Цели:
- Развивать словесно – логическое мышление, умение рассуждать, аргументировать ответ, делать выводы.
- Воспитывать товарищество, взаимопомощь, чувство гордости за свой край.
- Познакомить с правилом написания безударных окончаний имён существительных на ий, ия, ие. Составить алгоритм рассуждения при написании безударных окончаний имён существительных.
Ход урока
I. Организационная ситуация
1. Организационный момент.
- Иван Сергеевич Тургенев назвал русский язык великим и могучим. Вы и сами не раз убеждались в богатстве русского языка. Но как часто сегодня можно услышать, как люди, живя в России, не берегут свой родной язык. А как вы думаете, что значит «беречь родную речь»?
- Я разделяю вашу точку зрения. Ваши рассуждения мне хотелось бы обобщить словами:
Так же, как ручей журчит,
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова:
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец.
Это – главное наследство,
Что должны беречь мы с детства.
Будем мы родную речь
Изучать, любить, беречь!
- Во многом беречь родную речь нам помогают писатели, поэты – земляки. С творчеством кого вы знакомы?
2. Актуализация знаний.
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?
На доске: Богаче Сибир. Нет земли в мир. .
- Не даром говорят «Сибирь – жемчужина России». Она богата замечательными людьми, земными недрами. Прекрасна природа Сибири.
Вернёмся к пословице. Судя по пропущенной орфограмме, предположите, о чём будем говорить на уроке.
После ответов детей открывается запись темы урока: Правописание безударных окончаний имён существительных.
- Запишите пословицу в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, письменно объясняя свой выбор.
Проверка (один ученик – у доски).
- Сделаем вывод – как проверить написание безударного окончания имени существительного?
Учитель оформляет на доске ответы в виде таблицы (Приложение 1):
Определи склонение, падеж, окончание |
или
Вспомни окончание по опорному слову |
- Это правило вы хорошо знаете. Но всё ли в русском языке строго подчиняется правилам или есть исключения? Поможет ответить на этот вопрос участие в выполнении следующего задания.
3. Создание целевой установки через создание проблемной ситуации.
- Прочитайте предложение: В Якути. Ведётся добыча алмазов.
- Какое окончание нужно писать? (Одни отвечают интуитивно: «Писать надо «и», другие, зная правило, утверждают: «е»)
- Мы слышим противоречивые точки зрения. Русский язык хранит много тайн, и одну из них мы сейчас открываем. Дело в том, что в русском языке есть имена существительные, правописание которых не подчиняется общему правилу.
На доске добавляется запись, которая с предыдущей имеет следующий вид (Приложение 2):
Подчиняются общему правилу |
Не подчиняются общему правилу |
Определи склонение, падеж, окончание |
или
Вспомни окончание по опорному слову |
- Для слов, не подчиняющихся общему правилу, существует особое правило. Что же это за слова? Имена существительные, которые оканчиваются в начальной форме на ий, ие, ия.
- Попробуйте конкретизировать тему и сформулировать цели урока.
Правописание безударных окончаний имён существительных на ий, ие, ия.
II. Изучение нового материала.
1. Знакомство с правилом.
Запись на доске выглядит так:
См. приложение 7
2. Упражнение в распознавании слов на ий, ие, ия.
Самостоятельная работа. Карточка 1. (Приложение 3).
Проверка.
- Почему важно узнавать такие слова среди других?
3. Работа в парах.
- Вот вы и узнали новую тайну русского языка. Теперь вам предстоит работать парами. Я уверена, что, работая вместе, вы проявите уважение к партнёру, покажите умение слушать и слышать друг друга. Работа в парах. Карточка 2. (Приложение 4)
Проверка.
- Как вы рассуждали (проговаривание алгоритма рассуждения).
III. Упражнение по совершенствованию навыка.
1. Самостоятельная работа с творческим заданием.
На карточке – текст, в котором пропущены буквы на изученное правило. Дети предлагают разные задания: вставить пропущенные буквы, доказывая свой выбор, озаглавить текст, продолжить текст и т.д.
Учитель выслушивает задания и предлагает их выполнить самостоятельно – возможны разноуровневые задания. Карточка 3. (Приложение 5)
Проверка нескольких работ.
2. Словарная работа.
- Понаблюдаем за парами слов и определим новое словарное слово:
Кличка – животное
Название – предмет
………… - человек
(фамилия)
- Что такое фамилия? (после ответов учеников – предложение обратиться к толковому словарю).
- Запишите слово в тетради, укажите ударение, орфограммы.
- Составьте предложение со словом фамилия. Запишите в тетради.
Кем был твой прадед на Руси
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рада кузнецов
Отец отца отцова.
- Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Ведь опозорить фамилию – значит проявить неуважение к старшим, к родным.
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Оценивая вашу работу на уроке, благодарю вас интересные ответы, умение общаться, проявляя при этом уважение друг к другу.
Попробуйте самостоятельно оценить свою работу на уроке. Карточка 4. (Приложение 6)
- Очень хорошо, что вы задумались о своих успехах, неудачах, их причинах. А это значит, что вы никогда не остановитесь в своём желании познавать тайны родного языка!