Урок математики по теме "Деление" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели и задачи урока:

  1. Сформировать понятие деления дроби на дробь.
  2. Закрепить деление дроби на дробь при решении задач и упражнений.
  3. Способствовать выработке умений и навыков деления и умножения дробей.
  4. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.

Форма проведения: Сказка.

Оборудование: Мультимедиа.

Содержание урока:

  1. Организационный момент (слайд 1).
  2. Повторение (слайд 2-6).
  3. Актуализация знаний (слайд 7-10).
  4. Новая тема (слайд 11-14).
  5. Закрепление новой темы (слайд 15, 16).
  6. Итог урока (слайд 17).

Приложение 1. Презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент:

Слайд 1

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать понятие деления дроби на дробь.
  2. Закрепить деление дроби на дробь при решении задач и упражнений.
  3. Способствовать выработке умений и навыков деления и умножения дробей.
  4. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.

Форма проведения: Сказка.

2. Повторение:

Слайд 2

Девиз урока:?

(отгадайте!)

Слайд 3

(Задание с расшифровкой).

См. приложение 2

Слайд 4

Девиз урока: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!»

Слайд 5

Какие числа называют взаимно-обратными?

Найдите числа, обратные данным:

; ; ; 0,7; 1.

Слайд 6

Найдите значение выражений:

 

 

3. Актуализация знаний: Девиз урока у нас сегодня не случайно такой. Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок! Мы прочитаем с вами сказку, из которой вы должны сделать важные для вас выводы.

Слайд 7

В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил да был царь. И был у него сын Иван. Царь прослышал, что за тридевять земель в некотором царстве есть какие-то дроби обыкновенные. Позвал царь Ивана и сказал: «Съездил бы ты, Иван-царевич, в некоторое царство да узнал, что они делают с этими дробями.»

Слайд 8

Идёт Иван-царевич и думает: «Куда иду, не знаю, только время зря теряю».

Только подумал так, смотрит - камень на дороге стоит. На камне - задача для путника.

Вот она, та задача:

Слайд 9

Известна площадь прямоугольника:дми длина одной стороны  дм. Какова длина другой стороны?

Слайд 10

Ивану-царевичу задача лёгкой показалась. Даже обидно стало: что же я такую задачу не решу?

(Многие из вас тоже, наверное, так подумали. Но давайте всё-таки попробуем её решить, не зря ведь этот камень Ивану повстречался. Как вы думаете, можно решить эту задачу?)

Нам известна площадь и длина одной стороны прямоугольника.

Чтобы найти вторую сторону Иван записал:

«Записать то, записал, а разделить как же? Вот проблема!»

4. Новая тема:

Слайд 11

Может с другой стороны к этой задаче подобраться?

Если освободиться от множителя , то можно найти х.

Как вы думаете, Иван-царевич может освободиться от множителя ?

(Можно умножить произведение  на дробь, обратную .)

 В результате получается:  

Слайд 12

Слайд 13

  1. Ну, говорит, что скажешь?
  2. А вот, что я тебе скажу: ловкий способ деления я узнал. Что вышло-то! Делить надо, а я умножаю. Умножаю делимое на дробь, обратную делителю!

Слайд 14

Ну, а если делитель смешанным числом будет, тогда переведу смешанное число в неправильную дробь, вмиг найду ей обратную!

Например: разделим  на

Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.

После этих слов попрощался Иван-царевич с Бабой-Ягой и дальше пошёл.

5. Закрепление новой темы.

Слайд 15

Воспользуемся правилом, которое рассказал Иван-царевич и выполним деление:

а)  В

б)  О

в)  Е

г)  У

д)  Е

е)  С

ж)  Р

з)  Х

и)  Н

к)  П

Составьте слова, используя подсказку:

Первое слово     

Второе слово     

Слайд 16

Задача 1: После того как Иван-царевич распрощался с Бабой-Ягой, он в сапогах скороходах прошёл 15км. за ч. С какой скоростью он шёл?

Задача 2: Иван задумал два числа. Сумма этих чисел равна .

Одно из них в  раза больше другого. Найдите эти числа.

Задача 3: Баба-Яга идя через лес в свою избушку нашла 64 гриба. Мухоморов она нашла в  раза больше, чем съедобных грибов. Сколько мухоморов нашла Баба-Яга?

6. Итог урока:

Слайд 17

Вы сегодня прослушали сказку. Какой урок «добрым молодцам» преподнесла сказка? Что нового и полезного для себя вы узнали?

Для того, чтобы не забыть услышанное и увиденное и надолго запомнить, прочитайте дома п. 17.

Выполните следующие упражнения:

№ 617(а, б, в)

№ 618(а)

№ 629(а).