Виды работ и наглядно-демонстрационный материал по устранению аграмматической дислексии и дисграфии

Разделы: Начальная школа


Аграмматические дислексии и дисграфии связаны с недоразвитием грамматического строя речи, морфорлогических и синтаксических обобщений, и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма.

Аграмматизмы проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, в изменении падежных окончаний, местоимений, нарушения согласования в роде, в синтаксическом оформлении речи: опускаются члены предложения, нарушается последовательность слов.

При их устранении основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений. Логопедическая работа проводится в следующих направлениях:

  • уточнение и усложнение структуры предложения,
  • развитие функции словоизменения,
  • формирование навыков словообразования,
  • развитие умений морфологического анализа слова,
  •  работа над однокоренными словами,
  • закрепление грамматических форм в письменной речи.

Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения. Содержание работы по развитию грамматического строя речи представлено в данном пособии.

При устранении аграмматической дислексии и дисграфий широко используются письменные упражнения.

Примерные письменные упражнения:

  1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.
    Дрова рубят топор... . Сахар кладут в сахар... Поезд ...ъехал к станции.
  2. Закончить предложения, изменяя слово вода.
    Девочка загорает у … .
    Мальчик выходит из … .
    Кораблик плавает у … .
    Рыбак стоит около … .
    Чайка летит над … .
  3.  К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов.
    Например: стул — два ..., пять ...; карандаш - два..., пять ...;
    барабан - два ..., пять ... .
  4. Преобразование единственного числа во множественное.
    Один предмет – много предметов.
    Стол - столы. Волк - … Луч - …
    Слон - … Луг - Снег - …
  5. Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением).
    Где живет белка ? (В дупле. Или: Белка живет в дупле.)
  6. Подобрать предлог к каждому предложению.
    Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору.
    Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы
    Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе
    Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку.
    Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.
    Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка перепрыгнула … кочку.
    Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.
  7. Соединить линиями слова, подходящие по смыслу.
    Новый шапка Стоял береза
    Новое шарф Стояло лыжи
    Новые платье Стояли кресло
    Новая туфли Стояла стол
  8. К названию большого предмета дописать название маленького предмета.
    Стол— столик, банка— ..., стул — стульчик, бант — ..., кольцо - …
  9. Заменить словосочетания из существительных словосочетаниями из прилагательных и существительных.
    Мяч из резины – резиновый мяч.
    Кораблик из бумаги – бумажный кораблик.
    Запах ели - …
    Шарф из шерсти - …
    Вкус меда - …
    Двор школы - …
  10. К названию предмета дописать название его цвета.
    Помидор ..., репа …, огурец ....
  11. Дописать приставки в словах предложения:
    Машина ...ъехала в гараж. Дети ...ъехали с горки. Грузовик ...ехал через мост. Мальчик ...шел к забору. Девочка ...шла с крыльца.
  12. а) К названию предмета подобрать слово, отвечающее на вопрос, какой? какая? или какие?, и записать его:
    Дом - ... (деревянный), аквариум - … (стеклянный), шуба — ... (меховая), платье — ... (шелковое).
    б) Рассмотрите картинки. Из чего сделаны предметы? Образовать слова-признаки, обозначающие материал каждого предмета

  1. От слов, стоящих в скобках, образуйте слова-признаки.
    Лента (длина) - длинная лента
    Погода (весна) - …
    Утро (рано) - …
    Ночь (осень) - …
    Книга (интерес) - …
    Дорога (даль) - …
  2. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение и записать его.
    Опадать, деревья, осень, с, листья.
  3. Вставить в предложение слова вместо картинок. Записать предложение.
    Девочка сорвала.
  4. Закончить предложение, подобрав нужное слово.
    На озере плавали белые ... . Мальчик получил хорошую ... .
  5. Придумать и записать предложения с данными словосочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске словосочетания:
    Вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга, сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое.
  6.  Добавить недостающую букву в глагольную форму.
    Стул упал. Девочка упал… Дерево упал...
  7.  Среди предложенных изображений предметов назвать и записать предметы одного цвета.
    Красный шар, красная машина, красное платье
  8. Изменить словосочетание, данное в скобках.
    Мама подарила дочке (красивая кукла). Новая кукла (лежать в коробка).
    Волк живет в (густой лес).
  9. К названию животного дописать название его детеныша.
    Волк — волчонок, лиса — ..., заяц — … , медведь — ... .
  10.  Выделить и записать общую часть родственных слов.
    Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ледяной, ледокол; лес, лесной, лесник.
  11. Назовите парные предметы. Чем похожи слова, обозначающие маленькие предметы? С помощью какой части они образованы?

  1.  «Кто в каком домике живёт?».
    В каждом домике «живёт» один суффикс; «подселите» к нему такие слова, от которых можно образовать новые слова с этим суффиксом.

  1. Запись словосочетаний, предложений, текста.

Наиболее трудным для умственно отсталых детей является употребление в письменной речи предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

При определении этапов работы над предложно-падежными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее — предлоги над, из, около, за, перед, между, по и др.

При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

  1. родительный падеж с предлогом у, обозначающий местонахождение, с предлогами с, из, до со значением направления действия (лежит у забора, берет с парты, из портфеля);
  2. дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия). (плывет по реке, идет к дому)
  3. винительный падеж с предлогами в, на, за, под (значение направления действия). (ставит на стол, кладет на стол, под стол, за стол;)
  4. творительный падеж с предлогами за, над, под перед (значение местонахождения), обозначающий часть пространства, в пределах которого совершается действие. ( лежит за книгой, перед книгой)
  5. предложный падеж с предлогами в, на, обозначающий местонахождение предмета (лежит на столе, лежит в столе).        

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог в с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет в стол, но лежит в столе).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется. Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. Например: см. приложение.

После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи рекомендуются такие задания:

  1. Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: "Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стаканом?" Ребенок должен показать соответствующую картинку.
  2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: "Положи ручку в пенал, под пенал, на пенал", «Положи мишку на стол, под стол, в шкаф».

Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клетке; ручка на книге, в книге, под книгой). Назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке; составить предложение из слов в начальной форме.

Например: Маша, выпускать, птичка, из, клетка.

Рекомендуются следующие игры в лото:

  1. Логопед называет предметы. Ребенок закрывает картинку соответствующим предлогом, написанным на карточке. Примерные картинки: тигр в клетке, книга на столе, цветы в вазе.
  2. Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги (голуби на крыше, ложка в стакане, кошка под столом). Логопед называет предлог. Дети закрывают карточкой соответствующую картинку.