Обобщающий урок-КВН по роману И.А. Гончарова "Обломов"

Разделы: Литература


Оформление доски:

Команды могут выбирать номер вопроса.

Что требуется для урока?

  1. 1) Рисунки халатов (3), рисунки туфель (3).
  2. 2) Инсценирование двух сцен (для театральных пауз).

    3) Карточки с фамилиями Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев.

  3. 1. Два отрезка обоев по 3 метра.
  4. 2. Запись на альбомном листе X+Y = Обломовка.

    3. Ксерокопия диалога из гл. “Сон Обломова”.

    4. Коробка (письмо).

    5. Песочные часы (3 мин).

    6. Фломастеры или карандаши

  5. 1. Запись на карточку слов из II части 1 гл. об А.Штольце.
  6. 1. Ассоциативный ряд для определения действующего лица.

2. Портрет композитора Беллини.

3. Карточка со словами: музыка, признание, сомнения, цветы, поручения, письмо, обморок,

сирени вянут, опять халат, покой.

V. 1. Кроссворд “Дом на Выборгской”.

2. Ксерокопия рисунка Табурина “Смерть Обломова”.

3. Выдержки из стихов П.Вяземского “Прощание с халатом”, А.Пушкина “Сон”,

Н.Языкова “К халату”.

4. Карточки с высказываниями выдающихся людей.

* Класс делится на две команды по списку.

* В оценочном листе отмечаются ответы, и в конце урока выставляются оценки.

Задания командам

  1. Улица Гороховая
  2. 1. Словосочетаниями прилагательное + существительное или только существительными опишите обстановку комнат Обломова на Гороховой улице.

    1 команда – должны подтвердить слова: С первого взгляда прекрасно убрана, т.е. красиво, эстетично, со вкусом.

    ( Бюро красного дерева, диваны, шелковая материя, красивые ширмы, небывалые птицы и плоды на ширмах, шелковые занавесы, картины, ковры, бронза, фарфор.)

    2 команда – должны подтвердить слова: “Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на всё, что тут было, прочёл бы только желание кое-как соблюсти decorum”

    (Тяжелые неграциозные стулья, шаткие этажерки, сломанный диван, паутина, пыль, пятна на коврах, запыленные зеркала, не убранная со вчерашнего вечера тарелка, обглоданные косточки, покрытые пылью книги, прошлогодний номер газеты.)

    2. Какой халат и какие туфли могли бы принадлежать Обломову? (рисунки)

    3. Театральная пауза: инсценирование эпизода “Захар и Обломов”. (участвуют обе команды)

    4. “В передней раздался звонок. “Уже кто-то и пришел, а я ещё не вставал – срам да и только. Кто бы это так рано?” - Ну что сегодня за раут у меня”,- скажет позднее Обломов.

    Кто его посетил? (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев) – раздаются карточки с фамилиями.

    Расставьте карточки в той последовательности, в какой герои появлялись перед диваном Обломова.

    5. а) “Ядовитый человек” - О ком и почему?

    ( О Захаре, так как он называл Обломова “другим”, заставлял переезжать, приносил нежелательные известия от хозяев квартиры).

    б)“Жалкие слова” - Какие и кому?

    ( ядовитый, змею на груди пригрел, обломовщина. Эти слова Обломов говорит Захару).

    6. Детали и мелочи в цифрах.

    1. Сколько лет было Захару? (за 50)

    2. …Обломову? (32 – 33)

    3. Сколько лет было Штольцу, когда он начал выполнять поручения отца? (14 – 15)

    4. Через какое время Штольц намерен поднять Обломова с дивана и увезти за границу?

    (через 2 недели)

    5. Через сколько месяцев сам Обломов намерен уехать за границу? (через 3 месяца)

    6. Сколько лет Обломов прожил на Гороховой? (8 лет)

  3. Обломовка
  4. Где мы? В какой благословенный уголок земли
    перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!

    И.Гончаров

    1. Коллективная пейзажно-бытовая зарисовка.

    Нарисовать этот благословенный уголок.

    На столах два куска обоев, песочные часы на 3 минуты.

    Защиту картины может провести один человек, говорить только о том, что нарисовали.

    2. X+Y = Обломовка

    Решите уравнение с двумя неизвестными.

    ( X – Сосновка, Y – Вавиловка)

    3. Театральная пауза (экспромт).

    Со слов “Сам Обломов – старик тоже не без занятий”.

    (можно одному человеку, но разными голосами)

    4. “Это не жизнь… Это…какая-то обломовщина”, - говорит Штольц, прослушав, как Обломов представляет себе идеальную жизнь.

