Как известно, старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения более или менее чётких планов на ближайшее и отдалённое будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. Самоопределение означает определение себя в мире, своего места в обществе. Оно предполагает, что перед человеком открываются безграничные возможности самореализации, свобода выбора своего пути в жизни. Но выбор – это всегда сложно. Как отмечает профессор психологии, академик РАО И.В.Дубровина, само слово “самоопределение” заключает в себе значение предела, то есть ограничения, и может пониматься как самоограничение. Человек сам определяет границы своего выбора. Выбирая, кем быть, он отказывается от возможности “пройти” другие жизненные пути, может быть, и привлекательные, но оставшиеся за чертой сделанного выбора [5].
Не имея ещё ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьёзных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьёзные затруднения в выборе такого рода. Но, решая эту проблему, они приобретают ценный жизненный опыт и новые способности – способности выбирать и осуществлять свой выбор [2].
Чтобы сделать правильный профессиональный выбор, необходимо знать мир профессий, знать, какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить самого себя: свои личностные особенности, особенности мышления, нервной системы, характера и т.д. В получении знаний о себе и о мире профессионального труда может помочь направление “Профориентация для старшеклассников”, которое успешно работает с 2004 года в Межшкольном учебно-производственном комбинате г.Темиртау.
В зависимости от требований времени с 2005-2006 уч.г. по 2008-2009 уч.г. сформировывались разные варианты программ профориентационной направленности:
- Программа “Экскурс в профессию” для учащихся 8-х классов СШ № 19, 24.
- Программа активного профессионального самоопределения “Успешная карьера” для учащихся 11-х классов Межшкольного УПК.
- Программа курса по выбору “Карьера молодого человека” для учащихся 10-го класса Межшкольного УПК.
- Программа курса “Основы построения карьера” для учащихся 10-11-х классов Межшкольного УПК.
- Программа “Учусь выбирать” для учащихся 6-7-х классов частной школы “Престиж”.
Целью данных программ является создание условий для развития профориентационной культуры учащихся. В этом их основное сходство. Различие можно выделить в постановке задач, организации режима занятий, результата обучения.
В программе “Экскурс в профессию” для учащихся 8-х классов СШ № 19, 24 ставились следующие задачи:
- Развивать представления и понятия, связанные с миром профессий.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
- Способствовать процессу активизации самопознания, развития навыков и умений по целеполаганию и планированию.
Организация занятий в режиме 1 час в неделю продолжительностью 8 часов.
Результат обучения – психологическая и профориентационная адаптация учащихся, принимающих участие в профориентационных цикличных пробах в Межшкольном УПК.
В программе активного профессионального самоопределения “Успешная карьера” для учащихся 11-х классов ставились следующие задачи:
- Сформировать психологическую готовность старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь.
- Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Организация занятий в режиме 1 час в неделю продолжительностью 8 часов.
Результат обучения – уверенная личность, готовая сделать профессиональный выбор.
В программе курса по выбору “Карьера молодого человека” для учащихся 10-го класса ставились следующие задачи:
- Развивать представления и понятия, связанных с миром профессий.
- Способствовать развитию мотивов самопознания и личностного роста.
- Развивать умение выделять профессионально важные качества профессий.
- Развивать представление о профессиональном образовании, различных вариантах образовательного маршрута, становление карьеры.
Организация занятий в режиме 1 час в неделю продолжительностью 35 часов одногодичный курс.
Результат обучения – развитие профориентационной культуры, формирование психологической готовности к труду.
В программе курса “Основы построения карьеры” для учащихся 10-11-х классов ставились следующие задачи:
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
- Повысить уровень информационной компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями в области профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
- Повысить уровень коммуникативной культуры учащихся за счёт развития социального интеллекта, овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими.
- Развивать навыки самоменеджмента.
Организация занятий в режиме 3 часа в неделю продолжительностью 210 часов двухгодичный курс.
Результат обучения – развитие психологической, информационной, коммуникативной компетентности, развитие навыков самоменеджмента.
В программе “Учусь выбирать” для учащихся 6-7-х классов ставились следующие задачи:
- Развивать представления и понятия, связанные с миром профессий.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
- Способствовать процессу активизации самопознания и саморазвития.
Организация занятий в режиме 1 час для каждого класса в месяц продолжительностью 9 часов.
Результат обучение – развитие элементарной профориентационной культуры.
Форма работы с учащимися имела два направления – сообщение новых знаний с практическими упражнениями и комбинированный тип урока с использованием элементов социально-психологического тренинга.
В процессе изучения даются сведения по психологии личности, чтобы всё последующее изучение материала воспринималось учащимися с личных позиций заинтересованного человека, а не стороннего наблюдателя. Материал подобран и преподносится такими методами, чтобы возбуждать интерес учащихся, и нести активный характер.
На занятиях предполагается свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, заявление собственной позиции, что является предпосылками к развитию конструктивного взаимодействия и коммуникативности. Занятия проходят на высоком эмоциональном подъёме, так как знания являются полезными, своевременными и современными.
Организация профориентационной работы в урочной системе позволяет избежать бессистемности и удовлетворить все запросы учащихся в развитии профориентационной культуры, определяющей весь дальнейший жизненный путь человека.
Литература
- Меттус Е.В., Турта О.С., Литвина А.В. Учимся выбирать профиль обучения / для учащихся /7-11 классов/ - СПб.: КАРО, 2006
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч.ред. Л.А.Обуховой. – М..: ВАКО, 2005.
- Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. – СПб.: КАРО, 2003. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
- Тесты по профориентации для учащихся / сост. А.А.Аркадьев. – Минск: Соврем. шк., 2008
- Шевченко М.Ф. Тренинг “Профориентация для старшеклассников”. – СПб.: Речь, 2007.