Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении в новых условиях организации учебного процесса. Поэтому одно из направлений инновационной деятельности нашей школы: "Привлечение детей к системному чтению как условие повышения качества образования". В школе сложилась система совместной работы администрации с учителями начальных классов, учителями русского языка и литературы с работником сельской библиотеки по привлечению детей к системному чтению. Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса. Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение?
Проанализировав успеваемость учеников 5-го класса, мы сделали вывод, что отличницей стала ученица, читающая 120 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами (6 человек), имели технику чтения от 80 до110 слов в минуту. Троечники (все остальные) имели скорость чтения 40-80 слов в минуту - приблизительно, конечно. Такова закономерность.
Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем и в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному - читать.
Главным я считаю наладить работу по отслеживанию техники чтения в начальной и в 5-6 классах основной школы.
Согласно графику внутришкольного контроля, проверку техники чтения мы проводим в первую неделю сентября, что позволяет определить исходное состояние техники чтения каждого ученика, отдельного класса и школы в целом. Мы выделили три такие группы: дети, темп чтения которых превышает нормативные требования первого полугодия; дети, темп чтения которых соответствует нормативным требования первого полугодия; дети, которые не выполняют требования программы. Определив состояние техники чтения на начало учебного года, педагог вычерчивает график, где по горизонтали отмечаются даты проведенных наблюдений, а по вертикали - количество слов, прочитанных за минуту (приложение 1).Однако скорость нельзя считать, по моему мнению, определяющим фактором, поэтому на графике цифрой дополнительно мы отмечаем число ошибок, допущенных учащимся, цветом отмечаем выразительность чтения. Для этого кружок закрашивается каким-либо цветом (красный - чтение выразительное, синий - требует работы над выразительностью). Знаком плюс (минус) отмечаем осмысленность чтения, умение отвечать на вопросы, рассказывается о прочитанном. Для составления индивидуального плана работы с конкретным учеником мы фиксируем качество ошибок (ошибки в окончании слов, повторы, постановка ударения и пр.). Это мы отмечаем на обратной стороне того же графика. Подобная деятельность учителя не только стабилизирует технику чтения, но и улучшает ее. Вот так мы выстраиваем индивидуальное отслеживание качества техники чтения учащихся 1-5 классов. Динамику техники чтения ученика следует контролировать (на уровне учителя) ежемесячно. На первый взгляд, эта работа кажется громоздкой, требующей от учителя колоссальных временных затрат. Однако время уходит только на создание шаблона индивидуального графика, на котором мы фиксируем качество техники чтения за все годы обучения, используя различные цвета для каждого учебного года.
Ежемесячное отслеживание техники чтения дает возможность педагогу судить о результативности своей работы по формированию качества чтения ученика, помогает объяснить причины изменения графика в ту или иную сторону, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает совместно намечать план коррекции.
А что делать тем ученикам, которые овладевают навыками чтения с трудом? На помощь придет тот же график, только в этом случае мы разработали другую цену деления: отмечается повышением в графике хоть одно дополнительно прочитанное слово.
В любом случае каждый ученик будет видеть рост темпа своего чтения, его качественное изменение, сможет сравнивать его с предыдущими результатами. Все это активизирует ребят, создает положительную мотивацию обучения.
А теперь рассмотрим вариант, в котором темп чтения не растет. Чем учитель сможет поощрить слабого, но очень старающегося ученика? Мы это делаем с помощью изменения цвета в кружке, характеризующем осмысленность чтения! Красный цвет показывает выразительность чтения, синий - ее отсутствие, то голубой цвет обозначает: "Читает невыразительно, но очень старается". Это незначительное изменение в графике, отмечающее стабилизацию, и является маленьким поощрением.
Итак, вооружившись графиком как показателем изменения качества техники чтения конкретного ученика учитель намечает соответствующую работу с каждым учеником, стимулирует его продуктивную деятельность, подбирает методы и приемы, адекватные его потребностям, проводит беседы с родителями, привлекает их тем самым к проблемам ребенка.
Дети, стараясь прочитать больше страниц, чем одноклассники, постоянно отрабатывают навык чтения. При этом мы рекомендуем, чтобы ребенок ежедневно фиксировал число страниц, прочитанных вслух самостоятельно.
О работе учителя в целом я как заместитель директора по учебно-воспитательной работе сужу по обобщенному графику состояния техники чтения класса. На нем в динамике отражен средний процент всех исследуемых параметров: темп чтения, правильность, выразительность и осознание прочитанного материала.
Контрольную проверку техники чтения администрацией не следует проводить чаще одного-двух раз в год.
Графическое изображение дает яркую картинку, иллюстрирующую навыки чтения в каждом классе, их изменения как показатель работы учителя, и одновременно сигнализирует руководству школы о необходимости принятия управленческого решения в случае резкого снижения показателей.
Ведя отслеживание техники чтения учащихся завуч имеет представление о состоянии техники чтения, о качестве работы педагогов, что помогает планировать работу школы, школьного методического объединения, творческих групп учителей.
Мы предлагаем вашему вниманию комплекс упражнений по развитию скорости и осознанности чтения, которыми пользуются наши учителя при проведении уроков литературного чтения и литературы
Упражнения для развития скорочтения представлены в приложении 1.