    5. Командам представляется коробка. Что в ней, если известно, что это необыкновенное явление в Обломовке. (Письмо).

  5. Верхлёво
  6. 1. Вставить нужные по смыслу слова

    Когда он подрос, отец сажал его с собой на [ рессорную тележку ], давал вожжи, велел везти на [ фабрику ], потом в [ поля ], потом в [ город ], к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь [ глину ], которую возьмет на палец, понюхает, иногда лизнет, и сыну даст понюхать, и объяснит, [ какова она, на что годится]. Не то так отправятся посмотреть, как добывают [ поташ или дёготь ], топят [ сало ].

    2. Два вида воспитания, два типа русской жизни слились воедино в Верхлёве и оказали влияние на мировоззрение Штольца – поэтому с собой в Петербург он берет две сумки. Что в них?

    1 команда – первая сумка ( Клеёнчатый плащ; толстые, подбитые гвоздями сапоги,

    несколько рубашек из верхлевского полотна)

    2 команда - вторая сумка ( Изящный фрак тонкого сукна, мохнатое пальто,

    дюжина тонких рубашек и ботинки, заказанные в Москве)

    3. Отец советует Андрею Штольцу пойти к Рейнгольду, если у него не хватит уменья.

    Что отвечает ему сын?

    ( он пойдет, когда у него самого будет четырехэтажный дом).

    4. Серия вопросов, предполагающих короткие ответы:

    - Что общего в начале жизненного пути у Штольца и Обломова?

    (учеба, служба)

    - Сколько лет служил Обломов? (2 года) Сколько лет служил Штольц? (не сказано)

    - В каком чине закончил службу Обломов? (коллежский секретарь)

  7. На даче
  8. 1. Ассоциативный ряд. По словосочетаниям угадайте портрет.

    2. Любовь бывает разная: по словам А.Адуева, героя “Обыкновенной истории”, можно любить слегка, не в полную силу, играючи, можно и совсем не любить. Замечательна и удивительна первая любовь – по чувствам и незабываемости. Во многих литературных произведениях мы можем найти символы, которые сопровождают любовное чувство:

    “Обыкновенная история” - желтые цветы, девушка в белом, скамейка.

    “Ася” Тургенева – высохший цветок гераниума.

    Какие цветы выбирает Гончаров для Обломова, влюбленного в О.Ильинскую (ландыши, сирень)

    3. Портрет Винченцо Беллини (итальянского композитора).

    Статья из энциклопедического словаря. “Беллини Винченцо (1801 – 1835) – итальянский композитор. Представитель романтического направления, способствовал искусства бельканто, опера “Норма” (1831г.)”.

    Как связаны имя этого композитора и любовь Обломова и Ольги?

    (Гаста дива - чистая богиня, непорочная богиня, начало арии “Норма”)

    4. Обыкновенная история любви.

    1) Музыка, 2)признание, 3)сомнение, 4)цветы, 5)поручения, 6) письмо, 7)сирени вянут,

    8)обморок, 9)опять халат, 10) покой. (разложить карточки в нужном порядке)

  9. Выборгская сторона.

“Мир и тишина покоятся над Выборгской стороной, над её немощеными улицами, деревянными тротуарами, над тощими садами, над заросшими крапивой канавами”.

“Все тихо в доме Пшеницыной”

Разгадайте кроссворд:

1.

  1. Герой в старом, с заплатами, но любимом халате.
  2. Она не ходит, а будто плавает.
  3. “Он был взяточник в душе”.
  4. Старый знакомый, безответный, всему покорный и на всё согласный.
  5. Какой-то ребенок лет трех.
  6. Этот рыцарь был и со страхом и с упреком.

2. Рисунок художника Табурина к роману “Обломов”.

Обрисуйте место действия. (Словесное рисование: Что? Где? Почему?”)

3. Ряд героев:

4. Отрывки из стихов Пушкина, Вяземского, Языкова, посвященные халату. Работа с эпиграфами и словами Ленина: “Россия проделала три революции, а всё же Обломовы остались, так как Обломов был не только помещик, а и крестьянин, не только крестьянин, а и интеллигент, не только интеллигент, а и рабочий и коммунист. Достаточно посмотреть на нас, как мы заседаем, как мы работаем в комиссиях, чтобы сказать, что старый Обломов остался, и надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел”.

Выскажите свое мнение по поводу прочитанных отрывков. Есть ли в русской литературе антиподы образу Обломова?

5. Подведение итогов работы.