковые
сложные
изменение сложных и составных числительных
V. Домашнее задание.
Упр. 341
- Прочитайте задание; стихотворение. У какой мамы возникли трудности?
-В чем она заключается?
-Как узнаете, сколько же калошек понадобится маленьким сороконожкам?
-Задайте мне вопросы по выполнению заданий.
VI. Оценивание.
-Чью работу на уроке оценим высоко?
-Кому дадим совет быть внимательнее?
-Вспомните урок с начала до конца, как вы трудились. Оцените себя. Кто желает поделиться самооценкой?
-Я сравню вашу оценку с работой в тетради. Результаты сообщу на следующем уроке русского языка: совпали ли эти оценки.