Пояснительная записка.
Элективный курс «Современные музыкальные жанры» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса к обучению по специальному художественному направлению гуманитарного профиля и является продолжением и логическим завершением предмета «Музыка» (1-8 кл., под научным руководством Д. Б. Кабалевского).
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Концепции художественно-эстетического образования и Государственного образовательного стандарта области «Искусство».
Цель курса:
- формирование системы музыкально-эстетических ценностей учащихся в условиях массовой культуры с опорой на знание эволюции музыкального искусства, его современных стилей и жанров;
- формирование интереса и положительной мотивации школьников к музыкальной специализации в гуманитарном профиле.
Элективный курс «Современные музыкальные жанры» является предметно-ориентированным и решает следующие задачи:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес специальному художественному направлению и создать условия для осознанного выбора профиля в образовательной области «Искусство»;
- познакомить учащихся с наиболее значительными явлениями, стилями и жанрами современной массовой музыкальной культуры, приобщить к лучшим образцам современной музыки;
- показать взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и массовой музыкальной культуры;
- развить навыки критического отношения к вновь возникающим музыкальным явлениям, умение оценивать их с точки зрения на основе знаний истории и теории музыки;
- научить понимать и оценивать современную музыку с духовно-нравственных позиций, помочь выработать собственный обоснованный взгляд на явления современной массовой музыкальной культуры, способствовать формированию эстетически значимой системы ценностей и музыкальных вкусов.
Содержание элективного курса реализуется на основе принципов последовательности, системности, обобщения, а также при помощи следующих методов:
- метод художественно-педагогической драматургии, который способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете,
- проблемно-поисковый метод, метод обобщения, метод проектов, которые оптимизируют процесс вхождения учащихся в профессию, т. к. помогают формированию самостоятельного взгляда на неё;
- метод монологически- диалогического изложения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
- метод визуального изучения явлений и зрительно-звуковой информации;
- метод взаимосвязи различных видов искусств;
- метод взаимосвязи с жизнью (опора на жизненные ситуации);
- метод самостоятельной работы с источником.
Основной формой работы является учебное занятие (урок), проводимое 1 раз в неделю продолжительностью 45 минут. Занятия носят теоретический и практический характер.
Формы учебных занятий: «круглый стол», практикум, конференция, дискуссия, ток-шоу, семинар.
Программа реализуется в различных видах деятельности:
- исполнительская (пение, музицирование);
- слушание аудиозаписей, просмотр видеозаписей;
- диагностическая (анкетирование, тестирование);
- проектно-исследовательская;
- просветительская (посещение концертов, спектаклей).
Проведение курса предусмотрено в течение полугодия в 9 классе общеобразовательной школы. Курс расчитан на 20 часов.
Критериями успешного освоения элективного курса и готовности к освоению специализации художественного направления гуманитарного профиля можно считать:
- степень развития интереса к данному профилю;
- степень развития эмоционально-нравственного отклика на художественное произведение и художественно-профессиональную деятельность;
- степень проявления способностей к музыкально-творческой деятельности и интереса к данному направлению музыки;
- степень проявления самостоятельности взглядов, позиций, суждений об искусстве, проявления художественного вкуса.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за учащимися в процессе работы, собеседований с ними, а также с использованием форм входного, текущего и итогового контроля (викторины, опрос, тесты, концертная деятельность).
Итоговый контроль заключается в обобщении результатов текущих опросов и выполнении итоговых практических зачётных работ. В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- ориентироваться в разнообразии современных музыкальных стилей и направлений;
- знать основные особенности творчества изучаемых авторов и исполнителей;
- узнавать на слух изучаемые музыкальные произведения;
- уметь высказывать свою точку зрения на музыкальные явления современности;
- иметь представление о выбранном профессиональном направлении;
- сдать зачётную работу.
Тематическое планирование.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Введение в курс | 1 | 1 | |
2. | Джаз | 2 | 2 | |
3. | Рок-музыка | 2 | 2 | |
4. | Мюзикл | 2 | 2 | |
5. | Кино-музыка | 2 | 2 | |
6. | Поп-музыка | 2 | 2 | |
7. | Авторская (бардовская) песня, гитара | 1 | 2 | 3 |
8. | Электронная музыка, синтезатор | 1 | 2 | 3 |
9. | Профи-дайджест | 1 | 1 | |
10. | Зачётное занятие | 2 | 2 | |
Всего: |
14 | 6 | 20 |
Содержание.
