Цель урока:
- Систематизировать знания учащихся по разделу «Изменения, происходящие с веществами».
- Отработать умение работать в группах, повышение интереса к предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Класс делится на четыре группы, выбирается старший, на каждом этапе группам одновременно предлагаются письменные задания или по очереди задают устные вопросы.)
Оформление доски:
2. Игра.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Химические превращения» на корабле, я буду капитаном, старшие по группам - помощники и вы ребята путешественниками.
Прошу помощников капитана зарегистрироваться в судовых журналах. (см. Приложение) Заработанные жетоны прошу вносить в судовой журнал и сдать капитану по прибытию.
Разминка. В начале нам надо узнать, как называется наш корабль, на котором мы будем путешествовать. Для этого вам предстоит разгадать кроссворд.
Вопросы:
- Этот элемент впервые был выделен Г.Деви (Лондон, Англия) в 1808г., и назван в честь греческого полуострова Магнисия.
- Этот элемент был открыт У.Рамзаем и М.Траверсом (Лондон, Англия) в 1898г, в переводе с греческого его название – новый, применяется для изготовления реклам.
- Этот металл выделен Г.Деви в Королевском институте (Англия) в 1807г, латинское название natrium происходит от древнееврейского neter – бурлящее вещество.
- Этот элемент открыт Г. Кавендишем (Англия) в 1776г, название происходит от греческого hydro genes – порождающий воду.
- Этот металл был известен уже древним цивилизациям, называется ferrum, от греко-латинского fars – быть твердым.
- Этот металл известен с древности, называется на англосаксонском – gold, от латинского aurora – утренняя заря.
- Этот элемент открыт Локьером (Англия) и Ж.Жансеном (Франция) в 1868г., и назван от греческого helios – солнце.
- Этот металл научились использовать еще древние цивилизации, назван он от латинского Cuprum – остров Кипр.
- Этот металл известен с глубокой древности, называется – plumbum.
(За каждый ответ – жетон.) Ответ 1 по горизонтали. Оценка работы в группе.
Мы узнали, что наш корабль называется «Менделеев» и теперь мы отправляемся в плавание, наш маршрут: мы переплывем Океан Реакций, заглянем в Бухту Задач, преодолеем Рифы формул и примем участие в Химической эстафете.
Итак, впереди океан реакций: 1 этап – Океан Реакций.
Вопросы 1 группе:
- Что называют химическими реакциями?
- Какие реакции называются реакциями соединения? Приведите примеры.
Вопросы 2 группе:
- Какие реакции называются реакциями горения?
- Какие реакции называются реакциями разложения? Приведите примеры.
Вопросы 3 группе:
- Что называют химическим уравнением?
- Какие реакции называются реакциями замещения? Приведите примеры.
Вопросы 4 группе:
- Какие реакции называются экзотермическими, а какие – эндотермическими?
- Какие реакции называются реакциями обмена? Приведите примеры.
Оценка работы в группах.
Мы зашли в бухту задач: 2 этап – Бухта Задач.
Задание 1 группе:
- Определите массу оксида серы (IV), полученного при взаимодействии 16г серы с кислородом.
Задание 2 группе:
- Определите массу воды, полученной при взаимодействии кислорода с 6г водорода.
Задание 3 группе:
- Определите массу оксида меди (II), полученного при окислении 6,4г меди.
Задание 4 группе:
- Определите массу оксида цинка, полученного окислением 13г цинка.
Оценка работы в группах.
Наш корабль приближается к рифам формул: 3 этап – Рифы формул.
Блиц-опрос.
Каждой группе по очереди задаются 7 вопросов, и определяется число правильных ответов.
1 группа:
- Общее название солей азотной кислоты? (нитраты)
- Название оксида водорода? (вода)
- Формула серной кислоты? (H2SO4)
- Степень окисления натрия? (+1)
- Реакции взаимодействия простых веществ? (соединения)
- Химическое название углекислого газа? (оксид углерода (IV))
- Формула газа кислорода? (О2)
2 группа:
- Степень окисления кальция? (+2)
- Соли угольной кислоты? (карбонаты)
- Самый легкий газ? (водород)
- Какого газа больше всего в воздухе? (азота)
- Химическая формула воды? (H2O)
- Техническое название оксида кальция? (негашеная известь)
- Формула бромоводородной кислоты? (HBr)
3 группа:
- Степень окисления алюминиям (+3)
- Какой газ нужен для дыхания? (кислород)
- Растворимое основание? (щелочь)
- Формула снега? (Н2О)
- Какой газ выделяется при дыхании? (СО2)
- Соли соляной кислоты? (хлориды)
- Техническое название гидроксида кальция? (гашеная известь)
4 группа:
- Смесь, состоящая из растворителя и растворенного вещества? (раствор)
- Соли серной кислоты? (сульфаты)
- Формула гидроксида натрия? (NaOH)
- Формулы сероводородной кислоты? (H2S)
- Как называются реакции, при которых из одного сложного образуется несколько простых веществ? (разложения)
- Степень окисления водорода? (+1, -1)
- Формула азотной кислоты? (HNO3)
Оценка работы в группах.
Теперь нам предстоит участие в химической эстафете:
4 этап – Химическая эстафета.
Уравнять уравнения реакций (каждый ученик выходит к доске и дописывает одну реакцию, последний проверяет все реакции).
Реакции для 1 группы:
А) K + H2O → КОН + Н2
Б) Al + Cl2 → AlCl3
В) NaNO3 → NaNO2 + O2
Г) Na2CO3 + HCl → NaCl + H2O + CO2
Реакции для 2 группы:
А) N2O5 + H2O → HNO3
Б) Na + H2O → NaOH + H2
В) Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O
Г) Ba(OH)2 + HNO3 → Ba(NO3)2 + H2O
Реакции для 3 группы:
А) Na2O + H2O → NaOH
Б) Al(OH)3 → Al2O3 + H2O
В) Ca + H2O → Ca(OH)2 + H2
Г) Cu(OH)2 + HCl → CuCl2 + H2O
Реакции для 4 группы:
А) P2O5 + H2O → H3PO4
Б) Al + ZnCl2 → AlCl3 + Zn
В) Cr(OH)3 → Cr2O3 + H2O
Г) FeO + HCl → FeCl2 + H2O
Оценка работы в группах.
3. Подведение итогов.
Самооценка.
4. Рефлексия.
Обдумывают, что они делали на уроке.
Учитель предлагает поделиться впечатлениями по следующим пунктам.
-
“Я” – насколько активно принимал участие в игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в работу группы.
-
“Мы” – насколько слаженно мы работали в группе, всё ли удалось в игре.
-
“Oбщее дело” – каковы общие успехи в игре, что удалось и что не получилось, какие знания необходимо повторить, какие навыки отработать.
Из путешествий всегда привозят какие-то чудеса или редкие вещи. И мы с вами привезли одно из чудес света: «Фараоновы змеи». (Учитель демонстрирует опыт.)