Цели и задачи урока:
- Сформировать понятие деления дроби на дробь.
- Закрепить деление дроби на дробь при решении задач и упражнений.
- Способствовать выработке умений и навыков деления и умножения дробей.
- Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.
Форма проведения: Сказка.
Оборудование: Мультимедиа.
Содержание урока:
- Организационный момент (слайд 1).
- Повторение (слайд 2-6).
- Актуализация знаний (слайд 7-10).
- Новая тема (слайд 11-14).
- Закрепление новой темы (слайд 15, 16).
- Итог урока (слайд 17).
Приложение 1. Презентация к уроку
Ход урока
1. Организационный момент:
Слайд 1
Цели и задачи урока:
- Сформировать понятие деления дроби на дробь.
- Закрепить деление дроби на дробь при решении задач и упражнений.
- Способствовать выработке умений и навыков деления и умножения дробей.
- Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.
Форма проведения: Сказка.
2. Повторение:
Слайд 2
Девиз урока:?
(отгадайте!)
Слайд 3
(Задание с расшифровкой).
См. приложение 2
Слайд 4
Девиз урока: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!»
Слайд 5
Какие числа называют взаимно-обратными?
Найдите числа, обратные данным:
; ; ; 0,7; 1.
Слайд 6
Найдите значение выражений:
3. Актуализация знаний: Девиз урока у нас сегодня не случайно такой. Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок! Мы прочитаем с вами сказку, из которой вы должны сделать важные для вас выводы.
Слайд 7
В тридесятом царстве, в тридесятом государстве жил да был царь. И был у него сын Иван. Царь прослышал, что за тридевять земель в некотором царстве есть какие-то дроби обыкновенные. Позвал царь Ивана и сказал: «Съездил бы ты, Иван-царевич, в некоторое царство да узнал, что они делают с этими дробями.»
Слайд 8
Идёт Иван-царевич и думает: «Куда иду, не знаю, только время зря теряю».
Только подумал так, смотрит - камень на дороге стоит. На камне - задача для путника.
Вот она, та задача:
Слайд 9
Известна площадь прямоугольника:дми длина одной стороны дм. Какова длина другой стороны?
Слайд 10
Ивану-царевичу задача лёгкой показалась. Даже обидно стало: что же я такую задачу не решу?
(Многие из вас тоже, наверное, так подумали. Но давайте всё-таки попробуем её решить, не зря ведь этот камень Ивану повстречался. Как вы думаете, можно решить эту задачу?)
Нам известна площадь и длина одной стороны прямоугольника.
Чтобы найти вторую сторону Иван записал:
«Записать то, записал, а разделить как же? Вот проблема!»
4. Новая тема:
Слайд 11
Может с другой стороны к этой задаче подобраться?
Если освободиться от множителя , то можно найти х.
Как вы думаете, Иван-царевич может освободиться от множителя ?
(Можно умножить произведение на дробь, обратную .)
В результате получается:
Слайд 12
Слайд 13
- Ну, говорит, что скажешь?
- А вот, что я тебе скажу: ловкий способ деления я узнал. Что вышло-то! Делить надо, а я умножаю. Умножаю делимое на дробь, обратную делителю!
Слайд 14
Ну, а если делитель смешанным числом будет, тогда переведу смешанное число в неправильную дробь, вмиг найду ей обратную!
Например: разделим на
Чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на число, обратное делителю.
После этих слов попрощался Иван-царевич с Бабой-Ягой и дальше пошёл.
5. Закрепление новой темы.
Слайд 15
Воспользуемся правилом, которое рассказал Иван-царевич и выполним деление:
а) В
б) О
в) Е
г) У
д) Е
е) С
ж) Р
з) Х
и) Н
к) П
Составьте слова, используя подсказку:
Первое слово
Второе слово
Слайд 16
Задача 1: После того как Иван-царевич распрощался с Бабой-Ягой, он в сапогах скороходах прошёл 15км. за ч. С какой скоростью он шёл?
Задача 2: Иван задумал два числа. Сумма этих чисел равна .
Одно из них в раза больше другого. Найдите эти числа.
Задача 3: Баба-Яга идя через лес в свою избушку нашла 64 гриба. Мухоморов она нашла в раза больше, чем съедобных грибов. Сколько мухоморов нашла Баба-Яга?
6. Итог урока:
Слайд 17
Вы сегодня прослушали сказку. Какой урок «добрым молодцам» преподнесла сказка? Что нового и полезного для себя вы узнали?
Для того, чтобы не забыть услышанное и увиденное и надолго запомнить, прочитайте дома п. 17.
Выполните следующие упражнения:
№ 617(а, б, в)
№ 618(а)
№ 629(а).