1. Введение в курс (1 час).
Задачи курса (краткое ознакомление, анкетирование, профтестирование, беседа).
Понятие «современная музыка», «современный жанр». Смена эпох: античность, возрождение, барокко, классицизм, романтизм, современная музыка. Музыка «серьёзная» и «лёгкая». Феномен эстрады, понятие «эстрады». Основные жанры эстрадной музыки. Эстрадный оркестр, инструменты. Значение легкожанровой музыки в наши дни.
Термины: эстрада, сцена, концерт, оркестр, дирижёр, поэт, композитор, эстрадно-симфонический оркестр, аранжировка, песня, шлягер.
Материал для слушания (на выбор):
- И.С. Бах. «Шутка» из сюиты для струнных и флейты.
- В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».
- Л.Бетховен. «Экосезы».
- Ф.Шуберт. Баллады, песни.
- И.Штраус. Вальсы.
- П. Мориа. «Под музыку Вивальди».
- Р.Паулс. «Вернисаж».
Эстрадные песни по выбору учителя и учащихся.
Требования к знаниям, умениям, навыкам (ЗУН):
- иметь представление о задачах курса;
- ориентироваться в смене эпох, обусловивших появление и развитие музыкальных стилей;
- знать особенности и основные жанры современной музыки;
- уметь отличать музыку современную от других музыкальных жанров.
2. Джаз (2 часа).
Негритянские корни джаза. Жанры джаза – спиричуэлс, госпел, соул. Регтайм. История блюза, его специфика. Классический джаз, биг-бенд. Многообразие жанровых направлений и стилей джаза (кулл, фри, би-боп, свинг и др.) Особенности музыкального языка джаза ( ритмика, интонации, гармония). Джазовые музыкальные инструменты. Представители зарубежного и русского джаза. Стилевые сплавы (хард-боп, модерн-боп, соул, фри-джаз, барокко-джаз, симфоджаз…).
Термины: джаз, спиричуэлс, госпел, ритм-группа, скэт, синкопа, полиритмия, диссонанс.
Материал для слушания:
- «Молитва» (негритянский спиричуэлс).
- «Роллем Пит», «Блюз Западной окраины».
- Д. Вашингтон. «Блюз».
- Дж. Гершвин. «Колыбельная».
- А. Варум. «Осенний джаз».
- Л. Утёсов. «Диксиленд».
- Композиции Л. Армстронга, О. Лундстрема.
Требования к ЗУН:
- оперировать терминами и понятиями, характеризующими джазовую музыку;
- знать историю джаза, уметь охарактеризовать основные направления, уметь отличить на слух джазовую музыку;
- знать музыкальные инструменты, используемые в джазе, знать корифеев и современных исполнителей джаза.
3. Рок-музыка (2 часа).
История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-музыка – явление
современности. Основополагающие стили рок-музыки: ритм-энд-блюз и рок-н-ролл, их
особенности, представители (Билл Хейли, Элвис Пресли, Алан Фрид и др.).
Электрогитара, виды, её значение в рок-н-ролле, манеры исполнения.
Классический рок. Британский рок. «Битлз»-творческий портрет, история успеха. «Роллинг
Стоунз», «Энималз» и др. Стили рок-музыки: панк, фолк, хард, хэви-металл, «новая
волна» и др. Представители стилей.
Русский рок. История появления, особенности, представители.
Термины: ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рокэбилли, кантри, хилли-билли, скиффл, биг-бит, хард-рок, прогрессивный, альтернативный, психоделический рок, андеграунд, фолк-рок, джаз-рок, латин-рок, фьюжн, афро-рок.
Материал для слушания: музыкальные произведения рок-групп «Биттлз», «Роллинг Стоунз», «Лед Зеппелин», «Ди Перпл», «Блек Саббат», «Пинк Флойд», «Куин», «Скорпионс», «Кино», «Машина времени», «ДДТ», «Чайф», «Аквариум», «Браво», «Ария», «Алиса», репертуар Э. Джона, Э. Пресли, В. Кузьмина и др.
