Урок литературного чтения в 4-м классе по программе "Школа-2100" с использованием приемов технологии РКМ

Разделы: Начальная школа


Цель: подвести учащихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произведения В.Драгунского "Что любит Мишка"

Задачи:

  • формирование у учащихся умения сопоставлять своё видение проблемы с авторским замыслом.
  • развитие у учащихся способностей критически мыслить, рассуждать предполагать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме.
  • обогащать духовный мир детей.

Оборудование:

  • книга - учебник,
  • портрет писателя В. Драгунского.

Музыкальный ряд: Фредерик Шопен Si minor

Стратегии, используемые на уроке:

  • "Мозговой штурм"
  • "Ассоциации"
  • "Чтение с остановками"

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, мы начинаем урок литературного чтения.

Тема нашего сегодняшнего урока "Богатство духовного мира".

- Сегодня мы с вами будем рассуждать о духовном мире человека. Посмотрим, как относится к этому люди, которые имеют жизненный опыт и вы, которые только начинают жить и познавать мир.

Стадия вызова.

1) стратегия "Мозговой штурм"

- Как вы понимаете, что такое " духовный мир"? 

- Мы зафиксировали версии о вашем и моём понимании, что такое духовный мир человека.

- Сегодня будем говорить об этой проблеме на примере произведения Виктора Драгунского.

2. Стратегия "Ассоциации".

- Какие ассоциации возникают у вас с именем Виктора Драгунского. (детский, писатель, юмор, друг, воспитание и т.д.

- Вспомните произведения этого автора которые мы читали.

(Англичанин Павля", ":Бы", "Арбузный переулок", "Надо иметь чувство юмора", "Независимый горбушка", "Заколдованная буква", "Друг детства", "Тайное становится явным", "Кот в сапогах".)

- К какому литературному жанру мы отнесем данные произведения? (рассказ)

- Какие самые юмористические весёлые рассказы.

- А в каких соединяется серьезное и смешное?

- Можно ли назвать Виктора Драгунского писателем - юмористом.

(нет, в его рассказах веселое, смешное лишь часть повествования, они наполнены глубоким смыслом, он говорит о серьёзных проблемах, включая юмористические ситуации, для того, чтобы юным читателям было проще понять.)

II. Осмысление

/оформление "таблицы смыслов"/

"Что любит Мишка" 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением этого замечательного автора "Что любит Мишка".

1. Прогнозирование.

- Откройте учебник.

- Ребята, обратите внимание на рисунок и ещё раз на название рассказа.

- О чем может пойти речь в рассказе?

- С чего начнет своё повествование автор?

2. Приём "Чтение с остановками"

- Читать рассказ мы буде с остановками, по смысловым частям

Чтение 1 части ( до слов " Больше всего на свете? "

- Ребята, давайте послушаем одно из произведений Фредерика Шопена.

(слушание музыки)

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

- Как дальше будут развиваться события?

Чтение 2 части (до слов "Что же ты любишь?")

Что произойдет потом?

Чтение 3й части (до слов ": чего-то ждали и молчали.")

- Подумайте чем может закончится эта история?

Чтение 4 части (:до конца)

III. Рефлексия

1.Давайте обратимся к вашим версиям.

- Били совпадения с авторским замыслом?

- Какие?

- А почему у вас совпало с авторским замыслом?

(потому, что мы знаем что Драгунский писал о проблемах детей, о о серьёзном с использованием юмора, чтобы эти проблемы были понятны детям.

Почему у нас не совпали версии с авторскими мыслями?

(потому, что все мы разные и по-разному думаем и мыслим. Все вы можете быть писателями, и все написали бы свою замечательную истории)

2. Проблемные вопросы.

- Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, то хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением.

(духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)

- Почему Мишка покраснел и смутился.

(потому, что понял какой у него не глубокий , бедный внутренний мир)

- Чей духовный мир в рассказе Драгунского глубже, богаче, разностороннее)

- Почему?

3. Давайте вернёмся к нашим версиям о духовном мире и, может быть, вы еще дополните.

- А дома подумайте, посоветуйтесь с родителями и дополните новыми версиями.

4. Цветограмма.

- Какие чувства вы испытывали во время прочтения и обсуждения рассказа.

/отметьте на доске/

- веселые, беззаботные.

- серьезные и вам есть над чем задуматься.