Урок–игра "Путешествие по Стране химические превращений"

Разделы: Химия


Цель урока:

  1. Систематизировать знания учащихся по разделу «Изменения, происходящие с веществами».
  2. Отработать умение работать в группах, повышение интереса к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Класс делится на четыре группы, выбирается старший, на каждом этапе группам одновременно предлагаются письменные задания или по очереди задают устные вопросы.)

Оформление доски:

2. Игра.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Химические превращения» на корабле, я буду капитаном, старшие по группам - помощники и вы ребята путешественниками.

Прошу помощников капитана зарегистрироваться в судовых журналах. (см. Приложение) Заработанные жетоны прошу вносить в судовой журнал и сдать капитану по прибытию.

Разминка. В начале нам надо узнать, как называется наш корабль, на котором мы будем путешествовать. Для этого вам предстоит разгадать кроссворд.

Вопросы:

  1. Этот элемент впервые был выделен Г.Деви (Лондон, Англия) в 1808г., и назван в честь греческого полуострова Магнисия.
  2. Этот элемент был открыт У.Рамзаем и М.Траверсом (Лондон, Англия) в 1898г, в переводе с греческого его название – новый, применяется для изготовления реклам.
  3. Этот металл выделен Г.Деви в Королевском институте (Англия) в 1807г, латинское название natrium происходит от древнееврейского neter – бурлящее вещество.
  4. Этот элемент открыт Г. Кавендишем (Англия) в 1776г, название происходит от греческого hydro genes – порождающий воду.
  5. Этот металл был известен уже древним цивилизациям, называется ferrum, от греко-латинского fars – быть твердым.
  6. Этот металл известен с древности, называется на англосаксонском – gold, от латинского aurora – утренняя заря.
  7. Этот элемент открыт Локьером (Англия) и Ж.Жансеном (Франция) в 1868г., и назван от греческого helios – солнце.
  8. Этот металл научились использовать еще древние цивилизации, назван он от латинского Cuprum – остров Кипр.
  9. Этот металл известен с глубокой древности, называется – plumbum.

(За каждый ответ – жетон.) Ответ 1 по горизонтали. Оценка работы в группе.

Мы узнали, что наш корабль называется «Менделеев» и теперь мы отправляемся в плавание, наш маршрут: мы переплывем Океан Реакций, заглянем в Бухту Задач, преодолеем Рифы формул и примем участие в Химической эстафете.

Итак, впереди океан реакций: 1 этап – Океан Реакций.

Вопросы 1 группе:

  • Что называют химическими реакциями?
  • Какие реакции называются реакциями соединения? Приведите примеры.

Вопросы 2 группе:

  • Какие реакции называются реакциями горения?
  • Какие реакции называются реакциями разложения? Приведите примеры.

Вопросы 3 группе:

  • Что называют химическим уравнением?
  • Какие реакции называются реакциями замещения? Приведите примеры.

Вопросы 4 группе:

  • Какие реакции называются экзотермическими, а какие – эндотермическими?
  • Какие реакции называются реакциями обмена? Приведите примеры.

Оценка работы в группах.

Мы зашли в бухту задач: 2 этап – Бухта Задач.

Задание 1 группе:

  • Определите массу оксида серы (IV), полученного при взаимодействии 16г серы с кислородом.

Задание 2 группе:

  • Определите массу воды, полученной при взаимодействии кислорода с 6г водорода.

Задание 3 группе:

  • Определите массу оксида меди (II), полученного при окислении 6,4г меди.

Задание 4 группе:

  • Определите массу оксида цинка, полученного окислением 13г цинка.

Оценка работы в группах.

Наш корабль приближается к рифам формул: 3 этап – Рифы формул.

Блиц-опрос.

Каждой группе по очереди задаются 7 вопросов, и определяется число правильных ответов.

1 группа:

  1. Общее название солей азотной кислоты? (нитраты)
  2. Название оксида водорода? (вода)
  3. Формула серной кислоты? (H2SO4)
  4. Степень окисления натрия? (+1)
  5. Реакции взаимодействия простых веществ? (соединения)
  6. Химическое название углекислого газа? (оксид углерода (IV))
  7. Формула газа кислорода? (О2)

2 группа:

  1. Степень окисления кальция? (+2)
  2. Соли угольной кислоты? (карбонаты)
  3. Самый легкий газ? (водород)
  4. Какого газа больше всего в воздухе? (азота)
  5. Химическая формула воды? (H2O)
  6. Техническое название оксида кальция? (негашеная известь)
  7. Формула бромоводородной кислоты? (HBr)

3 группа:

  1. Степень окисления алюминиям (+3)
  2. Какой газ нужен для дыхания? (кислород)
  3. Растворимое основание? (щелочь)
  4. Формула снега? (Н2О)
  5. Какой газ выделяется при дыхании? (СО2)
  6. Соли соляной кислоты? (хлориды)
  7. Техническое название гидроксида кальция? (гашеная известь)

4 группа:

  1. Смесь, состоящая из растворителя и растворенного вещества? (раствор)
  2. Соли серной кислоты? (сульфаты)
  3. Формула гидроксида натрия? (NaOH)
  4. Формулы сероводородной кислоты? (H2S)
  5. Как называются реакции, при которых из одного сложного образуется несколько простых веществ? (разложения)
  6. Степень окисления водорода? (+1, -1)
  7. Формула азотной кислоты? (HNO3)

Оценка работы в группах.

Теперь нам предстоит участие в химической эстафете:

4 этап – Химическая эстафета.

Уравнять уравнения реакций (каждый ученик выходит к доске и дописывает одну реакцию, последний проверяет все реакции).

Реакции для 1 группы:

А) K + H2O → КОН + Н2
Б) Al + Cl2 → AlCl3
В) NaNO3 → NaNO2 + O2
Г) Na2CO3 + HCl → NaCl + H2O + CO2

Реакции для 2 группы:

А) N2O5 + H2O → HNO3
Б) Na + H2O → NaOH + H2
В) Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O
Г) Ba(OH)2 + HNO3 → Ba(NO3)2 + H2O

Реакции для 3 группы:

А) Na2O + H2O → NaOH
Б) Al(OH)3 → Al2O3 + H2O
В) Ca + H2O → Ca(OH)2 + H2
Г) Cu(OH)2 + HCl → CuCl2 + H2O

Реакции для 4 группы:

А) P2O5 + H2O → H3PO4
Б) Al + ZnCl2 → AlCl3 + Zn
В) Cr(OH)3 → Cr2O3 + H2O
Г) FeO + HCl → FeCl2 + H2O

Оценка работы в группах.

3. Подведение итогов.

Самооценка.

4. Рефлексия.

Обдумывают, что они делали на уроке.

Учитель предлагает поделиться впечатлениями по следующим пунктам.

  • “Я” – насколько активно принимал участие в игре, каковы мои знания по теме, мой вклад в работу группы.

  • “Мы” – насколько слаженно мы работали в группе, всё ли удалось в игре.

  • “Oбщее дело” – каковы общие успехи в игре, что удалось и что не получилось, какие знания необходимо повторить, какие навыки отработать.

Из путешествий всегда привозят какие-то чудеса или редкие вещи. И мы с вами привезли одно из чудес света: «Фараоновы змеи». (Учитель демонстрирует опыт.)