Требования к ЗУН:
- знать об истоках рока, его роли в жизни молодёжи;
- уметь отличать стили рок-музыки от других стилей;
- знать музыкальные инструменты, используемые в рок-музыке;
- знать «пионеров» и современных исполнителей рока.
4. Мюзикл (2 часа).
Истоки возникновения жанра, классические предшественники (опера, балет, оперетта). Водевиль, шоу, мюзик-холл, ревю (музыкально-выразительные средства, особенности, элементы). Синтез академической и эстрадной музыки. Взаимодействие драматургии и структуры оперы и музыкального языка рок-музыки. Первые образцы западной рок-оперы («Волосы», «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббера). Продолжение традиций рок-оперы в отечественной музыке (А. Рыбников, А.Журбин…).
Термины: опера, балет, оперетта, водевиль, варьете, шоу, канкан, ревю, мюзик-холл, рок-опера.
Материал для слушания:
- И.Штраус. «Летучая мышь».
- Л. Бернстайн. «Вестсайдская история».
- П.Херманн. «Хэлло, Долли».
- Э.Уэббер. Фрагменты оперы «Иисус Христос – суперзвезда».
- А.Рыбников. «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты».
- К.Меладзе. «Золушка».
- Г.Гладков. «Бременские музыканты».
- Р.Кочанте. «Нотр дам де Пари».
Требования к ЗУН:
- знать историю зарождения жанра;
- знать разновидности жанра, их отличительные особенности;
- знать первых и современных зарубежных и отечественных авторов данного жанра;
5. Киномузыка (2 часа).
Значение музыки в кино как средства раскрытия художественного образа. Специфика музыки в кино и в мультипликации. Песня в кинофрагменте – средство для характеристики героев. Музыка в «кадре» и за «кадром». Представители киномузыки (Н. Рота, Э. Марриконе, Р. Роджерс, А. Рыбников, Ген.Гладков, И. Дунаевский, А.Петров, М.Таривердиев и др.)
Материал для слушания: музыкальные фрагменты к кинофильмам «Титаник», «Ирония судьбы», «Иван Васильевич меняет профессию», «Гардемарины, вперёд!», «Берегись автомобиля», «Крёстный отец», «Семнадцать мгновений весны» и др.
Требования к ЗУН:
- знать о роли музыки в кино и мультипликации;
- знать о специфике жанра;
- знать имена современных композиторов, работающих в данном жанре.
6. Поп-музыка (2 часа).
Понятие о поп-музыке как субкультуре современной молодёжи. Тенденции возникновения. Актуальность поп-музыки в современных условиях, её положительные и отрицательные черты, влияние на подрастающее поколение. Роль СМИ в распространении поп-культуры. Стили и направления поп-музыки, музыкальный язык и особенности. Представители зарубежной и отечественной поп-музыки. Фестивали, конкурсы, шоу-проекты («Евровидение», «Фабрика звёзд», «Новая волна», «Народный артист», «Пять звёзд» и др.)
Термины: поп-музыка, поп-культура, шоу-бизнес, шоу-проект, продюсер, бренд, ротация, имидж.
Материал для слушания выбирается по усмотрению учителя и желанию учащихся, используются видеозаписи шоу-программ.
Требования к ЗУН:
- иметь понятие о поп-музыке;
- знать стили и особенности, отличительные черты поп-музыки;
- уметь отличать лучшие образцы поп-культуры от низкосортных, примитивных песен.
7. Авторская (бардовская) песня. Гитара (3 часа).
История зарождения жанра в нашей стране. Черты авторской песни, её актуальность. Жанры авторской песни, яркие представители (Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор, Дольский, Никитин, Розенбаум). Клубы самодеятельной песни (КСП), фестивали авторской песни. Акустическая гитара и её роль в формировании доверительного характера жанра, приёмы игры на гитаре. Элементарное музицирование . Аккорды. Работа над песнями.
Термины: авторская песня, барды, тема, образ, мотив, аккорд, гитара, аппликатура, баррэ.
Материал для слушания:
- Б.Окуджава. «Пожелание друзьям», «Грузинская песня».
- Ю.Визбор. «Милая моя».
- О.Митяев. «Как здорово…».
- В.Высоцкий. «Кони привередливые».
- А.Дольский. «Баллада о звезде».
- А. Розенбаум.»Вальс-бостон» и др.
