Цели: отработка обязательного материала минимального уровня по данной теме в ходе закрепления; доведение до автоматизма умения выполнять шаблонные задания, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения: определять простые и сложные вещества, металлы и неметаллы, иметь представления о аллотропных модификациях неметаллов, устанавливать соответствие состава простых веществ и их физических свойств.
Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал на столы учащихся.
Ход урока
1. Организация класса.
В целях актуализации знаний рассказывается вопрос-сказка «Удивительная страна»
Мы с вами побываем в одной Удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались … Впрочем, догадайтесь сами по характеру её жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монетки (а «валюта» в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять весёлыми и добрыми.
Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать ещё …
Скажите, кто были жители этой страны? (металлы и неметаллы)
Итак мы продолжаем с вами путешествовать по этой удивительной стране.
Тема урока: Простые вещества-металлы и неметаллы (Приложение 1. Слайд 1).
Целью урока (слайд 2) будет повторить и закрепить с помощью различных заданий основные сведения о простых веществах – металлах и неметаллах.
План урока: (записано на доске)
- Повторение. Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Проверочная работа.
2. Теоретическая часть. Повторение пройденного материала по схеме (слайд 3). Работа в парах постоянного состава (устная) с последующим контролем по вопросам: (слайд 4)
- Простые и сложные вещества.
- Деление простых веществ на металлы и неметаллы.
- Связь состава, свойств веществ и их применением
- Аллотропия.
В завершении повторения давайте поиграем (слайд 5-6)
(На экране спроецированы дидактические задания: найти выигрышный путь из веществ металлов и неметаллов; электронные схемы атомов.)
3. Практическая часть (Приложение 2).
Часть I.
- Выполнение учащимися задания с пошаговым контролем.
Задание. В списке формул веществ О3 , Н2О, Cl2, Pкр, Al, Ca, О2 , KCl.
а) подчеркните формулы простых веществ одной чертой; металлов – двумя чертами;
б) из общего списка выберите формулы аллотропных модификаций элемента кислорода и подчеркните их волнистой чертой. Ответ объясните.
- Самостоятельная работа учащихся с самоконтролем.
Задание. В списке формул веществ графит , НCl, Cu, Pбел, Na, P, CО2 , K.
а) подчеркните формулы простых веществ одной чертой; металлов – двумя чертами;
б) из общего списка выберите формулы аллотропных модификаций элемента фосфора и подчеркните их волнистой чертой.
Для проверки - (слайд 7)
Часть II.
- Выполнение учащимися задания с комментированием.
Задание. Установите соответствие состава простых веществ и их физических свойств.
Часть III.
- Работа в парах с последующей проверкой по выданному образцу.
Задание. Заполните таблицу (при необходимости можете воспользоваться учебником).
Химический элемент |
Аллотропные модификации |
|
Углерод |
|
|
Олово |
|
|
Ответ - (слайд 8)
Физкультпауза.
Для глаз: - направление взгляда на указательный палец вытянутой руки, затем вдаль.
Для плечевого пояса: И.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2- свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4- локти назад, прогнуться. Повторить 3 раза. Затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
Часть IV.
- Проверочная работа минимального уровня.
Работы учащихся собираются и проверяются учителем к следующему уроку.
Урок заканчивается экспресс-опросом, который проводят в форме селекторного совещания. Учащиеся кладут перед собой сигнальные карты: зеленая обозначает – “да”, красная – “нет”, желтая – “сомневаюсь”.Верно ли, что (слайд 9)
- Среди известных химических элементов большая часть – металлы?
- Молекула озона состоит из двух атомов кислорода?
- Оловом покрывают изнутри консервные банки?
- Неметаллы хорошие проводники электрического тока?
- Для живых организмов особое значение имеет кислород?
В конце урока осуществляется рефлексия:
В заключении мне бы хотелось услышать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Начните предложения со слов: «Сегодня на уроке мне понравилось ….» или «Сегодня на уроке мне не понравилось ….»
Запишите домашнее задание: &13-14, список заданий (после урока тренинг-минимум учащимся выдаётся блок заданий для домашнего выполнения – Приложение 3). (слайд 10)
Итог урока, выставление оценок.
Литература:
- О.С. Габриелян. Химия 8 класс. М. “Дрофа”, 2007 г.
- Е.П. Сгибнева, А.В.Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. Ростов н/Д. «Феникс», 2002.
- Т.К. Толкачева, Л.Г. Лазыкина. Уроки химии по интегральной технологии. М. «Дрофа», 2007.