Требования к ЗУН:
- уметь отличать бардовскую песню от других стилей современной музыки;
- знать особенности бардовской песни;
- знать представителей жанра;
- иметь элементарный навык музицирования на гитаре (простейшие аккорды, приёмы игры на инструменте, уметь передавать в исполнении бардовских песен их смысл и доверительный характер).
8. Электронная музыка. Синтезатор (3 часа).
Понятие об электронной музыке. Терменвокс. Роль электронной музыки в формировании эстетики мега-концертов, шоу-программ. Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, техника, светомузыка и светотехника в оформлении шоу-программ. Студия звукозаписи. Представители электронной музыки (Ж.-М.Жаррэ, Э.Артемьев, А.Рыбников и др.)
Синтезатор как представитель современных электронных инструментов. Знакомство с техническими параметрами и возможностями инструмента. Элементарное освоение синтезатора (гаммы, мелодическая линия, аккорды), элементарное музицирование.
Термины: электронная музыка, терменвокс, шоу-программа, лазер, синтезатор, аккомпанемент, аккорд.
Материал для слушания: инструментальные композиции Ж.-М.Жаррэ, Э.Артемьева, группа «Спейс» и др.
Требования к ЗУН:
- иметь представление об электронной музыке;
- иметь общее представление о синтезаторе;
- иметь навык элементарного музицирования (игра гамм, мелодий, простейших последовательностей).
9. Профи-дайджест (1 час).
Занятие носит информационный характер, цель которого – расширение музыкально-информационного поля, кругозора, профессиональная ориентация в области музыкального образования. Знакомство с музыкально-просветительскими учреждениями, мировыми музыкальными центрами, музыкальными учебными заведениями ( специфика музыкальных профессий, условия приёма, требования при поступлении, реклама музыкальных учебных заведений).
10. Зачётное занятие (2 часа).
Формы зачётных работ (по выбору):
- представление любимой рок (поп)-группы или исполнителя (мультимедийная презентация, буклет, коллаж, газета);
- рецензия на песенный репертуар рок (поп)-группы или исполнителя;
- статья (репортаж) в школьную или районную газету о музыкальном событии (мероприятии) школы, села;
- проект программы для фестиваля современной музыки (продумать название мероприятия, его цель, определить круг приглашённых представителей разных стилей современной музыки, разработать сценарный ход и логическую программу фестиваля);
- разработать и провести ток-шоу на тему «Современная музыка: «за» и «против» (определить цель, круг вопросов, приглашённых участников шоу);
- подготовка доклада или реферата по пройденным темам;
- разработать музыкальную викторину «Всё о современной музыке» (творческий мини-проект);
- концертное выступление (сольное исполнение песни по выбранному жанру) на школьном вечере, в шоу-программе, на фестивале, конкурсе (в зависимости от уровня исполнения);
- разработать и провести «Вечер бардовской песни» (с собственным исполнением бардовской песни);
- провести собственное исследование по изучению творчества представителей современной музыки (рок-группы, исполнителей, поп-группы, джаза, авторской песни …).
Во время итогового контроля проводится анкетирование с целью выявления динамики интереса к элективному курсу, его целесообразности.
Литература для учащихся:
- Кастальский С. Рок-энциклопедия.- М., Ровесник, 1997.
- Мильто И.П. Поговорим о музыке. – М., Беларусь, 1989.
- Рок-музыка в СССР, опыт популярной энциклопедии./сост. А.К.Троицкий. / М., Книга, 1990.
- Музыкальный энциклопедический словарь. – М., Советская энциклопедия, 1990.
- Багиров А., Любовь моя – «Биттлз», - Минск., Парус, 1993.
- БЭС. – М., Большая Российская Энциклопедия, 1998.
- Васина-Гроссман В., Первая книга о музыке. 1999.
- Энциклопедия советского джаза, - М., 1985.
- Краткий музыкальный словарь для учащихся. Булучевский Ю.. –Л. Музыка, 1990.
Литература для учителя:
- Программа средней общеобразовательной школы. – М., Просвещение.1990.
- Березовчук Л. Методическая аннотация по курсу «Мировая музыкальная культура», С-П., 1990.
- Периодические журналы: «Музыка в школе», «Искусство в школе», «Yes Все звёзды», «Радуга», «Твоя параллель».
- Компакт-диски, видео-, аудиокассеты, видеофильмы.